Безумные короткометражки Ари Астера: что ещё снимал режиссёр «Реинкарнации» и «Солнцестояния»

В ожидании нового хоррора вспоминаем ранние работы автора. Они очень необычные, но там есть что посмотреть.

Об американском режиссёре Ари Астере все заговорили летом 2018 года, когда в широкий прокат вышел его фильм «Реинкарнация», моментально получивший звание одного из лучших хорроров последних лет.

Безумные короткометражки Ари Астера: что ещё снимал режиссёр «Реинкарнации» и «Солнцестояния»

Режиссёр действительно снял необычное и самобытное кино по собственному сценарию, которое пугало не скримерами или графикой, а самой атмосферой и неоднозначным сюжетом. Фильм собрал отличную кассу, а критики и вовсе приняли его с восторгом. Сейчас Астер выпускает новую картину «Солнцестояние» — снова хоррор. До российского проката она доберётся 18 июля, но на Западе её уже вовсю хвалят.

До 2018 года значительная часть публики ничего не слышала об этом режиссёре, он был знаком лишь некоторым синефилам и поклонникам необычных любительских фильмов.

Действительно, «Реинкарнация» — дебют Ари Астера в полнометражном кино. До этого он снимал лишь короткометражки, что и принесло ему некоторую популярность.

Ари Астер и Тони Коллетт на съёмках «Реинкарнации»
Ари Астер и Тони Коллетт на съёмках «Реинкарнации»

Всего режиссёр выпустил семь небольших фильмов. Они различаются по жанрам и качеству: некоторые вышли удачными и красивыми, другие похожи на любительские скетчи с YouTube. Объединяет их лишь одно — все они очень странные.

Причём если смотреть эти видео сейчас, можно сразу заметить, что почти все эти сюжеты плавно подводили к созданию «Реинкарнации». Астер с первых же работ говорил о тех же темах и учился пугать зрителя.

The Strange Thing About the Johnsons

Получасовой дебют Астера вышел в 2011 году и быстро завирусился в интернете. Но тогда многие предполагали, что режиссёр лишь создал провокационный любительский фильм с недолгим сроком жизни. Сейчас видно, что это не так.

Картина начинается со сцены мастурбации подростка, в комнату к которому без стука заходит отец. После довольно странного разговора о либидо случается первый безумный поворот.

И вскоре становится ясно, что это история о домашнем насилии, только рассказанная очень нестандартно. Один из членов семьи больше не может жить с ужасной тайной, другой его мучает и подавляет. Но с определённого момента весь сюжет буквально выворачивается наизнанку.

Уже в этом фильме заметны основные идеи Астера: самые жуткие вещи происходят в семье за закрытыми дверями, а любовь может принимать отвратительные извращённые формы. И даже сложно сказать, что здесь выглядит ужаснее: само насилие или момент, когда не вовлечённый в эту историю член семьи, слыша крики, прибавляет громкость телевизора.

Безумные короткометражки Ари Астера: что ещё снимал режиссёр «Реинкарнации» и «Солнцестояния»

Уже в «Джонсонах» Астер начал сотрудничать со своими будущими постоянными напарниками: продюсером Алехандро де Леоном и оператором Павлом Погожельским.

Они познакомились ещё во время учёбы в Американском институте киноискусства. Позже де Леон поможет создать некоторые короткометражки, а Погожельский снимет почти все работы Астера, включая «Реинкарнацию» и «Солнцестояние».

Beau

Этот фильм значительно короче (всего шесть минут) и проще в визуальном плане — редкий случай, когда за камерой не стоял Погожельский. Да и вообще операторская работа здесь скорее напоминает просто съёмки любительской камерой без стабилизатора. Но зато именно в Beau можно увидеть первые опыты Астера в жанре хоррора.

Некий герой собирает чемодан и выходит из квартиры. Он возвращается за зубной нитью, а потом обнаруживает, что у него пропали ключи из замка и чемодан, оставленный в коридоре. С этого момента он боится незваных гостей и постепенно сходит с ума, опасаясь любого шума.

Здесь режиссёр использует самые простые методы для запугивания зрителя: неприятный «звякающий» саундтрек, приглушённые крики, но главное — полную неизвестность и жуткую атмосферу. Всё это завершается очень странным почти необъяснимым твистом в духе классических ужастиков.

Конечно, простота визуального ряда вряд ли позволит слишком серьёзно отнестись к этой работе. Но всё же можно заметить, что любовь к затяжным напряжённым моментам пришла именно из Beau.

TDF Really Works

Забавный двухминутный ролик чаще всего даже не включают в список работ Астера. И, наверное, заслуженно. TDF Really Works — пародийная реклама в духе роликов из телемагазина. Причём рекламируют здесь специальную клизму, которая позволяет пукать членом.

В общем-то, к «сюжету» здесь больше добавить нечего. Разве что можно увидеть самого Ари Астера в одной из ролей (в Beau у него тоже был эпизод на несколько секунд). Играет он посредственно.

Автор явно вдохновлялся скетчами из Tim and Eric Awesome Show, Great Job, но вышло слишком уж безумно даже для такого шоу. Хотя, возможно, любителям «туалетного» юмора ролик даже понравится.

Munchausen

Очередной плод сотрудничества троицы Астер, де Леон, Погожельский, деньги на который собирали при помощи краудфандинга.

И буквально с первых же кадров видно, насколько вырос уровень режиссёра и оператора за прошедшее время.

По сюжету этого немого фильма юноша уезжает от родителей на учёбу и встречает свою любовь. Его мать очень скучает по сыну, и заголовок «Мюнхгаузен», намекающий на психологическое расстройство, заранее подсказывает, что же будет дальше.

Здесь уже оператор использует множество отличных приёмов: от отражения лица матери в стекле на фотографии её сына до различной цветовой гаммы в воспоминаниях и реальности.

Развязка «Мюнхгаузена», наверное, наиболее предсказуема среди всех короткометражек Ари Астера. Но зато он притягивает визуальным рядом и эмоциональностью.

Безумные короткометражки Ари Астера: что ещё снимал режиссёр «Реинкарнации» и «Солнцестояния»

Учитывая, что в фильме нет текста, актёры играют несколько гротескно, но всё же история на уже знакомую тему извращённых форм любви действительно цепляет.

В главных ролях в фильме снялись довольно известные актёры: Лиам Эйкен («Лемони Сникет: 33 несчастья») и Бонни Беделиа («Крепкий орешек»). А ещё там можно заметить будущую звезду «Удивительной миссис Мэйзел» Рэйчел Броснахэн на заре карьеры. Хотя по-настоящему она раскроется в следующей работе режиссёра.

Basically

Следующий пятнадцатиминутный фильм можно назвать полной противоположностью «Мюнхгаузену». Конечно, изящные сьёмки и неоднозначные темы никуда не делись, но он весь представляет собой один долгий монолог героини, снятый статичными планами.

Начинающая актриса, которую играет всё та же Рэйчел Броснахэн, рассказывает о превратностях своей судьбы, проблемах в жизни, карьере и, конечно же, отношениях с матерью.

Здесь всё построено на красивых ракурсах и таланте актрисы: она предстаёт в различных образах и говорит стоя на кухне, тайком покуривая в туалете, принимая доставку цветов, и даже когда ей делают куннилингус на ночном пляже.

А в финале ей даже доведётся пьяной ползать по полу во время вечеринки. И здесь сразу вспоминаются первые эпизоды «Удивительной миссис Мэйзел», где героиню Броснахэн прорывало на откровенности в моменты опьянения.

Эми Линдон, Ари Астер и Рэйчел Броснахэн
Эми Линдон, Ари Астер и Рэйчел Броснахэн

Даже в такой, казалось бы, простой разговорный сюжет Астер сумел подбросить несколько неоднозначных тем. В центре, разумеется, мать героини, которую та всё ещё боится и стесняется, несмотря на свой статус. Но всё же она зовёт именно маму, когда ей присылают фото члена с неизвестного номера

The Turtle’s Head

Похоже, что Ари Астеру не надоело шутить о пенисах даже после TDF Really Works. Причём в данном случае он вписал пошлые шутки в классический нуарный детектив.

Немолодой детектив берётся за дело о пропаже человека. Но на самом деле его интересует только симпатичная клиентка. А потом у него начинает уменьшаться член. Детектив тут же забывает о расследовании и пытается разобраться в причинах такого странного преображения.

Ирония короткометражки в том, что всё подано с совершенно серьёзным лицом. У главного героя действительно трагедия, и он пытается разобраться в этом деле как детектив. Но выглядит это одновременно странно и комично.

Причём, несмотря на абсурдность и гротескность сюжета, режиссёр сумел показать действительно живых персонажей. Особенно интересно выглядят отношения героя с секретаршей.

А финал заставляет вспомнить ещё об одном интересном факте: в фильмах Астера много кричат по важным поводам и без. Иногда это пугает, а иногда смешит.

C’est La Vie

И ещё один фильм, состоящий из длинного монолога. Правда на сей раз его произносит не актриса, а бомж.

Он критикует общество потребления, рассказывает о своём успешном прошлом. А параллельно убивает людей, попадает под машины и грабит дома.

C’est La Vie снят ровно в той же манере, что и Basically: длинные статичные планы, необычные и красивые ракурсы и беспрерывный монолог главного героя. Разве что подача более резкая и внезапных моментов больше. В главной роли здесь снялся малоизвестный актёр Брэдли Фишер, появлявшийся во многих сериалах и фильмах в эпизодических ролях.

Безумные короткометражки Ари Астера: что ещё снимал режиссёр «Реинкарнации» и «Солнцестояния»

Но наиболее интересно, что в финале своей последней короткометражки, после которой режиссёр взялся за съёмки хорроров, Астер устами героя будто рассказал о главной теме своего творчества.

«Знаете, что Фрейд говорит о природе ужаса? Он возникает, когда родной дом становится чужим».

Ари Астер говорит, что обожает хорроры с детства. И это, конечно, чувствуется — в «Реинкарнации» можно заметить немало отсылок к классике жанра. Но, как видно из приведённых роликов, до своего дебюта в большом кино он пробовал снимать в разных жанрах.

Сами по себе некоторые короткометражки кажутся очень странными. Но если оценивать их с точки зрения развития Астера как режиссёра, можно понять, что именно желание необычно рассказывать жизненные истории о простых людях позволили ему создать настолько нестандартный и интересный сюжет.

5252
53 комментария

режиссёр «Реинкарнации» и «Солнцестояния»

Ну такое себе желание продолжать знакомиться с его творчеством...

10

тебя никто не заставляет же смотреть, знакомиться.

19

Три самых переоцененных "хоррора": Реинкарнация, Прочь и Оно.

3

То есть зрителям понравилось, но они неправы потому что...

5

нет никаких "переоцененных" фильмов, игр и т.п. этот термин вообще не имеет никакого смысла.

4

"Прочь" не хоррор, так-то.

2