Про проклятие продакт-плейсмента из «Бегущего по лезвию»
Я уже кучу всего писал про «Бегущего по лезвию» (обожаю его, что уж взять), напишу и сегодня.
Хочу зайти с неожиданной стороны — а именно, с рекламы брендов в этом фильме.
Фантастические миры нам показывали уже много где (начиная с «Метрополиса» и заканчивая «Звездными войнами»), со всякими летающими машинами, загадочными бытовыми устройствами и странными одеждами.
Но ничего так сильно не заставляет поверить в этот мир, как красно-белая неоновая вывеска Кока-Колы на заднем плане.
С этим, кстати, связана полумистическая деталь — почти все бренды, которые показывались в «Бегущем», либо разорились, либо пережили крупнейшие кризисы и трансформации вскоре после выхода фильма в 1982 году.
Это явление даже получило название «blade runner curse».
Из этого правила есть всего несколько исключений (про них я расскажу в конце), а пока давайте перечислим бедолаг:
Atari
Главный видеоигровой гигант 70-ых, в котором даже успел поработать Стив Джобс, до того, как основать Apple.
В 1983 году грянул кризис индустрии видеоигр, в итоге, Atari не смогла справиться с рыночными потрясениями и была закрыта. Позже, под ее именем функционировали несколько небольших компаний, но к предыдущему успеху Atari они даже близко не приблизились.
Coca-Cola
В 1985 году, через 3 года после выхода фильма, случилась одиозная кампания «New Coke» — фирма запустила масштабную акцию по выводу на рынок нового вкуса (вместо старой версии).
В итоге, это закончилось почти банкротством, старый рецепт вернули через 3 месяца после старта этой авантюры, а финансовые последствия корпорация разруливала еще лет 5.
Pan Am
Pan American World Airways, сокращенно Pan Am — один из крупнейших авиаперевозчиков того времени, по факту, американский Аэрофлот. Собственно, 707 и 747 Боинги разрабатывались именно по заказу Pan Am.
Неожиданно, но компанию сгубила банальная некомпетентность руководства. После ряда странных решений, в 1985 году из-за убытков пришлось продать отделение, занимавшееся международными перевозками, а в 1991 компания полностью закрылась.
Koss Corp
Beats by Dr. Dre того времени — дорогая и модная аудиотехника.
В 1985 году потерпела банкротство и была реорганизована, став производителем бюджетных наушников для офисных сотрудников.
Cusinart
Любопытная фирма, которая производила инновационную бытовую технику.
В США название Cusinart стало таким же синонимом слова "кухонный комбайн", как и Ксерокс для копировальной машины. В 1989 потерпела банкротство и была продана, потеряв независимость.
Говорят, что в фильме есть еще реклама RCA и Bell Phones (которые также распались во второй половине 80-ых), однако я их не нашел в фильме.
А что же про исключения?
А тут тоже небольшая странность — из всех трех алкогольных брендов, показанных в фильме, у всех все сложилось хорошо.
Black Label от Johny Walker
Виски, который мрачно и нуарно пил Декард, все также комфортно себя чувствует на рынке алкоголя.
Компания даже выпустила в ограниченный тираж коллекционную бутылку, повторяющую футуристичную форму емкости из фильма.
А также это одна из немногих компаний, которая используется и в первой, и во второй части — ровно этот же виски из такой же бутылки чуть менее нуарно пил уже постаревший Декард из 2049.
Budweiser
Пивной бренд по прежнему один из самых больших производителей пива (при этом уже почти 80 лет судится за название с аналогичной чешской компанией).
А вот китайское пиво Tsingtao, которое заказывает Декард в этом кадре, после выхода фильма вообще постиг успех — продажи взлетели в несколько раз, бренд стал узнаваем в США (и отлично себя чувствует до сих пор).
А вот во второй части с продакт-плейсментом все не так ярко.
Но, по крайней мере, Дени Вильнев отдал дань почтения Atari и Pan Am— пожалуй, самым ярких фирм, сгинувших из-за проклятия первой части.
Кстати, Pan Am также появился в Ghost in Shell (который выпущен в 2017 году), как реверанс в сторону своего визуального вдохновителя:
P.S. Небольшая визуальная связь между частями
Ну и раз уж начали про связь второй и первой частей, то не могу не сказать про свое маленькое наблюдение.
Cамый прекрасный оммаж к фильму Скотта в 2049 — это сцена появления Рейчел.
Вообще говоря, это одна из самых прекрасных сцен в первом «Бегущем по лезвию» — разумеется, из-за света.
Первое, что не замечается, но выглядит очень необычно — свет направлен снизу вверх.
В реальном мире такое встречается редко (или от огня, или от отраженного освещения), поэтому в кино выглядит завораживающе и необычно — например, также подсвечивали Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят»).
Так и самое поразительное, что лучики света дрожат и бликуют, будто-бы отражаясь от воды.
Но воды-то там нет!
И вот во второй части, Дени Вильнев аналогично показывает появление Рейчел — в желто-черных тонах и с безумным светом, все также бликующим на стенах.
Но, чтобы сделать этот реверанс в сторону оригинала чуть-чуть с улыбкой, Вильнев таки добавил воду в сцену! :)
Спасибо за прочтение!
Пост взят из моего телеграм-канала: https://t.me/odno_kino