Электрический штат — детская сказка или серьезная аллегория?
Скажу сразу, что знакомство с фильмом я начала практически ничего не зная о нем. Я не смотрела трейлер, не читала рецензий — лишь мельком увидела пару кадров, которые, как оказалось в последствии, были не из фильма. Все, что я знала, это то, что фильм обещает перенести зрителей в атмосферу постапокалипсиса.
Содержание:
Общее впечатление от фильма
Каково же было мое удивление, что фильм оказался с рейтингом PG-13
Первые сомнения начали появляться уже в начале просмотра. Мы встречаем мультяшных роботов и, казалось бы, настраиваемся на нечто в духе Fallout, однако вскоре на сцену выходит предводитель роботов — Мистер Арахис, и в голове возникает вопрос: «Простите, что?».
Вот тут то и начались первые подозрения что фильм ориентирован на детскую аудиторию.
Зрителя погружают в предысторию мира, рассказывая о войне между людьми и роботами, которая закончилась поражением последних и изгнанием в зону отчуждения. Люди, в свою очередь, изобрели нейрошлем, позволяющий делить сознание и одновременно находиться в двух местах — работать и развлекаться.
Несмотря на комичную мультяшную внешность роботов, сцены войны выглядят достаточно серьезно, что создает странный контраст, вызывая недоумение: что же это — детская сказка или серьезная аллегория?
Далее разворачивается основной сюжет, суть которого можно свести к путешествию сироты Мишель вместе с роботом Космо в поисках ее брата, чье сознание неожиданно оказалось внутри этого робота.
Вот тут то и начинается настоящая детская сказка: события развиваются без всякой логики. Еще минуту назад роботы были врагами человечества, а теперь главная героиня отправляется в неизвестное путешествие с роботом, который утверждает, что он ее умерший брат. Вы действительно поверите на слово созданию, которое четыре года назад истребляло людей на войне? Все вокруг внезапно начинают сопереживать главным героям и жертвовать собой ради их спасения, а «избранный» должен изменить мир.
Возможно, сценаристы стремились создать пародию на клише, характерные для жанра, акцентируя внимание на стереотипных элементах, однако результат оказался неудачным.
Вместо того чтобы создать увлекательную картину, сценаристы представляют зрителям набор избитых приемов, что делает ленту предсказуемой и скучной. В попытке привлечь широкую аудиторию фильм оставляет ощущение недоработанности и несмотря на наличие потенциала не оправдывает ожиданий.
Не спасает фильм и игра актеров, хотя, судя по всему, на их гонорары ушла львиная часть бюджета.
Милли Бобби Браун в роли девятиклассницы Мишель выглядит значительно старше своих лет и не вызывает должного эмоционального отклика, а Крис Пратт, похоже, не может избавиться от образа Звездного лорда чрезмерно перебарщивая с гримасами.
Остальные актеры, к сожалению, остаются в тени: их персонажи не раскрыты, а экранное время сведено к минимуму, что делает их введение в историю скорее формальностью, чем значимым элементом.
На протяжении всего просмотра фильма меня не покидало ощущение дежавю, а в памяти всплыли образы из мультфильмов «Роботы» и «Астробой».
Сравнение фильма с графическим романом
Литературной основой сценария стал одноименный графический роман Саймона Столенхага.
Несмотря на то, что визуальный стиль фильма черпает вдохновение из работ Столенхага, от краткого сюжета книги осталась лишь основа. Сценаристы создали свою уникальную историю, выполненную в совершенно ином ключе.
Отказавшись от серьезной атмосферы, фильм совершенно не передает мрачного и одновременно таинственного настроения, присущего работам Столенхага.
Роман, погружает читателя в мрачный и безрадостный мир антиутопии, где напрочь отсутствуют яркие краски и идеализированные образы счастливой американской семьи.
«мы жили с матерью в трейлере на свалке, где-то в северной Либертарии. Мать потрошила карманным ножом нейритовые кабели, а мы с пятилетним Скипом играли среди обломков кораблей»
Люди пытаясь сбежать от проблем реальной жизни, погружаются в виртуальную реальность лишь усугубляя свое существование.
Мир Столенхага полон депрессии: даже если на горизонте появляются роботы с улыбками, они вызывают лишь страх и внутреннее беспокойство.
Человечество, кажется, движется к своему закату, и это ощущение безысходности пронизывает каждую страницу.
Графический роман изобилует угнетающей атмосферой и тревожными иллюстрациями, где жуткие, монстроподобные роботы становятся символами упадка.
Тем не менее, открытый финал книги все же предлагает лучик надежды, который становится светом в этом мрачном туннеле.
Заключение
В целом, фильм производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, это детская сказка, лишенная логически обоснованного сюжета, а с другой — вполне достойное произведение для просмотра с ребенком.
Нельзя утверждать, что «книга лучше», поскольку это совершенно разные по атмосфере произведения, объединенные лишь общей концепцией путешествия девочки подростка и робота в поисках брата.
Графический роман больше напоминает артбук с подборкой концепт-артов и краткими описанием, где значительная часть сюжета остается на усмотрение читателя.
Могу лишь сказать точно, графический роман, мог бы стать отличным дополнением к сюжету для одной из серий «Темного зеркала», сохраняя мрачную атмосферу оригинала.
Личная оценка 6,5 из 10
Зайдет: девушкам, подросткам, для просмотра с детьми и для просмотра на фоне.
Обзор фильма без спойлеров + графический роман