Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

И немного «Последнего самурая».

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Ни для кого не секрет, что в последние годы знаменитая франшиза "Форсаж" отошла от своего первоначального замысла фильмов про стритрейсеров и стала больше боевиком с машинами на втором плане. Было ли так всегда? Спорный вопрос. Вопреки популярному мнению, первые два фильма тоже во многом были боевиками, но они выделялись удачным сеттингом ночных уличных гонок и большим упором на культуру нелегального автоспорта с тюнингованными машинами.

В первых двух "форсажах" был довольно увлекательный сюжет с обаятельными персонажами и забористой музыкой в придачу. Это нисколько не высокое и не глубокое кино. Такие фильмы в первую очередь развлекают и дарят эмоции. Во многом именно "Форсаж" повлиял в начале нулевых на набирающую тогда популярность серию гонок Need For Speed.

Need For Speed: Underground
Need For Speed: Underground

После двух достаточно успешных фильмов, в производство запустилась третья часть серии, которая должна была встряхнуть привычный антураж и подачу сюжета. Смена обстановки оказалась очень резкой и неожиданной. На смену классических гонок солнечного Лос-Анджелеса и Майами пришли извилистые трассы ночного Токио.

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Поменялось всё. Брайан О'Коннор уступил место новому главному герою, Шону Босуэллу. Если Брайан был умелым полицейским под прикрытием, то Шон - обычный школьник, любимое хобби которого - тачки. Он никогда не прочь погонять с кем-нибудь, а из-за своего крутого нрава и острого языка постоянно попадает в различные передряги. За свои почти восемнадцать лет он успел сменить кучу школ и городов. Шон везде ощущал себе изгоем, поэтому его никогда не волновали ответственность и неприятности, что и сыграло с ним злую шутку.

Школьником актёра не назовёшь. На момент съёмок, Лукасу Блэку было 23 года.
Школьником актёра не назовёшь. На момент съёмок, Лукасу Блэку было 23 года.

Завязка

Последствия неудачной гонки
Последствия неудачной гонки

В одном из очередных городов Шон повздорил с местным главным авторитетом школы. Всё это перетекло в гонку в частном районе, который только застраивается. По результату заезда Шон разрушил парочку домов, поломал свою машину и опять попал в полицию. Ему был выставлен ультиматум: либо он отправляется в тюрьму, либо же покидает страну. Так начинается новая страница жизни Шона. Он вынужден улететь в Японию к отцу, чтобы закончить там школу и попытаться начать всё с чистого листа.

На новом месте отец запретил Шону приближаться к машинам, что он конечно же пытался делать, пока в новой школе его не заприметил Твинки, торговец всяким вещами или местный "барыга". Тот его мигом познакомил с подпольными гонками Токио. На одной из таких сходок Шон вступил в конфликт с Такаши, местным королём дрифта. Главный герой вызывает Такаши на гонку, за что моментально оказывается осмеянным толпой, машины то у него нет. Но загадочный знакомый Такаши, Хан, решает посмотреть на дерзкого "гайдзина" и даёт ему ключи от своей машины.

Такаши и его девушка, Нила
Такаши и его девушка, Нила

В этот момент Шон впервые сталкивается с новым стилем вождения, дрифтингом. С позором он проигрывает гонку Такаши и разбивает вдребезги машину Хана. Так на тридцатой минуте фильма начинается основной сюжет. Шон должен отработать свой долг Хану, завоевать сердце девушки Такаши и одолеть его лично, и при этом постараться избегать неприятностей.

Японский колорит

В фильме много второстепенных персонажей, многих из которых сыграли японские актёры. Например это - Сатоши Тсумабаки.
В фильме много второстепенных персонажей, многих из которых сыграли японские актёры. Например это - Сатоши Тсумабаки.

Очень сложно достоверно изобразить Японию за менее чем два часа хронометража, а если учесть, что фильм сделан преимущественно американцами, то всякая уверенность в этом пропадает начисто. Конечно без стереотипов никуда, но в фильме присутствуют интересные идеи и находки.

Например о запутанности токийских линий метро уже прослышали все, кто хоть немного интересуются Японией и Шон лично на себе это испытал, опоздав в свой первый школьный день. Школа кстати выглядит достаточно правдоподобно. Характерная форма, сменная обувь и даже столовая. Но из всего это выбиваются мелкие детали, присущие реальным японским учебным заведениям. Та же драка на крыше школы вряд ли бы осталась незамеченной учителями. Но всё это небольшие мелочи.

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Что действительно спорно, так это само обучение главного героя в японской школе, учитывая его практически полное незнание языка. В одной из сцен он несколько минут пытался понять, чего от него добивается учитель. Языковые проблемы вообще касаются всего фильма. Персонажи могут просто так начать говорить на английском, хотя до этого они говорили исключительно на японском. Выглядит это иногда абсурдно и неуместно, но есть и исключения. Одно из таковых сцены с якудзой Каматой, дядей Такаши. Сам Камата вышел крайне харизматичным. Каждое его присутствие в кадре сопровождается какой-то аурой таинственности. В момент, когда он начинает говорить на английском с Шоном, испытывается неподдельная дрожь.

Камата
Камата

Ближе к концу фильма Шон всё таки бросает парочку фраз на японском, но этого мало, чтобы хоть как-то поверить в его жизнь в незнакомой стране. Авторам стоило показать более детально освоение Шона в Японии. Далеко за примером ходить не нужно. В фильме "Последний самурай" американец Нейтан Олгрен попадает в плен к Катсумото, одному из последних представителей самурайского сословия. У Катсумото он постепенно становится гостем. На протяжении долгой зимы он учит японский язык, что хорошо отражается на его взаимоотношениях с деревней и некоторыми её жителями.

Одним из главных мотиваторов для изучения языка было желание извиниться перед вдовой, мужа которой Нейтан убил в сражении.
Одним из главных мотиваторов для изучения языка было желание извиниться перед вдовой, мужа которой Нейтан убил в сражении.

Если говорить об улочках самого Токио, то тут всё довольно пресно. За исключением школы, порта и центра города, особо ничего и нет. Пожалуй, ещё вспоминается горная местность, которая послужит финальным заездом в конце фильма, правда и тут она не шибко чем-то запоминается из-за небольшого количества сцен и кадров. В фильме очень мало чувства присутствия в стране восходящего солнца.

Есть кстати интересные отсылочки. Например в одной из сцен можно заметить культовую Тойоту AE86, прославившуюся в манге и аниме Initial D. Также в одной из сцен Шон называет Такаши "Донки Конгом".

KANSEI DORIFTO?
KANSEI DORIFTO?

Многих фанатов порадует небольшое забавное камео Кеичи Тсучии, реального "Короля Дрифта". В фильме он играет обычного рыбака, который критикует Шона за плохой дрифт. Что любопытно, Тсучия прославился своей ездой именно на AE86.

Подводя итоги, складывается чувство того, что Япония в этом в этом фильме выглядит как-то не впечатляюще, слишком блёкло. Визуально вроде и всё хорошо, но нет глубины и какой-то загадки, за которую многие люди и полюбили эту страну.

Главные конфликты

Нейтан записывал все свои мысли и чувства, которые он испытывал, живя в японской глубинке. 
Нейтан записывал все свои мысли и чувства, которые он испытывал, живя в японской глубинке. 

В "Последнем Самурае" отлично показана ассимиляция главного героя, через созидание природы, освоении меча и изучении незнакомого языка. Нейтан не сразу, но всё же постепенно заслуживал доверие и положительные отклики в свою сторону. Тот же путь проходит и Шон, только вот в "форсаже" работают несколько иные способы, но любопытно, что истории Шона Босуэлла и Нейтана Олгрена так похожи друг на друга. Оба героя попадают в незнакомую для себя обстановку, в которой им приходится чему-то учиться и что-то переосмысливать.

Основными темами фильма являются интеграция в общество и самоопределение. В начале это ненавязчиво показывается на примере главного героя, которого все зовут "гайдзином", но окончательно эта мысль формируется с Нилой, которая всё детство была изгоем среди своих сверстников. Тут и проходит параллель между Шоном и Нилой. Всю свою жизнь они были чужаками, которые не могли найти своё место в жизни.

Свою лепту в рассуждение о самоопределении вносит Хан, рассуждая о друзьях и понимании самого себя.

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Шон: Почему ты мне доверил свою машину? Ты же знал, что я разобью.

Хан: А почему нет? (смеётся)

Шон: Но она стоит кучу денег.

Хан: Деньги у меня есть. А вот надёжных и крупных парней не хватает. Дело в том, что твоё окружение тебя тоже характеризует. Потерять машину, но понять из чего ты слеплен - равноценный обмен. Те люди внизу, они живут по правилам. А толку? Их всё равно поглотил страх.

Шон: А перестанут бояться и что?

Хан: Тогда всё просто. Выбираешь путь и идёшь без оглядки.


Интересен и главный злодей, Такаши. По некоторым предположениям его отец рано скончался, от чего он начал жить с бабушкой и с Нилой, которую они приютили, когда её мать умерла. Но с взрослением Такаши, по всей видимости, заинтересовался его дядя, открыв для него двери в криминальный мир. Такаши осознаёт своё место в жизни, но он не настолько хладнокровен, как дядя. Ему скорее нравится просто быть в центре внимания, быть значимым. В нём чувствуется какая-то неопределённость, нерешительность. Особенно его эмоциональная нестабильность чувствуется в двух сценах: в самой первой гонке с Шоном, в которой он только и делает, что ухмылялся, и в финальной, где каждый мускул его лица находился в напряжении.

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Фильм также показывает изменения и в характере Шона. В начале истории он предстаёт типичным стереотипным американцем, лихо гоняющем на мустанге и сносящем всё на своём пути, не особо задумываясь о последствиях. К нему легко прилипается ярлык "Бака" или "Гайдзин". Потом он пересаживается на Mitsubishi и начинает учиться азам дрифта, постепенно собирая вокруг себя круг общения. Попутно с этим он начинает незаметно для себя изменяться в характере. Он всё больше общается с Твинки и с остальными друзьями, привязывается к Ниле, девушке Такаши. Начинает проникаться новым домом.

Шон и Нила
Шон и Нила

Кульминацией всего развития персонажа становится финальная часть фильма, когда Шон в ответственный момент решает не бежать от трудностей, а попытаться всё исправить. Уверенность в этом окончательно укрепляется, когда для финальной гонки он берёт старую машину своего отца, в которую вместе с друзьями он установил движок от подаренной машины Хана. Старое тело, но новый, более сильный и уверенный дух.

Нераскрытый потенциал

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Как бы это странно не звучало, но фильм был бы гораздо лучше, если бы он не был "Форсажем". Фильм бы только выиграл, если бы в нём не присутствовали все эти уже поднадоевшие и избитые атрибуты, вроде иногда клубной музыки и большого обилия девушек модельной внешности, а ведь это только всего третья часть серии.

Удивительно, но у фильма реально много общего с "Последним самураем", только с поправкой на время. Это могло быть действительно серьёзное и глубокое кино, которое бы поднимало довольно важные темы, будь то дружба или место в жизни. "Тройной форсаж" из-за своего хронометража очень скоротечен и не оставляет чувства полного насыщения.

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Примерно та же недожатость чувствуются и в персонажах. У них есть интересные характеры и запоминающиеся сцены, но этого не хватает, чтобы с головой погрузиться в историю, которую также стоило сделать длиннее.

По сути, этому фильму стоило бы стать полноценной трилогией или сериалом, в котором главный сюжет шёл бы ненавязчиво, а фоном бы были плавные взаимоотношения персонажей и какие-то интересные ситуации. Того же Хана можно было убить во втором фильме, наглядно показав всю его важность и значимость для главных героев. Стоило поподробнее раскрыть друзей Шона, которые появились где-то за кадром. Необходимо было больше раскрыть Такаши, как антипода Шона, и в конце всей этой истории, после унизительного проигрыша и побега из Токио, можно было сделать вполне себе возвращение и примирение между ними, с окончательным уходом из криминального мира, оставив в сердце только любовь к гонкам. Таким образом, "Тройной Форсаж" отбросил бы все криминальные элементы, присущие прошлым фильмам серии и стал наконец чистокровной картиной о гонках.

Забавно, но из этого фильма вышла бы отличная самостоятельная аниме-экранизация, отдалённо напоминающая своей тематикой Initial D.

Бандиты

Финальный заезд: какой была последняя идейная часть «Форсажа»

Чем же заканчивается фильм? На небольшой дружеский заезд Шона вызывает никто иной, как Доминик Торетто, персонаж самого первого фильма. После небольшой прелюдии начинается гонка и фильм уходит в титры.

Несмотря на приличные кассовые сборы, картина получила смешанные оценки критиков. Досконально неизвестно точное направление франшизы на тот момент. Возможно руководящие лица поняли, что аудитории больше нравится наблюдать за приключениями старых полюбившихся персонажей, чем принципиально новых. Финальная сцена как-бы нам показывает на примере машин разницу между двумя этими крайностями. С одной стороны у нас Шон на Nissan, с другой - Доминик на Dodge Charger. Выбор только за фанатами. Третий форсаж был экспериментом и экспериментом, к сожалению, не снискавшим успеха.

Но это всё не значит, что фильм плохой. Это далеко не так. Третий форсаж относится к тому типу фильмов, которые не пытаются выходить за рамки своей камерной истории, тщательно концентрируясь только на ней. Только опять же, третий форсаж часть большой франшизы, которая должна приносить деньги и это его подвело. В результате мы получили хоть и хорошую картину с интересными мыслями, но какую-то недокрученную. Но история от этого не перестают быть захватывающей и интересной.

На первых секундах появления "Чарджера" Доминика Торетто уже во всю играла песня "Bandolero" пуэрториканских певцов: Тего Кальдерона и Дон Омара (оба примут участие в будущих фильмах франшизы). То, как был поставлен кадр и то, как выделялась музыка среди окружающей обстановки оказалось очень удачным тизером четвёртой части, которая будет ещё более серьёзной и атмосферной. Нас ждёт боевик с элементами драмы. Уже ничего не изменить. Кто знает? Возможно у нас и не было выбора.

109109
53 комментария

Комментарий недоступен

111
Ответить

Сейм. Для меня это любимый фильм франшизы именно из-за самобытности, новых персонажей и более приземленного к реальности сюжета. Даже банальный игнор гонщиков со стороны японских копов смотрится лаконично.

34
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

44
Ответить

Первые три части - это и есть истинный "Форсаж". Альманах о разных гонках и разных гонщиках. Каждый - о своем и в своем стиле. С четвертой части начался марвел, который с каждым новым выпуском косил все больше денег и сохранял все меньше "лица". У меня в коллекции как раз первые три картины и докупать не планирую)

42
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Меня больше интересует чем закончилась гонка Доминика с Шоном

Ответить