Незадавшийся ремейк или шедевр местных киноделов? Обзор на фильм Спокойной ночи, мамочка
Во время просмотра фильма у меня перед глазами возникла четкая, пускай и чуть сюрреалистичная картина. Представьте. Вы сидите за одним столом с режиссером и сценаристом, находясь напротив второго. Фильм – это шарики с молоком, которые сыпет режиссер в тарелку сценариста с особой ухмылкой. Незадолго до этого вам сказали, что сценарист должен выдать что-то неожиданное. И вы ждете. Ждете. Пока сценарист доедает шарики, а режиссер сыпет ему в тарелку еще – это интрига. В какой-то момент ее становится слишком много, и вы уже не понимаете, зачем наблюдаете за этим процессом. Ну, может, в конце что-нибудь интересное будет? И вот, наступает момент Х, последняя ложка оказывается во рту сценариста. Он жует и… останавливается. Вы напряглись, ожидаете, смотрите. И… ничего. Он проглатывает шарики, молча встает со стола и уходит вместе с режиссером.
Если, прочитав это, вы ничего не поняли – не переживайте, это нормально. Однако, если вам вдруг захочется посмотреть этот фильм, то вернитесь к этому абзацу и перечитайте, я уверяю, что вы поймете многое, а ваша улыбка будет настолько широкой, что щекам станет больно. Однако, пока вы переосмысливаете эти строчки, я задам еще один, более животрепещущий вопрос. Что это такое? Попытка сделать ремейк того, что в этом не нуждается или неудачная американская копирка?
Хоть я и не смотрела первоисточник, но, для справки, как я потом поняла, весь сюжет целиком и полностью был взят и «переделан в лучшую сторону» у австрийской кинокартины под названием «Ich seh, Ich seh» (на английской и русской версии одноименное название с данным фильмом) от 2014 года. И, хоть я, повторюсь, австрийскую версию не смотрела (зато глянула трейлер), что-то мне подсказывает, что лучше не стало вообще.
Пройдемся по сюжету. Начинается все с счастливой семьи: отец снимает на камеру телефона, как мать укладывает близнецов спать и поет им песенку, а после все переключается на этих же самых близнецов, Лукаса и Эллиаса, едущих в машине со своим отцом в дом к матери, с которой что-то случилось. И я даже не скажу, что, ибо сама не знаю. Видимо, это сценаристы посчитали вовсе неважной деталью, поэтому решили пропустить. С этого момента и начинается каша. Отец уезжает, даже не выходя из машины, а двое мальчиков остаются наедине с матерью, у которой что-то с лицом, ибо ходит она в маске и, что странно, обращается только к одному из мальчиков, будто не видя другого вовсе. И вы все еще думаете, что нам что-нибудь расскажут или у близнецов появятся вопросы, почему она игнорирует одного из них? Нет и нет. И это не потому, что прошло всего двадцать минут с начала – так будет весь фильм.
После странная идиллия в семье рушится – мать ведет себя странно, отчужденно, чем вызывает страх у Эллиаса. Появляются тайны и запреты, а в какой-то момент его вовсе избивают, вызывая желание сбежать из дома. Мальчики понимают: эта женщина не их мать. И казалось бы, появляется интрига, мы вспоминаем, что это хорррор, когда мальчик решает сорвать с нее маску, пока она находится в полусонном состоянии. И на секунду нам выдают еще больше интриги – там, под маской что-то черное.
После мальчики все же сбегают, пускай и неудачно, прячась в доме соседей. В этот момент нам показывают весьма странную и бесполезную сцену, в которой девушка сдирает с себя кожу полностью, показывая совершенно черную оболочку. Это не вносит никакой ясности в происходящем, лишь вызывает на краткий миг веру в то, что это хоррор. И вера, увы, умирает, когда нам показывают, что все это было лишь сном Эллиаса. Однако вопросы: что с матерью не так? – остаются открытыми, когда детей привозят обратно в дом, где их встречает мать без маски, с обычным человеческим лицом.
О том, зачем ей эта маска, нам, увы, так и не сказали, как и о том, что с ней случилось и почему она ведет себя так.
И казалось бы, на это даже подходящий момент нашли, когда мальчики, все еще не веря в то, что это их мать, решили ее ночью привязать («Бабадук», привет!) к кровати, а после попросту уехать. Однако вместо каких-либо объяснений она всего лишь мямлит, просит ее отпустить и говорит не слушать Лукаса. Ох, внезапно, мы вспомнили про Лукаса. Возможно, у вас уже появилось предположение, которым я пыталась самостоятельно (раз уж сценарист и режиссер не захотели) себе объяснить весь фильм – шиза. Однако фотография с близнецами была, да и видео… Ладно, терпеливо ждем концовки.
Хотя, насчет попыток объяснить все же вру. Была одна. Когда в середине фильма Лукас сказал, что у их матери на фото глаза зеленые, а у той, что с ними – синие. Это она объяснила тем, что актриса и носит линзы (даже сказала, где они находятся), однако это гг проверять не стал, доверившись своей тульпе Лукасу, после чего направился ждать такси.
Возможно, у вас возник вопрос «а где был батя все это время?», на что я тоже ответить не могу. Видимо, принял статус «типичный отец в СНГ» и гордо теперь его носит.
В этот момент главного героя бьют сомнения, он возвращается домой и решает все же самостоятельно проверить сумку, о, сюрпрайз, в ней оказываются те самые линзы. Небольшая передряга с Лукасом и он бежит к маме, отвязывает ее и говорит, что Лукас плохой. Все больше похоже на ту самую тульпу, которая вышла из-под контроля, но, вопрос, если это так, то почему мать ничего об этом не говорит и, что логично, не поведет к психиатру сына? А вот так, не хочу и не буду – отвечает нам, видимо, мать, и ведет своего сына в сарай, в который прежде запрещала сыну ходить. Ведет на второй этаж и показывает доску, облитую кровью, вызывает у мальца истерику, но говорит посмотреть, и, о боги, нам впервые за весь фильм говорят, что случилось!!
Он случайно стрельнул в своего брата пистолетом. Конец.
Ладно, еще кое-что. Непонятно от чего, но Эллиас толкает свою мать, та на что-то падает, затем горит сарай, из которого он убегает, и в конце появляются уже две тульпы – тульпа-брат и тульпа-мать. Тульпы-бати, увы, даже тут нет.
Опять же, если вы ничего не поняли – не волнуйтесь, я полностью разделяю ваши чувства в этом моменте, ибо фильм оставляет максимально странное впечатление и послевкусие. Что случилось, почему так, где, тульпу-мать вашу, хоррор и много-много-много другого. Последний волнует особенно, ибо тут с интригой и тайнами так затянули, что даже нестрашно. Вот правда, я ни разу не почувствовала чего-то напряжного и пугающего, лишь миллионы и миллиарды мыслей и попыток объяснить самой себе сюжет.
Поэтому подведем итоги.
Атмосфера: 3 из 10.
Персонажи: 2 из 10.
Сюжет: 2 из 10.
Музыка: 3 из 10.
Окончательная оценка от меня: 3/10.