Когда необычной концепции недостаточно: обзор хоррора Bird Box от Netflix

И даже Сандра Буллок ситуацию не спасает.

Повествование Bird Box («Птичий короб») состоит из двух частей. В одной героиня Сандры Буллок сплавляется по реке вместе с двумя детьми — она называет их просто Мальчик и Девочка, видимо, чтобы сильно не привязываться. У всех завязаны глаза, а впереди — смертельно опасные пороги.

Ну а в другой рассказывается, как она дошла до жизни такой, и во что превратился мир.

Bird Box строится на одной концепции и, конечно, безумно интересной. Что-то подобное, возможно, будет в Death Stranding Кодзимы — по крайней мере, ощущения похожи. В Европе и России начинается волна непонятных самоубийств, которая вскоре добирается и до Америки. Люди видят нечто на улицах и тут же совершают суицид.

Каждый, судя по всему, видит монстров по-своему. Быть может, это прекрасные призраки умерших близких, которые зовут присоединиться в лучшем мире, или нет — кино ничего не объясняет, как водится. Bird Box старательно пытается казаться глубже, чем он есть на самом деле.

Люди запираются в домах, ведь эти существа не могут проникнуть внутрь — они сторожат у окон, вдруг кто выглянет. Большой потенциал для хоррора: с такой концепцией можно так страху нагнать, что зритель потом побоится в окна смотреть и на улицу выходить.

Когда необычной концепции недостаточно: обзор хоррора Bird Box от Netflix

Это могло бы быть «Тихое место наоборот»: если в фильме Джона Красински нельзя было шуметь, то в Bird Box — нельзя смотреть. Однако эта особенность никак не используется: да, герои выходят на улицу с завязанными глазами, но зрителю-то что с того? Он всё равно наблюдает за происходящим со стороны, и предложить ему новый опыт изучения мира вслепую фильм не может.

Во время просмотра «Тихого места» боишься шелохнуться — настолько сильно погружаешься в кино. Но в случае с Bird Box всё не так: герои время от времени лишаются одного из органов чувств, но это никак не используется. Почему бы не показать несколько вылазок на улицу полностью от первого лица, работая лишь звуками?

К тому же, фильм Сюзанны Бир, в отличие от кино Красински, пытается рисовать апокалипсис в полном объёме, и делает это очень банально, в духе «Рассвета живых мертвецов».

Когда необычной концепции недостаточно: обзор хоррора Bird Box от Netflix

Группа максимально стереотипичных персонажей собирается в одном доме. Хитроватый парень в тату, отважный азиат, боевого вида девушка, старик, который призывает никому не верить, трусоватый пухлый нёрд, темнокожий храбрый парень с квадратной челюстью... Обычно в такого рода фильмах, полностью построенных на клише, есть женщина, которой скоро рожать. В Bird Box их целых две.

И если та часть фильма, которая про лодку и пороги, в общем-то, прекрасна и волнительна, то история о том, с чего всё началось — крайне клиширована и глупа. Герои ведут себя как идиоты из трэшовых зомби-муви, никакой драмы или хоть какого-то психологизма — вы это всё уже видели сто раз и, возможно, в лучшем качестве. Герои даже говорят клише, чего уж там.

Но самое страшное, пожалуй, то, что главная концепция никак не развивается. Герои не узнают ничего нового о сущностях, которые захватывают мир, кроме разве что пары уточнений. Это было бы правильно, если бы апокалипсис был бы просто фоном для отношений героев друг с другом, но они настолько банальны, что зубы сводит.

Не самая выдающаяся роль Джона Малковича
Не самая выдающаяся роль Джона Малковича

А ведь так хочется, чтобы фраза «ещё один фильм Netflix» перестала быть обидной. На сервисе выходит множество отличных авторских фильмов вроде «Ромы», «Аннигиляции» и «Баллады Бастера Скраггса». Да, часть из них перекуплена, но сути дела это не меняет. На Netflix бывает действительно хорошее кино: глубокое, концептуальное, несущее в себе что-то.

Но Bird Box, увы, не из таких.

69
70 комментариев