Клюквобыль. Ядерная авария в голове


Ложь — константа, понятная в любой точке мира

Клюквобыль. Ядерная авария в голове

Отгремела «Игра престолов», а НВО взяло новую планку. На этот раз посредством фильма-катастрофы «Чернобыль». Минисериал повествует, как легко догадаться, об аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.

Актёрский состав впечатляющий. Академика В. Легасова играет лично Джеймс Морриарти из гайричевского «Шерлока». Зам предсовмина Борис Щербину — Сте́ллан Юн Ска́рсгорд, украсивший «Невыносимую лёгкость бытия», «Охоту за Красным октябрём», «Доггвиль» Триера и даже серию про Тора в «Мстителях» от Марвелл. Даже на второй план пригласили Пола Риттера (заместитель главного инженера по эксплуатации Чернобыльской АЭС.) и Эмили Уотсон.

Автор и сценарист, правда, со странным резюме. Крейг Мазин успел отметится в основном в комедиях разной степени идиотизма: от «Без чувств» и двух «Мальчишников» до «Поймай толстуху» и аж четырёх «Очень страшных кино». Более менее серьёзной работой можно считать совместный сценарий к фэнтези «Белоснежка и охотник 2».

И вот, теперь испытанный мастер пердильных шуток, драматического раскрытия образов тупорылой американской школоты и вдумчивого исследования того, как парни нахерачились перед свадьбой друга, взялся за написание истории о чудовищной трагедии, которая оставила горький след в памяти целого народа, которая позволила явить миру настоящие подвиги и примеры самопожертвования.

Режиссёром выбрали Йохана Ренка, который снимал 3 серии «Во все тяжкие», пару серий «Ходячих мертвецов» и кучу клиповой продукции.

Результат, казалось бы, предсказуем.

Но не тут-то было. Дуэт Мазина и Ренка выдал в свет нечто весьма пристойное по форме.

Надо отметить, что антураж СССР 1986 года воссоздан в подробностях. От часов в красном плексиглазе на столе до «Жигулей» и крашенных хной волос на бигудях. К матчасти подошли чрезвычайно вдумчиво и, можно сказать, с любовью. И это огромный плюс.

Съёмки местами так ловко стилизованы под реальные кадры из Чернобыля, что волосы дыбом, да и сама местность до самых ничтожных локаций чрезвычайно близко подогнана под ту самую территорию, которая зовётся теперь Зоной Отчуждения. И это тоже огромный плюс в актив кино.

На первый взгляд, люди в сериале показаны с уважением. Симпатичные, иногда наивные, иногда злые и растерянные. В общем, люди. При правильной постановке вопроса, способные на самые невероятные дела. Это, казалось бы, тоже огромный плюс. Не сумели, правда, забороть голливудский штамп о постоянно накатывающих водку русских. Причём, бутылками, стаканами, днём, утром, ночью, дома и на рабочем месте. Хотелось бы предложить авторам махануть без закуски 200 граммовый стакан, как это делает один высокопоставленный чиновник. Посмотрим потом, как сложится их работа в течении ближайших пары часов. Но это мелочи. Американцы у них всегда с вискарём, а русские, таким образом — с водкой. Колорит-с, да-с.

При этом, ну вот почти совсем, ну вот почти совсем нету кровавого чекиста с маузером. Ну вот ещё чуть-чуть, и его бы не было вовсе. Но не смогли.

Чекист незримо присутствует всегда. И его тень в форме цифр 1937 сопоставима по размерам с тем, что отбрасывает плотина Гувера. Или Башни Всемирного торгового центра. Или ещё что-то грандиозное.

Только вот личность чекиста заменяет советское руководство и шире — советская система, как её видят создатели. Здесь начинаются минусы, причём, одни только минусы.

Первое.

Даже в годы развала и предательства, руководство СССР, от низового уровня до очень высоких кабинетов никогда не относилось к людям, как к чему-то мало ценному, легко возобновляемому. Они бы и хотели, наверное, да не могли — процессы еще Лениным и Сталиным были организованы не так. дело в том, что основная масса населения — трудящиеся, считались, да еще и во многом были хозяевами страны. Т.е., их невозможно было просто взять за чуприну и кинуть подыхать, скажем, в активную зону. Будет один супер яркий момент про биороботов, но о нём позднее.

Конечно, 1986 год — это время торжества бюрократии и лицемерия, которые в течении 3 лет уничтожат экономическую стабильность, а в течении 5 — СССР. Но, повторюсь, в описываемое время монолог Дятлова (начальник смены в ту ужасную ночь) обращённый к его подчинённым просто не мог состояться.

— Ты не будешь работать (если ослушаешься — К.Ж.). Ты уже не работаешь. Ни здесь, ни в Ленинграде, ни в (следует перечисление других АЭС — К.Ж.), я прослежу.

После чего, сотрудник, буквально обделавшись помчался исполнять явно самоубийственное требование. Надо полагать, что ужас перед безработицей и всесилием начальника смены и зам. главного инженера пересиливал инстинкт самосохранения. В этом месте должен раздаться закадровый многоголосый гогот.

Даже весьма могущественный человек, заместитель председателя совета министров СССР Борис Евдокимович Щербина не мог в принципе угрожать своему подчинённому Валерию Алексеевичу Легасову:

— Или ты мне расскажешь как устроен реактор, или солдат выкинет тебя из вертолёта.

Во-первых, инженер Щербина в общих чертах знал, как устроен реактор. Школьники знали, и он знал.

Во-вторых, ни зам предсовмина, ни генсек, ни главный КГБ-шник не мог предложить такого. Потому что: 1 — солдат академика из вертолёта не стал бы выкидывать. 2 — академик незамедлительно нажаловался бы по партийной линии, кстати, с гарантированными последствиями.

Не было в советском человеке никакого ужаса перед властью. Это чушь. Не только страха — почтения перед властью было куда меньше, чем она реально заслуживала.

Второе.

Отношения с властью в СССР никогда не строились на чувстве взаимного страха и недоверия. Даже (даже!!!) в героические годы, наподобие 1937-38, подавляющее большинство населения не применяло понятие репрессий к себе, ибо сие большинство никак вообще ими не затрагивалось. Если мы говорим о 1986… о страхе рассуждать просто смешно.

Надо помнить ровно следующее:

Народ Советского Союза был одним из самых защищённых в мире в социальном плане и самым защищённым в плане военном. Если посмотреть внутрь — на собственный контекст, необходимо запомнить простой факт: народы СССР никогда не жили в массе своей так сыто, богато, безопасно и спокойно, как в конце 1960-х-середине 1980-х гг. К моменту Чернобыльской трагедии, выросло поколение абсолютно уверенных в собственном бытии людей.

И в таком историческом фоне нам показывают буквально следующее:

— Министр угольной промышленности СССР Михаил Иванович Щадов приезжает под Тулу. С ним два автоматчика. Этот прекрасный творческий коллектив начинает уговаривать и запугивать тульских шахтёров, что бы те ехали копать тоннель под реактор.

Михаилу Щадову было тогда 59 лет. Просто сравните его с актёром Майком Колганом:

М.И. Щадов (1927-1991) министр угольной промышленности СССР.
М.И. Щадов (1927-1991) министр угольной промышленности СССР.
М. Колган, актёр.
М. Колган, актёр.

Если отвлечься от того, что Щадов прекрасно умел разговаривать с людьми, в отличие от юного хлыща в костюмчике, то надо сказать вот о чём:

— Шахтёры — военнообязанные. На ликвидацию аварии их призывали повесткой через военкомат. Причём повестка приходила на работу — в отдел кадров. Так эта система работала. Никакого министра в шахте быть не могло — это бред. Да и работали на ликвидации далеко не только тульские шахтёры — Щадов по всем шахтам должен был лично мотаться с двумя автоматчиками?

И что ответили ему киношные шахтёры? А вот что:

— Вытерли о белый костюмчик министра грязные руки, измазали в угле лицо, сообщив буквально, что это Тула, а это наша шахта, а ты теперь настоящий угольный министр.

В действительности этого не было и быть не могло. Зато аллегория мощная. Власть говорит с людьми только через автоматный прицел и чуть что угрожает расправой. А люди ненавидят власть так, что готовы вытирать о неё грязь (спасибо что ногами не потоптались) при первой возможности.

Вынужден доложить: советский человек в среднем — это человек, прошедший весьма конкретное воспитание, включая армию. В ходе воспитания советскому человеку крайне доходчиво поясняли, буквально вдалбливая в мозжечёк — за народ и Родину, возможно, придётся умереть, как это сделали 27 миллионов твоих сограждан в 1941-1945. Не хотелось бы, но если придётся — надо встать на рабочее место ли, боевой ли пост и отдать ради общего блага всё, что у тебя есть.

И, многие не поверят, это работало. В том числе — в Чернобыле. А в 1988 году — в Спитаке, в Армении, где на ликвидации последствий землетрясения, работал всё тот же Щадов.

Вот так создатели сериала вытерли грязные руки о: реального Щадова, о реальных ликвидаторов, о реальный советский народ. И подобное прослеживается весь сериал.

Третье.

Люди биороботы?

В ходе расчистки крыши 4 блока от радиоактивных графитовых обломков роботы выходят из строя. Тогда принимают решение использовать людей в защитных костюмах. Людей называют в кино биороботами — такое, мол, отношение было к ним со стороны власти. «Бабы ещё нарожают» и прочие хрестоматийные страшилки.

Хотелось бы спросить авторов:

— А какие были варианты? Не надо было чистить крышу? Не надо было ликвидировать аварию?

Вроде бы надо. И никто, кроме живых людей этого сделать не мог. Только делали это не биороботы, а добровольцы. Добровольцы — те, кто сам вызвался. Видите ли, уважаемый сценарист, загнать человека под дулом пистолета в фонящую зону невозможно. Образованный советский паренёк отлично знал после уроков физики, что лучше пуля в голову, чем острая лучевая болезнь. И шёл в зону паренёк, потому что знал: никто, кроме нас.

Так нас воспитывали.

А вот американцам не худо бы вспомнить собственных биороботов. Например тех, кто без малейшего инструктажа, без предупреждений и без намёков на защитное снаряжение лазал по кораблям мишеням на атолле Бикини после ядерных испытаний «Перекрёсток» в 1946 г., и что с ними потом стало. Вспомните про операцию «Касл Браво», когда 15 мегатонная бомба изгадила половину Тихого океана, и о тех, кто погиб в результате:

Так, на северном необитаемом краю атолла Ронгелап в 192 км от Бикини уровень радиации достиг колоссальной величины в 1 000 рентген в час. Серьёзному облучению подверглись 64 жителя Ронгелапа и 18 жителей атолла Аилингинаэ. При этом американские военные не стали откладывать испытание, зная, что ветер дует в сторону обитаемых островов. Островитян даже не предупредили об испытаниях и об опасности выпавшей радиоактивной пыли.

Так что помимо СССР были государства, которые с абсолютным цинизмом и наплевательски относились к жизням и здоровью своих граждан.

Наконец, четвёртое.

Якобы именно советская бюрократическая система стала причиной катастрофы в Чернобыле — нам об этом рассказывают буквально весь фильм.

То Анатолий Дятлов в ходе ночных испытаний отчаянно хамит подчинённым, называя их бабами, советуя засунуть язык в жопу и так далее. То начальник станции отказывается верить в серьёзность положения и докладывать наверх. То в Москве (спрятавшись в адский бункер с портретом Ленина) размышляют стоит ли вообще эвакуировать ближнюю округу, или нет?

Натурально, нас показали шимпанзе с гранатой. Никто ни хрена не знает, никто ни в чём не разбирается, никто не в состоянии принять самостоятельного решения и все отчаянно трусят, как бы чего не вышло. И так по всей пирамиде (которая работает в схеме «толкни ближнего, нагадь на нижнего»). А там — наверху, какой-то выживший из ума партиец, который несёт ахинею, и тупой трус Горбачёв — хоть слово правды в этом паноптикуме.

Взрыв прогремел с 25 на 26 апреля. В 14-00 27 апреля Припять — все 48000 жителей, была эвакуирована. Сделали это быстро и в полном порядке. В дальнейшем была эвакуирована 30 км. зона вокруг станции. Просто не было этих канцелярских зомби — все много и напряжённо работали.

Пятое.

Сильнее всего обгадили Советскую армию.

Сборище дегенератов, которые в основном заняты тем. что обматывают яйца самодельными свинцовыми трусами, непрерывно хреначат водку, ходят расхристанные и вооружены винтовками Мосина, времен Второй мировой.

Заключение.

Сериал представляет из себя отвратительный пропагандистский продукт. В крайне вежливой и красивой форме он имеет настолько гнусное пропагандистское содержание, что, пожалуй, «Красный рассвет» и «Рембо 3» меньшая клюква, чем это. Опасность её в том, что фильм не выглядит, клюквой, по факту ею являясь.

Отвратительная страна с мерзавцами во главе, которые представляют опасность для собственных граждан и всего мирового сообщества. Вывод: надо избавить и мировое сообщество и симпатичных, тупых алкашей от этой угрозы.

Так как СССР уже 30 лет нету, а подобная крайне профессионально состряпанная и дорогостоящая дрянь выходит на экраны — это зачем-то нужно. А нужно это ровно для одного: напомнить всем, что ничего не закончилось. Что между Балтийским морем и Тихим океаном живут наследники — симпатичные алкаши и омерзительная страна. И надо бы избавить симпатичных алкашей от их омерзительной страны вместе с опасными реакторами, атомными бомбами, подводными лодками и прочая, прочая.

Это кино не про СССР — это кино про современную Россию, вот в чём дело.

Хотели бы американцы снять качественную катастрофу — своего материала у них выше крыши:

1951 год. Детройт. Авария исследовательского реактора. Перегрев расщепляемого материала в результате превышения допустимой температуры. Загрязнение воздуха радиоактивными газами.

24 июня 1959 года. Расплав части топливных элементов в результате выхода из строя системы охлаждения на экспериментальном энергетическом реакторе в Санта-Сюзана, штат Калифорния.

3 января 1961 года. Взрыв пара на экспериментальном реакторе около Айдахо-Фолс, штат Айдахо. Погибло трое.

5 октября 1966 года. Частичное расплавление активной зоны в результате выхода из строя системы охлаждения на реакторе "Энрико Ферми" неподалеку от Детройта.

19 ноября 1971 года. Почти 200 тысяч литров загрязненной радиоактивными веществами воды из переполненного хранилища отходов реактора в Монтжелло, штат Миннесота, вытекло в реку Миссисипи.

28 марта 1979 года. Расплавление активной зоны из-за потери охлаждения реактора на АЭС Тримайл Айленд. Выброс радиоактивных газов в атмосферу и жидких радиоактивных отходов в реку Сакуахана. Эвакуация населения из зоны бедствия.

7 августа 1979 года. Около 1000 человек получили дозу облучения в шесть раз выше нормы в результате выброса высокообогащенного урана с завода по производству ядерного топлива возле города Эрвинга, штат Теннеси.

25 января 1982 года. В результате разрыва трубы парогенератора на реакторе Джина, близ Рочестера, произошел выброс радиоактивного пара в атмосферу.

30 января 1982 года. Чрезвычайное положение введено на атомной электростанции близ города Онтарио, штат Нью-Йорк. В результате аварии в системе охлаждения реактора произошла утечка радиоактивных веществ в атмосферу.

28 февраля 1985 года. На АЭС Самер-Плант преждевременно достигнута критичность, то есть имел место неуправляемый разгон.

19 мая 1985 года. На АЭС Индиан-Пойнт-2 близ Нью-Йорка, принадлежащей компании "Консолидэйтед Эдисон", произошла утечка радиоактивной воды. Авария возникла из-за неисправности в клапане и привела к утечке нескольких сотен галлонов, в том числе за пределы АЭС.

1986 год. Уэбберс Фолс. Взрыв резервуара с радиоактивным газом на заводе обогащения урана. Один человек погиб. Восемь ранено.

Снимайте сколько угодно.

Или вот про Фукусиму, например. Или про то, как бездушная американская власть гнала пожарных в Башни Всемирного торгового центра, который вот-вот развалится. Но нет — надо вспомнить про Чернобыль, надо харкнуть на память русского социализма, а заодно напомнить всем, что, да, ничего не кончилось.

Вместо постскриптума.

Презентация, которую устроил Валерий Легасов на суде в последней серии фильма — это… я даже не знаю,с чем сравнить. Пластиковые таблички с несложными названиями. Красные - про плохое, синие — про хорошее.

Блин, творцы!

В советском суде 1980 гг. сидели образованные советские люди! Не тупые американские школьники и не жертвы российского ЕГЭ, которые без картинки не в силах понять вообще ничего! Чернобыльскую аварию расследовали люди умные, эрудированные и компетентные, с высоким интеллектом и способностью анализировать информацию. Никаких идиотических табличек тогда не требовалось. зато они требуются вам, творцам.

2323
29 комментариев

Странно это. Когда выходит какое-то кинцо про запад, основанное на реальных событиях, но 100% художественное, то всем насрать - и им и нам. А когда выпускают что-то художественно приукрашенное про нашу историю, то вой поднимается такой, что уши надо горячим воском заливать, чтоб не слышать.

21

А когда выпускают что-то художественно приукрашенное про нашу историю, то вой поднимается такой, что уши надо горячим воском заливать, чтоб не слышать.Это называется гордыня и эгоизм. Если бы этот сериал не сняли, то всем было бы глубочайше наплевать на судьбу ликвидаторов. Собственно так оно и было много десятилетий. А как сняли, так все кинулись искать недочеты, пытаясь успокоить своё уязвленное эго - надо же, кто-то посмел снять про нас. Могли бы и сами снять, но не сняли же. Потому что было плевать.

6

Т.е. описанный момент про министра угольной промышленности и шахтеров- это просто приукрасили?

3

Даже в годы развала и предательства, руководство СССР, от низового уровня до очень высоких кабинетов никогда не относилось к людям, как к чему-то мало ценному, легко возобновляемому

На этом и закончу.

14

Комментарий недоступен

2

"Вретии!! Тупые пендосы!!! Не имеете права снимать !!! Про свои катастрофы покажите!!!" Как же горить задница у коммуняк от Чернобыля !!! Как же это прекрасно!!!

14

Ну наконец-то, наконец-то дождался порваных совкофилов, ну вот знал же, что не может быть такого, что подобных идиотов совсем не осталось.

10