Что Star Trek: Discovery мог бы позаимствовать у «Орвилла» Сета Макфарлейна

Одни идеи, разный подход.

Сет Макфарлейн, автор «Гриффинов» — пожалуй, одно из важнейших открытий в телефантастике последних лет. Кто бы мог подумать, что «Орвилл», изначально выглядевший как пародия на Star Trek, окажется вполне серьёзной и умной космической оперой? А человек, который пел на «Оскаре» про сиськи знаменитостей, вдруг будет писать сценарии в лучших традициях «Стартрека» 80-х?

«Орвилл» запустили практически одновременно со Star Trek: Discovery. «Дискавери» сразу попал в производственный ад: в результате сначала ушёл его создатель — Брайан Фуллер («Ганнибал»), а после первого сезона и ещё несколько ключевых сценаристов. У «Орвилла», меж тем, всё хорошо — большую часть сюжетов пишет сам Макфарлейн (он же играет капитана корабля), а постановкой занимается в том числе Бреннон Брага, приложивший руку к сериалам во вселенной Star Trek 80-х.

Внимание: в тексте есть спойлеры к некоторым сериям «Орвилла».

Star Trek: Discovery
Star Trek: Discovery

Вторые сезоны обоих шоу также запустились практически одновременно. И если у Discovery есть явные проблемы со сценариями (герои вслух проговаривают свои действия, повествование рваное, интересных концепций пока нет), то у «Орвилла» всё по-прежнему великолепно, если не считать акцент, чуть сместившийся на вопросы отношений и семейных ценностей. Это глубоко концептуальный фантастический сериал с действительно живыми героями, сложной моралью и духом исследования.

Пока что рано судить о втором сезоне Discovery, но сравнивать эти два шоу можно и даже нужно. «Стартреку» есть чему поучиться у шоу Макфарлейна.

«Орвилл»
«Орвилл»

Дух исследования

Ситуация с Discovery постепенно начала выправляться — второй сезон посвящён таинственным сигналам неизвестного происхождения, которые разом появились в разных точках галактики. Судя по всему, с этими сигналами связан Красный ангел, которого время от времени видят разные люди. Очевидно, речь идёт о некой сущности, что в развитии далеко ушла от других рас Млечного пути.

Кадр из опенинга второго сезона Star Trek: Discovery
Кадр из опенинга второго сезона Star Trek: Discovery

Однако интересных концепций от этого не появилось — из трёх эпизодов только второй может хоть в чём-то сравниться в этом плане с «Орвиллом» и старым Star Trek. Общество людей, странным образом оказавшееся вдали от Земли, построенное на смешении разных верований — разве это интересно? К тому же, концепция никак не раскрывается, и на их верованиях акцент не ставится. Серия больше похожа на «Звёздные врата», чем на Star Trek. В плане концептуальности Discovery проигрывает даже анимационному сериалу 70-х.

А вот как с темой религиозного общества обращается Макфарлейн. В пятом эпизоде второго сезона команда попала на обычную, казалось бы, цивилизованную планету, которая доросла до первого контакта. Вот только выяснилось, что их социальный строй основан на гороскопах — все, кто родился в определённое время, считаются социально опасными и отправляются в лагеря. Более того, сами люди в лагерях считают себя опасными для общества. Всё дело в том, что три тысячелетия назад одна из звёзд исчезла, что потрясло население планеты и создало такое странное верование, пустив под откос всю цивилизацию.

«Орвилл»
«Орвилл»

В последнем эпизоде первого сезона речь идёт о планете, которая существует сразу в двух пространствах: каждый раз, когда она появляется у нас, на планете проходит семьсот лет. Старпом Келли спасает маленькую девочку в эпоху бронзового века, а во время следующего визита, спустя 700 лет, выясняется, что всю общество планеты поклоняется божеству Келли и казнит неверных. В следующий раз «Орвилл» наблюдает примерно наше время — планету раздирают священные войны. И лишь ещё спустя 700 лет общество планеты начинает слушать разум и уважать жизнь.

Да, во втором сезоне концепций пока мало, и Макфарлейн в большей степени уделяет внимание своим героям и отношениями между ними, но всё равно — «Орвилл» хотя бы занимается исследованием космоса, в отличие от «Дискавери».

Star Trek: Discovery
Star Trek: Discovery

В первом сезоне Discovery сюжет был последовательным и связным, но во втором авторы, судя по всему, решили подбрасывать экипажу свой «кризис» в каждой серии. По идее это должно развязать руки, но пока никаких креативных концепций и связанного с ними духа исследований не наблюдается.

Да, на стороне Discovery — мощнейший лор и дорогой продакшен (первый эпизод по зрелищности не уступает фильмам Абрамса), зато у «Орвилла» — чистый креатив, ничем не ограниченный полёт творческой мысли.

Персонажи и их истории

Discovery за всё время успел рассказать истории лишь нескольких персонажей. Во втором, вместо того, чтобы, например, уделить внимание устройству общества келпианцев, которое очень интригует, авторы вводят Спока и закручивают сюжет вокруг него. То же касается и многих других членов экипажа — им просто не уделяется экранное время. Как зовут пилота «Дискавери», к примеру, я даже и не помню.

В первой серии второго сезона  Star Trek: Discovery появился новый член экипажа — гениальный инженер. Но потом про неё забыли
В первой серии второго сезона Star Trek: Discovery появился новый член экипажа — гениальный инженер. Но потом про неё забыли

Шоураннеры Discovery так сильно торопятся показать масштабные события, что попросту забывают о важнейших мелочах. Всё равно что в каком-нибудь Mass Effect не было бы личных квестов членов команды «Нормандии».

В то же время, во втором сезоне «Орвилла» Макфарлейн делает всё наоборот — ставит мощный акцент на членах экипажа звездолёта и, пожалуй, перебарщивает с личными историями. Хоть идея любви между машиной и человеком и интересна, но не так сильно, как неизученные ранее планеты.

Однако с героями «Орвилла» зритель знаком гораздо лучше, и сопереживать им получается сильнее. Если на «Дискавери» вдруг заменят половину мостика, то будет не так уж и страшно — мы о них всё равно почти ничего не знаем. А вот когда «Орвилл» решила покинуть офицер службы безопасности Алара — было очень больно.

«Орвилл»
«Орвилл»

Ей и раньше уделяли много внимания, а перед уходом и вовсе показали её семью, с которой она оказалась в конфликте, и устроили остросюжетный триллер напоследок.

Во всех сериалах Star Trek всегда были «спокойные» серии, которые лучше раскрывали личности членов экипажа. Было бы неплохо, если бы и во втором сезоне Discovery такие были — хотя бы одна.

Смелость и сложная мораль

«Орвилл» — в том числе сатира, а произведения этого жанра обязаны быть смелыми и поднимать сложные проблемы. Однако Сет Макфарлейн никого не высмеивает, лишь изредка поддевает. Из-за этого сериал больше напоминает «Чёрное зеркало», чем тех же «Гриффинов».

В основном же он ставит серьёзные проблемы и решает их нестандартно. Один из членов экипажа звездолёта, лейтенант Бортус, принадлежит к расе, которая спаривается только в однополых отношениях. При этом, мужчины рожают мужчин. Если вдруг родилась девочка (что признаётся аномалией), то ей насильно меняют пол.

«Орвилл»
«Орвилл»

Очевидно, это плохо — решать за ребёнка, какого пола ему быть. Бортус не одобряет операцию, как и другие члены экипажа, но затем всё-таки сдаётся — таковы традиции, да и своего партнёра он любит. И никакого чудесного спасения, никакого «бога из машины» — ребёнку действительно меняют пол.

Во втором сезоне история продолжается: Бортус всё-таки сломлен, постепенно он начинает ненавидеть своего партнёра и проводит время в компании голограмм. Макфарлейн игриво называет это «зависимостью от порно», но на деле ситуация кажется гораздо глубже. И в итоге семейные отношения преобладают над насильственной сменой пола ребёнка. Мораль этого сюжета настолько сложная, что я до сих пор не могу понять, как отношусь к этой ситуации. Что плохо, что нет? Что важнее?

«Орвилл»
«Орвилл»

Мораль в «Орвилле» часто бывает размыта. Если экипаж спасает жителей колонии, планета которых вот-вот развалится, то спасти удаётся лишь часть. Обман здесь в порядке вещей, и порой он во благо. И всё это проходит на фоне вялотекущей войны с глубоко религиозной расой криллов, злодейство которых также ставится под сомнение.

«Орвилл» уничтожает огромный экипаж корабля противника ради спасения мирной колонии людей, оставляя в живых лишь детей. Вроде бы хэппи-энд? Но нет — ведь дети остались без родителей, они вырастут озлобленными на человечество, что лишь усугубит конфликт.

«Орвилл»
«Орвилл»

На фоне всего этого (а ведь «Орвилл» — ещё и комедия) мораль Star Trek: Discovery пока выглядит наивной и детской. Клингоны там — сплошь злодеи, за лишь одним исключением. Авторы даже не пытаются показать ситуацию с другой точки зрения.

Сериал после первого сезона кардинально поменял тональность, так что экипаж «Дискавери» теперь — исключительные добряки, этакие герои, у которых всё всегда получается. Мир строго делится на добро и зло, а поведение персонажей — на героизм и трусость. Полумер пока не заметно, как почти не было их и в первом сезоне, а сюжеты с точки зрения вопросов морали максимально безопасны.

Разумеется, пока рано судить о вторых сезонах Star Trek: Discovery и «Орвилла»: у первого вышло три эпизода, у второго — шесть. Однако их можно и нужно сталкивать друг с другом и смотреть параллельно. Они оба представляют интерес, но к одним и тем же вопросам подходят по-разному — и пока, к сожалению, «Орвилл» выглядит гораздо умнее, чем новый сериал легендарного Star Trek.

68
100 комментариев