Как в первый раз: обзор нового фильма Ксавье Долана «Матиас и Максим»

Снова на французском, снова в Квебеке и… снова провал?

Как в первый раз: обзор нового фильма Ксавье Долана «Матиас и Максим»

Предыдущий фильм, англоязычный дебют «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» дался Ксавье Долану нелегко. Изначально фильм собирались показать в Каннах, но к фестивалю монтаж не был готов. Первый показ состоялся в сентябре 2018-го на фестивале в Торонто, где его растоптали критики — всего 18% позитивных рецензий на агрегаторе Rotten Tomatoes. В широкий мировой прокат фильм не вышел до сих пор.

<p>Учитывая недавние <a href="https://dtf.ru/life/52165-smi-kit-harington-prohodit-reabilitaciyu-posle-semok-igry-prestolov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">новости</a>, фильм с Китом Харингтоном в роли спившейся звезды известного сериала показывает новые грани</p>

Учитывая недавние новости, фильм с Китом Харингтоном в роли спившейся звезды известного сериала показывает новые грани

Снятый во Франции «Это всего лишь конец света» в своё время был тоже воспринят неоднозначно, но всё же получил гран-при жюри Каннского кинофестиваля. И вот, Долан вернулся в родной Квебек, снял фильм по собственному сценарию и сыграл одну из главных ролей. Фильм попал в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля, где автора очень любят. Выглядит как возвращение к истокам. Но фильм как-то затерялся на фестивале. Не получил наград, не вызвал споров, даже оценки получил средние — 51% позитивных рецензий. Что же на этот раз пошло не так?

<p>Габриэль Д'Алмеида Фреитас в роли Матиаса и Ксавье Долан в роли Максима</p>

Габриэль Д'Алмеида Фреитас в роли Матиаса и Ксавье Долан в роли Максима

История довольно простая. Мет и Макс дружат с самого детства. До сих пор часто встречаются, вместе ходят в спортзал и обсуждают повседневные проблемы. А ещё они поцеловались на школьном выпускном. Но это ничего не значит — дело было давным-давно, тогда они были очень пьяны и просто дурачились. Правда, годами позже они снова поцеловались для любительской короткометражки сестры друга. Но это уж тем более ничего не значит — ну проиграли спор, с кем не бывает.

И вообще, Мет очень занят на работе, у него остаётся всё меньше времени для друзей и всяких глупостей. Да и с девушкой давно пора переходить на новый уровень. А Макс и вовсе улетает на 2 года в Австралию. Скоро они совсем забудут друг о друге.

Фильм быстро вводит в курс дела и показывает основной конфликт истории. Ружья расставлены, времени до отлёта Макса остаётся всё меньше. Вот-вот начнётся жаркая драма двух влюблённых людей.

Но вместо этого сюжет развивается с каждой секундой всё медленней, а терзания героев надоедают очень быстро.

Максим пытается покончить с делами до перелёта. Ему нужно забрать у Матиаса рекомендательное письмо для новой работы, уволиться из бара. Найти, кто бы присмотрел за матерью, страдающей от зависимости. Макс примеряет на себя образ «настоящего мужика», но колкости матери постоянно вгоняют его в слёзы.

Матиас же морочит голову себе и окружающим. Весь фильм он настолько рьяно и глупо отрицает свои чувства к Максиму, что в этот конфликт просто не веришь. Тут либо главный герой полный идиот, либо за идиотов считают зрителей и показывают всё максимально недвусмысленно.

Фильм наполнен самыми примитивными и очевидными символами и метафорами. Воспринимать их серьёзно едва ли получается.

Матиас не находит себе места в мире, он никак не может совладать со своими чувствами к Максу? Пусть тогда он отправится утром плавать в озере и уплывёт куда-то не туда. Понял, глупенький зритель? Он по-те-ря-ет-ся. А когда наконец найдёт путь обратно, на берегу его будут ждать все друзья. На первом плане — конечно же, Макс.

В другой сцене Матиас сидит на нелюбимой работе и слушает обещания, что до повышения осталось «всего чуть-чуть». Он долго смотрит на засыхающее растение в кабинете начальника. Стоит ли говорить, что минут 15 спустя мы видим на месте вазона только осыпавшиеся листья и следы от земли. Видимо, уборщица унесла вазон, но решила не мыть полы в угоду символичности.

Складывается впечатление, что Долан забыл о существовании гей-драмы как жанра и про все фильмы подобной тематики. Забыл про «Горбатую гору», которая в далёком 2005-м получила три «Оскара» и собрала почти 200 миллионов долларов в прокате. Забыл даже о существовании всех своих предыдущих фильмов.

Ксавье Долан решил снять Первый в Мире фильм о двух геях, которые не знают как быть со своим влечением.

Не сказать, что получилось совсем ужасно. Благодаря стараниям Андре Тюрпена, оператора последних пяти работ Долана, фильм выглядит приятно. Местами сцены просто вводят в восторг своей красотой. Также стоит отметить исполнителей вторых ролей Антуана Пилона, Адиба Алькхалиди, Самюеля Готье и в особенности Пьера-Люка Фанка. Несмотря на небольшое присутствие в фильме они оживляют обстановку вокруг главных героев.

Даже с банальными диалогами, компания выглядит очень живой и весёлой
Даже с банальными диалогами, компания выглядит очень живой и весёлой

Остальные персонажи радуют гораздо меньше. Младшая сестра одного из друзей отыгрывает роль карикатурно глупой девчонки, которая впустую тратит деньги родителей на киношколу. Она хочет снять «экспрессионистский и импрессионистский» фильм, едва ли понимая значение этих слов. Зато маме нравится, очень похоже на Альдомовара или как его там.

Именно эта девушка заставляет Максима и Матиаса поцеловаться на камеру. Она служит источником глупых шуток и постоянно добавляет в речь английские слова. Выглядит это, like, не очень естественно и totally неуместно.

Но самый нескладный персонаж фильма — это МакАффе в исполнении Харрисона Дикинсона. Он отыгрывает картонный образ американца. Матиас должен показать Монреаль молодому гостю из США, и это испытание не из лёгких. Американец шумный, несмешно шутит, постоянно издевается и прибавляет «just joking». Персонаж выглядит настолько желчно, что начинаешь подозревать режиссёра в искренней ненависти ко всему американскому. Он даже произносит фразу «dab on ‘em bitches». В 2019 году.

<p>Кадр из фильма найти не удалось, но по ощущениям это выглядело так</p>

Кадр из фильма найти не удалось, но по ощущениям это выглядело так

Побочные сюжетные линии значительно тормозят развитие истории. Многие из них выглядят слишком надуманно или наоборот очевидно. Всё это уже где-то было. И там это выглядело значительно лучше.

Фильмы Долана всегда вызывали противоречия и споры. Удачные или нет, они были значимым и громким событием в фестивальных кругах. Тем удивительней видеть этот абсолютно проходной и клишированный фильм. Он не опускается до того, чтобы быть по-настоящему плохим. Но посредственность порой значительно хуже провала. За тем, как фильм будут пытаться выпустить в прокат в России следить намного интересней, чем смотреть сам фильм.

Что касается настоящих провалов — можете почитать обзор освистанного в Каннах фильма «Мектуб. Моя любовь: Интермеццо».

77
8 комментариев

ДОЛАН
Г
Е
Й

9

Долан Дгей? Это какой-то новый супергерой?

2

Долан всегда поражал тем, как он показывает своих персонажей, ты словно стоишь рядом с ним и чувствуешь его дыхание. Но всё-таки он начал исчерпывать свой опыт, он уже отснял его и на данный момент он счастлив(как бы странно не звучало), а для драматических фильмов с уклоном в глубокую психологию человека без трагедии в собственной жизни не обойтись. Ему надо пробовать что-то новое, потому что несмотря на то, что он любитель у критиков, они также хотят видеть его рост как гения, а он затоптался на месте.

2

Последним фильмом Долана, что я смотрел, был Это Всего Лишь Конец Света. И он был очень сильным. Странно видеть, что последние две работы вышли посредственными.

1

Комментарий недоступен

1

Жду когда его Долана сожрёт Пеннивайз в "Оно 2"

1