Кинематограф Бутана

В Южной Азии, на границе между Индией и Китаем, высоко в горах отдыхает маленький, но гордый Дракон — королевство Бутан с населением в 750 тысяч человек, говорящих на без малого 25 языках и очень любящих кино.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.imdb.com%2Ftitle%2Ftt5890038%2F&postId=34934" rel="nofollow noopener" target="_blank">Hema Hema</a> — бутанский фильм, <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fscroll.in%2Freel%2F828598%2Fthe-use-of-masks-in-film-hema-hema-earns-acclaimed-director-khyentse-norbu-a-ban&postId=34934" rel="nofollow noopener" target="_blank">запрещенный к прокату</a> в самом Бутане<br />
Hema Hema — бутанский фильм, запрещенный к прокату в самом Бутане

До второй половины прошлого века Бутан оставался закрытой бедной аграрной страной, практически не поддерживавшей контакты с внешнем миром, но с приходом в 1972 году четвёртого по счету короля независимого Бутана дела начали меняться: страну стали постепенно открывать для туристов, проводить в города электричество, строить дороги.

Открытие Бутана миру, впрочем, до сих пор проходит в крайне ограниченном режиме: так, стоимость тура начинается от нескольких тысяч долларов за неделю (с минимальным сбором в районе 250-300 долларов в сутки с человека), а отступления от маршрута и самостоятельное передвижение без гида не допускаются (или серьёзно ограничиваются) — что делается, как заявляет руководство страны, исключительно для сохранения уникальной окружающей среды Бутана, практически нетронутого цивилизацией.

Горные лошади, Бутан<br /> <br />
Горные лошади, Бутан

В таких непростых условиях предстояло развиваться киноиндустрии: в высокогорной, малонаселенной, бедной стране, где до 1999 года телевидение было под запретом, с древней, уходящей корнями в далекое прошлое культурой, долгие века успешно избегавшей влияния извне.

Вполне очевидно, что «старшим братом», примером для подражания и вдохновителем для молодого кинематографа Бутана стал Болливуд. Большинство первых бутанских лент были либо прямыми адаптациями, либо аналогами популярных индийских кинолент — с поправкой на то, что действие происходило на фоне высокогорных гималайских пейзажей, а герои фильмов были одеты в традиционные одежды (которые по закону королевства обязаны носить все граждане страны в дневные часы).

Бутанский лучник в традиционном халате<br /> <br />
Бутанский лучник в традиционном халате

Подражание Болливуду, впрочем, объясняется не только и не столько культурной и географической близостью: сказываются и неопытность деятелей кино, вынужденных учиться в процессе, и нехватка кадров, и банальное отсутствие кинотеатров и телевизоров во многих регионах страны, из-за чего съёмочным группам порой приходится самостоятельно ездить по городам деревням с проекторами и организовывать показы для любителей кино.

В таких условиях снимать «адаптации» было куда выгоднее и проще: они не требовали особого труда и вложений, и порой из оригинальных индийских лент можно было брать целые куски — не только сюжет, но и музыку при необходимости.

Тшеринг Вангьел (Tshering Wangyel) рассказывал, что для первого музыкального номера в истории бутанского кино взял музыку из популярного индийского фильма <br /> <br />
Тшеринг Вангьел (Tshering Wangyel) рассказывал, что для первого музыкального номера в истории бутанского кино взял музыку из популярного индийского фильма

Первый полнометражный фильм, полностью снятый в Бутане, вышел только в 2003 году: лента «Маги и странники», поставленная Кхьенце Норбу (Khyentse Norbu), режиссером и ламой, уже успевшем к этому моменту выпустить в 1999 году успешную комедию «Кубок».

Норбу — не в пример большинству бутанских режиссеров — обучался в Европе и в целом имел неплохой культурный багаж: неудивительно, что «Маги и странники» даже без поправки на неопытность съёмочной команды и непрофессиональных актеров и сейчас смотрится крайне недурно. Что, кстати, признали и критики, принявшие второй фильм Кхьенце Норбу исключительно тепло.

Маги и странники, 2003 год

Наряду с Норбу, отцом бутанского кино считается Тшеринг Вангьел (Tshering Wangyel), снявший за недолгую жизнь 40 фильмов и умерший в 2015 году от пневмонии. Свой первый фильм известный на родине бутанский режиссёр снял в далеком 1999 году, «скинувшись» с друзьями на производство и продвижение ленты: сам Вангьел написал сценарий и выступил режиссёром, оператором, звукорежиссёром и осветителем.

Незадолго до смерти Вангьел возмущался, что за 15 лет практически ничего не изменилось — разве что к прочим проблемам добавилось пиратство, вполне удовлетворяющее потребности жителей удаленных районов, не желающих ждать приезда передвижного кинотеатра, чтобы посмотреть новинку.

Топ-10 фильмов Тшеринга Вангьела

Справедливости ради, некоторые перемены в индустрии всё-таки произошли. С 2011 года Бутан производит около 15 (по другим оценкам, 30) фильмов в год: теперь это не только копии удачных болливудских хитов, как было раньше, но вполне самостоятельные произведения. Так, в 2007 году в Бутане выпустили первый хоррор («Bakchha»), в а 2014-м — первый 3D-мультфильм, в основу которого легла бутанская народная сказка («Ap Bokto»).

Спрос на местное кино растет — настолько, что бутанские ленты практически вытеснили болливудские и голливудские картины из проката, хотя влияние индийского кинематографа продолжает отражаться и в современном бутанском кино.

Кадр из первого бутанского 3D-мультфильма<br />
Кадр из первого бутанского 3D-мультфильма

Впрочем, несмотря на то, что количество фильмов, производимых в Королевстве, растет, общее их качество оставляет желать лучшего даже по самым скромным оценкам. На драматическом уровне бутанские фильмы практически не отличаются друг от друга.

«Наша аудитория любит определенную формулу, — говорил Тшеринг Вангьел, — фильм должен включать в себя песни, танцы, юмор и слезы». Проступает и наследие «болливудской эры»: «Когда ты смотришь наши фильмы, складывается ощущение, что мы подобрали осколок зеркала тщеславия Болливуда» — жалуется Таши Гьельтшен (Tashi Gyeltshen).

Таши Гьельтшен (Tashi Gyeltshen) <br />
Таши Гьельтшен (Tashi Gyeltshen)

В техническом плане кинематограф Бутана страдает ещё больше: в стране до сих пор нет ни одной полноценной киностудии, и если нехватку оборудования частично можно решить, арендовав старые камеры и свет у соседей, то с кадровым вопросом дела обстоят на порядок хуже.

Немногие профессиональные актёры в основном приходят в кино с радио (гораздо более популярному и доступному, чем телевидение), и на роли режиссёрам-самоучкам приходится брать случайных людей — военных, монахов, политиков, или приглашать родственников. Аналогично «добываются» одежда и реквизит — съёмочная группа одалживает вещи у знакомых, занимает деньги у друзей, а съёмки проводит в доме кого-нибудь из членов семьи.

При этом старания вполне могут не окупиться: кинотеатры в городах не успевают прокатывать все выходящие фильмы, из-за чего в «листе ожидания» лента может «провисеть» больше полугода с момента окончания съёмок, чем, конечно, пользуются пираты, выпуская на дисках копии ещё не вышедшей в прокат картины.

Стрелы Громового Дракона — австралийский фильм, снятый в Бутане и выдвинутый на Оскар в 2015 году, гордость местного кинематографа<br />
Стрелы Громового Дракона — австралийский фильм, снятый в Бутане и выдвинутый на Оскар в 2015 году, гордость местного кинематографа

Впрочем, несмотря на засилье низкокачественных и однообразных лент и многочисленные технические проблемы, киноиндустрия Бутана далека от безнадежного состояния: всё больше и больше авторов отказываются идти на поводу у трендов, считая, что кино прежде всего должно быть искусством, а не набором безвкусных штампов.

Так, Таши Гьельтшен, чья короткометражная драма «Красная Дверь» была показана на фестивале в Роттердаме в 2014 году, ищет вдохновение в традиционных бутанских сюжетах, легендах и историях, сокрушаясь порой, что современные бутанские режиссеры «ничего не оставят в наследство».

Трейлер фильма «Красная дверь», 2014 ггод

Ещё один бутанский постановщик — 38-летняя Дечен Родер (Dechen Roder) — дебютировала в 2011 году с лентой «Оригинальная копия счастья», номинированной на награду за лучший короткометражный фильм на Фестивале независимого кино в Брюсселе. В 2016 году Родер выпустила нуарный детектив «Honeygiver Among the Dogs», который выиграл Специальный приз жюри на фестивале во Фрибуре.

Трейлер фильма Honeygiver Among the Dogs, 2016 год

Для многих бутанские фильмы остаются едва ли единственным способом узнать о жизни, быте и страстях жителей высокогорной страны, требующей с туристов немалую дань за короткое посещение.

Несмотря на то, что фильмы Бутана, за редкими исключениями, практически не покидают пределы страны, с приходом технологий (и выходом бутанских режиссёров в свет на международных кинофестивалях) знакомство с ними значительно облегчается — чего стоит один только канал на YouTube с бутанскими фильмами.

В июне в Индии прошел первый фестиваль бутанского кино<br />
В июне в Индии прошел первый фестиваль бутанского кино

И хотя редко какие из бутанских фильмов можно найти в сети с хотя бы английскими субтитрами, языковой барьер совсем не мешает любоваться чудесными пейзажами и заглядывать в маленькие бутанские дома через объектив старой индийской камеры.

9292
14 комментариев

Какой крутой текст! Спасибо.

10
Ответить

Обожаю статьи про кино, тем более про редкое. Спасибо!

5
Ответить

Вдогонку к уже написанному (так как уже не могу редактировать) советую небольшую статью Ады Бернатоните - чуть ли единственную подобную на русском языке, но крайне емкую - о тематике и специфике бутанского кино

Как-то забыл про нее, пока писал, но лучше поздно, чем никогда

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Вы пишете, как будто гордитесь невежеством.

4
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить