Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Восхищение чудесами науки и очень много сатиры.

Комедийный мультсериал «Рик и Морти» вряд ли нуждается в представлении. Истории о приключениях безумного учёного и его непутёвого внука филигранно обыгрывают почти все штампы и тропы научной фантастики, при этом неизменно отдавая дань уважения первоисточникам. Наши коллеги с сайта Futurist написали статью о феномене культового сериала.

DTF публикует материал с разрешения автора.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Фанаты самого отвязного научно-фантастического мультсериала «Рик и Морти» с нетерпением ждут старта третьего сезона. Дата еще не объявлена, но канал Adult Swim подогрел интерес, запустив сайт вымышленной инопланетной тюрьмы, где содержится главный герой.

Сериал Дэна Хармона и Джастина Ройланда гомерически смешной, чудовищно трэшовый — и удивительно богатый культурными кодами. О феномене «Рика и Морти» рассказывает Павел Войтовский.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

«Рик и Морти» начался как треш-пародия на Дока Брауна и Марти из «Назад в будущее». Дэн Хармон и Джастин Ройланд представили короткий эпизод на суд зрителей фестиваля Channel 101 в 2006 году. По определению самих создателей, это была «порнографическая вандализация» знаменитых героев Роберта Земекиса. Adult Swim приучил свою аудиторию к особой разновидности взрослой анимации — неожиданной, неполиткорректной, часто шокирующей.

Но в идее Ройланда и Хармона было нечто большее: находчивое выворачивание наизнанку одного из архетипических образов научной фантастики. Захлёбывающийся энтузиазм Дока Брауна заменён на вдохновенное опошливание НФ-романтики.

Гениальный учёный оказывается алкоголиком и социопатом, а светлая голова Марти, гитарист и скейтбордист, — закомплексованным подростком из проблемной семьи

В 2012 году Хармон и Ройланд вернулись к идее и за 6 часов написали первую редакцию пилотного эпизода. Премьера первого сезона состоялась в 2013-м. Обоих главных персонажей озвучивал сам Ройланд. Активно использовалась импровизация (по ходу озвучки придуманы все ролики Межгалактического кабельного телевидения). Это позволило придать диалогам кинематографическую динамику: герои заикаются, тараторят, говорят поверх друг друга, Рик постоянно рыгает посреди реплик.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Временами сериал просто огорошивает тем, с какой скоростью проговариваются забубенные идеи о параллельных мирах, особенностях инопланетных культур и хитрых научных механизмах. Типичная реприза в шоу начинается как многообещающая научно-фантастическая затравка и заканчивается как пошлая шутка в «Южном Парке»:.

Ты хоть знаешь, что делают с трёхмерными формами жизни во временной тюрьме? То же, что в любой другой тюрьме, только вечно.

1 серия 2 сезона «Рик во времени»

Довольно быстро «Рик и Морти» превратились в поп-культурный феномен. Хотя происходящее в шоу иногда кажется просто набором безумных фрагментов, НФ-клише и пародий на американское телевидение, на самом деле сценарии просто бесподобны.

Дело не только в хохмах, бешеном ритме и общем уровне «галлюцинизма». Дело в том, что «Рик и Морти» — это настоящая энциклопедия научно-фантастических тропов. Каждый из них подвергается издевательскому переосмыслению и порождает моральную дилемму, где Морти, как правило, защищает традиционные ценности, а Рик выступает адвокатом дьявола. Кроме того, зрители всегда получают контраст в виде традиционных ситкомовских коллизий: трудности семейной жизни, подростковые комплексы, выяснение отношений.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Например, в центре многих серий — параллельные миры, в которые герои попадают с помощью портальной пушки. Но в «Рике и Морти» они — не ода безграничным возможностям, а постоянный источник когнитивных диссонансов и экзистенциального ужаса. В 8 серии 1 сезона «Скандалы, Рик и расследования» Рик вручает семейству интеризмеренческие очки. Благодаря им Саммер, сестра Морти, узнаёт, что она нежеланный ребёнок: в параллельных мирах бездетные родители ведут более богатые, интересные жизни.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Девушка в расстроенных чувствах собирается уйти из дома, но тут Морти указывает ей на две могилы возле дома и заявляет: он альтернативный Морти из другой реальности. Далее герой пересказывает конец предыдущей серии: Рик и Морти вызвали конец света в своем мире и прибыли сюда в тот самый момент, когда местные Рик и Морти погибли в результате неудачного эксперимента. «Каждое утро, Саммер, я завтракаю в 20 метрах от своего собственного гниющего трупа!» В конце герою удается успокоить Саммер фразой, будто взятой из Камю или Сартра: «Ничьё существование не имеет цели, никто не на своем месте, все мы умрём. Пошли смотреть телек».

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Больше всего создателей вдохновил поджанр космического хоррора, возможно, как раз потому, что он представляет собой полную противоположность более-менее оптимистическому взгляду на прогресс и завоевание космоса, представленному в фантастике золотого века.

В таких фильмах, как «Чужой» Ридли Скотта, «Нечто» Джона Карпентера и «Вторжение похитителей тел» (варианты 1956 и 1978 годов), пришельцы — не просто захватчики и кровожадные монстры, но ещё и маньяки с паразитическим жизненным циклом. Они мастерски прячутся и мимикрируют под людей, тем самым заставляя подозревать каждого в инопланетной заразе.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Кстати, большинство названий эпизодов в «Рике и Морти» — это пародии на названия фантастических произведений, как правило, с уклоном в мистику и ужасы. Здесь и Рэй Брэдбери, и М. Найт Шьямалан, и «Вспомнить всё» Пола Верховена, и «Газонокосильщик».

Одному из своих любимых авторов, Дэвиду Кронебергу, создатели «Рика и Морти» оригинально признались в любви, когда в одной из серий население Земли превращается в «кроненбергов» (6 серия 1 сезона «Напиток Рика #9»). Фамилия канадца даже преобразуется в глагол: «Ну и ну, Морти, я действительно откроненбергил весь мир, а?»

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Авторы эксплуатируют многочисленные инопланетные формы жизни, попутно заставляя их подрывать представления человека о своей цивилизованности. В эпизоде «Аутоэротическая ассимиляция» (3 серия 2 сезона) встречается вариация на тему распределённого коллективного разума, он же роевой интеллект. Некое существо Юнити («Единство») захватывает далёкую планету, «ассимилируя» её жителей. Рик встречается с агрессором случайно, когда мародерствует на потерпевшем крушение космолете. Инопланетяне уже хотят зомбировать героя, как вдруг выясняется, что Юнити и Рик раньше были влюблены друг в друга и жили в подобии планетарной шведской семьи.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Пока учёный вспоминает свои лучшие деньки в компании сознания-улья, Морти и Саммер призывают жителей проснуться ото сна, сбросить иго Юнити. Примерно так же себя вели бы добросовестные прогрессоры в романе братьев Стругацких. Однако добрые намерения незамедлительно оборачиваются дорогой в ад: первый же пришелец заявляет, что до ассимиляции был насильником. Ещё одна обитательница планеты говорит, что раньше была наркоманом на грани самоубийства, а теперь стала океанологом.

Юнити заявляет: «Я превратила жизнь на этой планете в рай: проститутки стали учеными, бомжи — философами». Когда же население захваченного мира просыпается, мгновенно начинается гражданская война. После того, как Саммер чуть не становится жертвой расправы, она заключает: «Я не знала, что свобода заставляет людей делать отстойные вещи. Я имела в виду что-то вроде свободы выбирать своего сотового оператора».

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Какой бы джазовый стандарт фантастики ни использовался Хармоном и Ройландом, он подвергается той же вандализации и высмеиванию. Если герои уменьшаются и путешествуют внутрь тела, то это тело бомжа, и внутри у него не «анатомический диснейленд» в духе детских образовательных мультфильмов, а музей смертельных болезней (3 серия 1 сезона «Анатомический парк»).

Если герои вызывают к жизни джиннов, то эти чудо-помощники, не в силах выполнить элементарное желание, сходят с ума, бунтуют и угрожают всех поубивать, если Джерри, отец Морти, сам не выполнит своё желание — не покажет улучшенный удар в гольфе (5 серия 1 сезона «Мисикс и разрушение»).

Если некая сверхразумная раса уничтожает миры, то делает это не ради удовлетворения имперских амбиций, как в «Звёздных войнах», а по причине проигрыша планеты в идиотском музыкальном шоу талантов (5 серия 2 сезона «Пора Швифтануться»).

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Вообще, любовь «Рика и Морти» к перевёртышам безгранична. Собаки хотят кастрировать хозяев. Пицца заказывает человека. НЕстолкновение «Титаника» с айсбергом становится катастрофой. Героя, взобравшегося по бобовому стеблю, арестуют за убийство великана. Все эти варианты в сериале реализуются, иногда мельком, иногда с увертюрами.

Сценаристы могут вывернуть идею наизнанку, а могут довести до абсурда

Герои попадают в микровселенную в аккумуляторе, где целая цивилизация вырабатывает электричество для Рика, затем в микровселенную второго уровня, где цивилизация вырабатывает электричество для аналога Рика, затем в микровселенную третьего уровня, где аналог аналога Рика, узнав обо всей этой канители, буквально убивает себя об стену (6 эпизод 2 сезона «Наверное, Рики сошли с ума»).

В чумовом старте второго сезона расщепление времени (отпочковывание параллельной стрелы времени) показано разделением экрана на полиэкран. Единственный способ вернуть всё как было — избавиться от неопределенности (здесь сценаристы активно играют с многомировой интерпретацией квантовой механики), в том числе, в вопросе, кого дедушка Рик любит больше: внука Морти или внучку Саммер. Рик терпеливо объясняет, что одинаково ненавидит обоих. Слияние реальностей проваливается, потом ещё раз, и мы видим экран, разделённый на четыре, девять, шестнадцать и ещё больше экранов.

Традиции и безумие: как «Рик и Морти» меняют жанр научной фантастики

Если подводить итог, «Рик и Морти» взломали научную фантастику, но сделали это для её же собственного блага. В упомянутом 6 эпизоде 2 сезона есть показательный диалог, полный метаюмора в стиле «Дэдпула»:

— Что случилось, Рик? Квантовый карбюратор сломался?
— Господи, Морти! Нельзя просто приставить научно-фантастическое слово к автомобильному термину и надеяться, что это что-нибудь значит!.. Хм, похоже, что-то не так с микровселенской батареей.

Рик смеётся над одной научно-фантастической выдумкой, но тут же предлагает свою собственную, ещё более фантастическую. «Бьёт, значит, любит», — эта поговорка вполне применима к подходу Хармона и Ройланда. Да, они готовы без конца рвать НФ-шаблоны и выворачивать наизнанку предсказания футуристов. И однако в каждом кадре сериала сквозит восхищение перед возможностями науки.

Материал подготовлен командой научно-популярного издания Futurist.

3939
12 комментариев

Комментарий недоступен

16

на поверку - бОльшая часть таких "разборов" на dtf (да и не только, по большому счёту-то) оказывается тупым пересказом с отсебятиной мимо кассы. я поэтому сразу вниз в комменты листаю :)

1

Мне интересно было почитать. Я не новичок, так как посмотрел 2 сезона, но и не фанат, так как не разбирал каждый кадр и смотрел достаточно поверхностно. Видимо статья для меня.

1

Я конечно дико извиняюсь за то, что не знаю, что такое "метаюмор" но последняя цитата - одна из самых глупых и немешных шуток, которые я когда-либо слушал.

2

Комментарий недоступен

14

это как с монти пайтон: кто-то катается по полу со смеху, а кто-то репу чешет в попытках найти смешное. если не идёт - наверное, не ваше

3