«Разделяй и властвуй!»: обзор фильма «Разделитель» 2011 года
Давненько от меня не было обзоров на фильмы. И я думал, какой же фильм выбрать для написания текста. И тут под руку попалась уже довольно старенькая кинолента про ядерный апокалипсис от французского кинорежиссёра Ксавье Жанса, у которого до этого я знал лишь 2 фильма: печально известный Хитман и Граница. С первым всё понятно, одна из худших экранизации игр и средненький, по своему содержанию, одноразовый боевик с так-себе экшн-ом. А вот «Граница» это совсем уж странная кинолента, который начинался как довольно типичный триллер по типу Хостела, но под конец скатился в натуральный трешак уровня «Операция Мёртвый Снег» про «жлых начистов, которые едят людей». А потому досматривал я фильм скорее как комедию, что не является комплиментом для фильма такого жанра. И от «Разделителя» я не ждал ничего хорошего, но фильм мне на удивление понравился. Коммерческим хитом он не стал, но при этом в моей кино-коллекции он смог занять особое место.
Фильм начинается с места в карьер. В Нью-Йорке происходит взрыв ядерного оружия. После чего люди в панике разбегаются кто куда. И лишь восьмёрке удачливых ребят удаётся спрятаться в бункере, построенном старым строителем на пенсии по имени Микки, сыгранным крутым как яйца лабрадора «Майклом Бином» (да, тот самый из первого терминатора). Который, по всей видимости, ждал этого дня и готовился к нему на протяжении всей жизни. Но вот незадача – жена и сын, для которого он и создал убежище, давно погибли. Как именно? Фильм оставляет за кадром, как и не говорит о том кто и зачем применил ядерное оружие. А потому Микки решает взять к себе в бункер парочку выживших, чтоб одному не было одиноко и тоскливо. Что примечательно, вся восьмёрка выживших вовсе не незнакомцы, а жильцы одного дома. И благодаря случившейся катастрофе - им выпадает шанс узнать друг о друге поближе.
И вот незадача. На улицу выходить нельзя – опасно! Ожидаются радиационные дожди, которые вряд ли окажут положительное воздействие на человеческую кожу. Но самых бойких и борзых ядерная угроза не пугает, а потому Микки просит выживших не выходить из бункера. Еда есть, вода тоже, да и электричество тоже на месте. Не райский сад, конечно, но жить можно. Что ещё надо? Вот только проблема в том, что и оставаться в бункере надолго тоже нельзя. Ведь радиация потихоньку проникает сверху. А запасы еды/воды, как бы много их не было, всё-таки ограничены и надо что-то предпринять. Усугубляется положение ещё и тем, что немного погодя в бункер вламываются незнакомые дяди в футуристических костюмах. Спасатели? Отнюдь нет. Они хватают маленькую девочку, вырубают мамашу и уходят. В фильме показывают, что есть специальная лаборатория (Амбрелла, признавайся, твоих рук дело?), где над детьми ставятся какие-то эксперименты, сбривая их налысо и погружая в какую-то капсулу с водой. Но к сожалению, эта тема раскрыта не до конца и обрывается на середине фильма. Ведь главная идея фильма вовсе не в этом.
Картина Ксавье Жанса вовсе не про злых инопланетян или роботов, которые в очередной раз решили уничтожить человечество. Злом тут выступают сами люди, ибо фильм в первую очередь о моральной деградации. О разложении личности и падении на самое дно, когда человек перестаёт быть человеком и становится жестоким зверем. Для которого отсутствуют хоть какие-то сдерживающие факторы или ограничения. В суд за воровство и домогательства никто не обратится, за убийство никто пожизненный срок не даст. Каждый из 8 персонажей проходит метаморфозы и потихоньку сходит с ума, раскрывая свои скелеты в шкафу. Кто-то делает это быстрее, кто-то медленней. А тут ещё и радиация начала проникать сквозь сыпающийся потолок. И лишь двум персонажам удаётся кое-как сохранить здравый рассудок, не слетев окончательно с катушек. Персонажи прописаны неплохо, почти у всех есть своя история. Одна потеряла дочь, вторые - дети одного отца и разных матерей, третьи помолвлены. А потому следить за тем, как у выживших постепенно едет крыша, раскрывая себя с жутких сторон, довольно занятно.
Фильм получился очень мрачным, давящим своей атмосферой безысходности и отчаяния. Если в первой половине проскакивают моменты, от которых можно улыбнуться, то вторая производит шокирующее впечатление. Фильм местами жесток, местами грязный и натуралистичный, но во всём соблюдена мера. Перегибов, как в «Границе», тут нет. Большая часть диалогов написана во время съёмок, дабы усилить погружение в происходящее. Метаморфозы персонажей происходят не только морально, но и физически. У одного глаза краснеют, второй кровью харкает, у третьего волосы потихоньку выпадают, у четвёртой кожа бледнеет. Не смотря на то, что фильм малобюджетный – гриммёры проделали отличную работу вместе с композитором, выдавшим прекрасную клавишную тему, слушая которую я и пишу данный обзор.
Обычно. Когда говорят что «популярность» или «деньги портят человека» это не значит, что человек был одним а стал другим. Это говорит о том, что получив власть – он проявил своё истинное нутро во всей красе. Что и происходит с выжившими в бункере. Случившееся событие позволило главной героине понять одну простую вещь: если хочешь выжить в ядерном апокалипсисе – убей окружающих тебя людей и спасайся! Либо ты, либо тебя. А потому Ева узнаёт от Микки, где находится секретный выход из бункера и бросая всех - спасает себя в одиночку. Концовка получилась сильной и правильной. Ева наблюдала за всем происходящим в бункере и понимала, что она не имеет с этими людьми ничего общего. Что она «чужая среди своих», а потому лично для себя финал я интерпритировал так, будто героиня решила перебраться на другую планету. Поняв что на своей родной - ей, увы, делать уже нечего. Даже если героиня не спасётся. Даже если она умрёт от нехватки еды или кислорода – она хотя бы рискнула и попыталась. А жизнь, как известно, любит смелых и решительных. Это самое главное.
Из минусов я могу отметить общую недосказанность в фильме. Словно планировалось продолжение, которое по итогу так и не увидело свет. Экшн-сцен в фильме мало, зато над декорациями постарались на славу. Погружение в неуютную вам атмосферу гарантировано! Из плюсов это, конечно же, шикарная атмосфера отчаяния и безысходности, которая по ходу повествования будет лишь усиливаться. Фильм идёт почти 2 часа, начинается он вяло, но постепенно набирает обороты. Саундтрек пробирает до мурашек. Концовка сильная, равнодушным не оставила.
По итогу хочется сказать, что «Разделитель» это ужасный и в тоже время, прекрасный фильм. В котором авторы, не смотря на ограниченный бюджет и недосказанность, смогли донести главную идею ленты. И который, к сожалению, в очередной раз подчёркивает суровую правду о том, что в случае глобальной катастрофы – полагаться можно ТОЛЬКО НА СЕБЯ! Ибо только так можно выжить. Моя оценка фильму: 8 из 10