Vox Lux — странный и банальный одновременно

Мнение о новом противоречивом фильме с Натали Портман.

Vox Lux — странный и банальный одновременно

Сюжет

Vox Lux разделен на два временных отрезка — повествование начинается на закате XX века в американской глубинке. Это история Селесты (Рэффи Кэссиди) — до сих пор обычной девочки-подростка, которой предстоит стать невольной участницей трагических событий: её школа оказывается эпицентром терракта, напоминающего печально известный случай в Колумбайн. Стрелок выбирает мишенью и саму Селесту. Но героиня остаётся в живых и превращается в национальный символ, успешно спев песню в честь жертв перед телекамерами. Её первый хит тут же попадает на вершину чартов и становится трамплином для продолжительной музыкальной карьеры.

Во второй части картины действие переносится в 2017 год. Повзрослевшая Селеста (Натали Портман) до сих пор популярная исполнительница, однако не может совладать с собственной дочерью, алкогольной зависимостью, а главное — постоянно преследующими скандалами в прессе. В надежде хоть немного поправить репутацию, она соглашается на масштабный гастрольный тур, но пронырливые журналисты как назло задают на пресс-конференции бестактные вопросы и провоцируют на новые неполиткорректные заявления. В итоге премьерный концерт оказывается под угрозой срыва.

Vox Lux — странный и банальный одновременно

Итак, сюжет насквозь американский. Но сценарий здесь хоть и амбициозен, но лишён новизны: первый акт (под названием «Генезис») в целом повторяет начало фильма «Мгновения жизни» с Умой Турман и Эван Рэйчел Вуд — о травмирующих последствиях школьной стрельбы.

«Мгновения жизни»
«Мгновения жизни»

Параллели находятся и с творчеством Гаса Ван Сента: его «Слон» целиком посвящён той же проблеме, а «Умереть во имя» содержит ироничные размышления о природе славы и общественных идеалов.

Героиня Николь Кидман становится «медиа сенсацией» после убийства мужа<br />
Героиня Николь Кидман становится «медиа сенсацией» после убийства мужа

Серьёзного исследования затронутых Брэди Корбетом важных тем на мой взгляд не состоялось. Возможно, он не до конца определился с жанром своего второго фильма. Чёрная комедия, философская притча, сатира в духе «Долины кукол» или «Неонового демона»? Если это и так, точно не в привычном понимании. Юмор в фильме напрочь отсутствует, не считая порой чересчур пафосных, квазифилософских диалогов. Один такой происходит между Селестой и её дочерью в закусочной во второй части фильма. Героиня Портман использует причудливые метафоры в рассказе о карьерных разочарованиях, сидя напротив...себя самой? Нет, просто в кадре вновь присутствует Рэффи Кэссиди, на этот раз в роли Альбертины. Она признаётся матери, что «боится за неё» (или за собственное будущее — снова очевидная метафора).

Vox Lux — странный и банальный одновременно

Кроме спорного кастинга, нарекание вызывает образ Селесты. Наверняка позаимствованный у Мадонны или персонажей фильма «Бархатная золотая жила», он выглядит пародией и на другую роль Натали Портман — балерину Нину из «Чёрного Лебедя». Временами у героини вовсе появляется эксцентричная манерность Джека Воробья. Сходство лишь усиливает сценический грим, который певица предпочитает носить и в обычной жизни. Кроме того, Селеста, чей образ призван олицетворять и обличать пороки XXI века, ничем не отличается от капризных эгоцентричных рок-звёзд из 60-80х.

«Бархатная золотая жила»
«Бархатная золотая жила»

Как часто бывает, за всей искусственной мишурой и блеском визуального ряда теряется содержание. Общую поверхностность усугубляет недосказанность: оборванные сюжетные линии и неразрешённые конфликты, повисшие в воздухе. Одна из таких сцен в фильме посвящена семейной ссоре, в ходе которой сестра Селесты угрожает поведать всему миру о своём якобы весомом вкладе в карьеру звезды. Элеонора представляется практически «серым кардиналом» и Селеста явно не радуется перспективе своего «разоблачения» родственницей, но конфликт так и не получает в дальнейшем никакого развития. Ещё одна сцена-филлер.

В интервью режиссёр Брэди Корбет заявляет, что ему важно было вложить в фильм политическое высказывание о легкомысленности и жестокости современного мира. Но Vox Lux выглядит просто неуклюжей эксплуатацией актуальных тем из газетных заголовков, которая вряд ли запомнится надолго.

1616
13 комментариев

Она уже годная милфа

11
Ответить

главное не ошибиться...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

О да...Богиня!

Ответить

Сначала подумал, что фильм про Витаса

5
Ответить

Давно я не видел настолько пустых фильмов, абсолютно никакого раскрытия персонажей, сюжет максимально скучен, визуально фильм абсолютно скучен. Просто апофеоз бездарности сценаристов и режисёра, которые имея довольно хороших актёров и вроде бы неплохой бюджет умудрились всё запороть.

2
Ответить

Насколько я знаю, там режиссёром и сценаристом выступает один и тот же человек. Авторское высказывание! Мнение о качестве разделяю полностью.

Ответить