Атмосферно собранная классика

Атмосферно собранная классика

1838 год, Висбург, Германия. Молодой клерк Томас Холт, по поручению своей фирмы, отправляется заверить сделку на покупку поместья с эксцентричным графом Орлоком, проживающем в горах Богемии.

Если завязка сюжета кому-то кажется знакомой, то это не кажется. Прежде чем говорить о самом кино, стоит разобраться в некоторых хитросплетениях составляющей фильма.

Атмосферно собранная классика

В 1897 году был впервые опубликован роман Брэма Стокера «Дракула». Думаю, эта история хорошо известна большинству. Роман получил некую популярность (хотя истинное признание к писателю за эту работу пришло лишь после его смерти), а потому, в 1922 году, немецким режиссером Фридрихом Вильгельмом Мурнау, был снят немой фильм «Носферату, симфония ужаса». Дабы не иметь проблем с авторскими правами на оригинальную историю, режиссером были изменены имена, места действий и некоторые события произведения Брэма Стокера. Помогло это не сильно, потому что судебной тяжбы с наследникам Стокера избежать не удалось. По решению суда, все копии фильма должны были быть уничтожены, но часть из них уцелела, так что теперь, данное кино является классикой и шедевром мирового кинематографа.

Атмосферно собранная классика

К слову сказать, в наши дни можно посмотреть забавную «дилогию», представляющую из себя связку таких фильмов как «Носферату, симфония ужаса» (1922) и «Тень вампира» (2000). Последний фильм представляет из себя вольно пересказанную историю о съемках первого фильма. Роль графа Орлока в «Тени вампира» играет Уиллем Дефо, а режиссера ленты воплощает Джон Малкович. В связке, обе ленты смотрятся крайне интересно.

Так вот, опираясь на вышесказанное, нужно понимать, что «Носферату» (2024) Роберта Эггерса, представляет из себя симбиоз «Дракулы» Стокера и «Симфонии ужаса» Мурнау. Что-то надергано из обоих произведений, имена и места действий в очередной раз изменены, а какие-то события переписаны в угоду новому сценарию. Это нужно помнить и знать, чтобы не запутаться в событиях фильма при просмотре. Хотя, сомневаюсь, что современный зритель так хорошо помнит сюжетную линию фильма 1922 года.

Атмосферно собранная классика

Наснимал нам эту красоту, как и говорил выше, Роберт Эггерс, человек в индустрии не то чтобы новый. Первый полный метр был освоен им в 2015 году и носил название «Ведьма». Кино не выдающееся во всех смыслах, но атмосферное и этим запоминающееся. Сильнее меня зацепил «Маяк» (2019), после чего стало ясно, что у Эггерса есть стиль и вкус, а так же, что его работы вряд ли предназначены для широкого зрителя. «Варяг» не попал в поле моего внимания, так что ничего про него не скажу, но наверстаю это упущение. И вот — «Носферату».

Судя по ранним короткометражкам режиссера, его вдохновляют работы мастеров ужаса, таких как Эдгар Алан По, Лавкрафт (это видно по «Маяку»), Стокер и фэнтезийный жанр. С большим нетерпением буду ждать его «Оборотня», который должен выйти в 2026. Стиль у господина Эггерса есть, подача тоже на месте, как и интересные идеи.

Атмосферно собранная классика

На свой долгострой (к «Носферату» режиссер шел почти десять лет) Эггерс зазвал очень интересных актеров. С Уиллемом Дефо он работал в «Маяке», Аарон Тейлор-Джонсон тоже на некотором подъеме сейчас (несмотря на «Крэйвена», хотя, тут нужно посмотреть, что будет дальше), Николас Холт, который, похоже, начинает избавляться от клейма «кассовой бомбы» (ему еще предстоит попытаться разрушить нового «супермена») и доча нашего несравненного Капитана Джека Воробья ака Джонни Деппа — Лили-Роуз Депп. И конечно же, Билл Скарсгард. Это отдельная история. Теперь по порядку о каждом.

Атмосферно собранная классика

Уиллему Дефо досталась небольшая, но немаловажная роль, с которой актер справился более чем хорошо. Я усмотрел некоторую иронию в том, что Дефо некогда играл графа Орлока. Николас Холт выглядит и звучит очень убедительно, что заставляет меня думать, что из него все же может получиться Лекс Лютор. Забавно то, что Холт так же касался вампирской тематики на поле графа Дракулы, играя главную роль в отвратительном фильме «Ренфилд». Аарон Тейлор-Джонсон большой ролью тоже не щеголяет, но смотрится убедительно. Экранный аристократизм ему очень даже идет.

Дочь Деппа местами убедительна и интересна, но пока что больше похоже на апельсинку, а не на осинку. Как знать, может в будущем талант раскроется. А может и нет. Не всем детям одаренных родителей быть такими же талантливыми. Да, Джейден Смит?

Атмосферно собранная классика

Главной интригой каста для меня был Билл Скарсгард. Актер уже касался тематики мифологических монстров в странном, но неплохом сериале «Хэмлок Гроув». В «Носферату» же оценивать его очень сложно. Актерскую работу в самом образе можно видеть и слышать только в движениях и немного в голосе графа Орлока. Билл совершенно неузнаваем в гриме (который, кстати, невероятно хорош), как и его голос. Скарсгард тренировался понижать голос и работать с ним у исландской оперной певицы. Ему это настолько удалось, что привычные интонации актера почти неслышны (да, я пересматривал часть материала в оригинале), но работа с голосом потрясающая. Таким образом, это вроде и Билл, а вроде и не он. В целом, образ графа вышел крайне удачным и пугающим.

Стоит отметить, что фильм я смотрел в дубляже ребят из RHS и сравнивая озвучку графа с оригиналом, могу сказать, что немного перестаравшись, парни сделали персонажа более устрашающим.

Атмосферно собранная классика

Сюжет. Он известен, переработан и преподнесен крайне любопытно. Мне, конечно же, не понравилась концовка. Как-то нелепо немного, хотя, она не лишена готичной и мрачной романтичности. Собственно, весь фильм пропитан духом готики и безысходности. Эггер умеет в такое. Мне показалось, что были чрезмерно растянутые моменты, в которых режиссер пытался наполнить повествование деталями, но явных перегибов я не заметил.

Многие издания наперебой кричали, что это самый страшный фильм года. Учитывая мировую премьеру в конце 2024-го, это все еще звучит странно. Во-первых, когда именитые критики наперебой начинают бояться какого-то фильма, сразу становится понятно, что страшного там немного. Во-вторых, «Длинногий» тоже всех невероятно напугал. Но, справедливости ради, стоит сказать, что в «Носферату» есть жуткие и хорошо поставленные эпизоды.

Атмосферно собранная классика

Общее впечатление от фильма скорее положительное. Такая интерпретация одного произведения в двух лицах заслуживает уважения. Есть некий странный момент, что для меня, фильм не смотрится как «Дракула» и так же не заходит как «носферату», но как произведение, снятое на стыке этих двух произведений — очень даже неплохо. Кино атмосферное, хорошо снятое и невероятно стильное.

Естественно, учитывая перекос в историю Брэма Стокера, фильму Эггера не избежать сравнения с экранизацией «Дракулы» 1992-го года от Френсиса Форда Копполы. То кино было прекрасно и красиво. Но, стоит понимать, что «Носферату» — это совершенное иная история, хоть и написанная по тем же источникам и своя красота в нем неизменно присутствует. Образы персонажей, неотвратимость древнего ужаса и общая атмосфера беспомощности делает «Носферату» очень созерцательным произведением.

Атмосферно собранная классика

Про музыку сказать ничего не могу, в фильме я ее не услышал. Обычно, в таких случаях можно говорить, что музыка либо настолько хороша, что очень органично вписывается в происходящее на экране, либо настолько плоха, что ее просто не замечаешь. Музыка в «Носферату» есть и она подчеркивает некоторые моменты, но я не переставал ловить себя на мысли, что хотелось бы чего-то большего. Больше эпичности, мрачности, глубины.

Заявленный бюджет фильма Эггера составляет 50 млн. долларов и это удивительно для меня, так как на экране видится гораздо больше. Естественно, вызывали вопросы моменты в замке графа, но это можно списать на то, что Орлок давно не человек (хотя и дышит зачем-то), так что лоск и убранство помещений ему безразличны. А если знать, сколько натурных съемок было проведено, так и вовсе этот момент отпадает. Немного кривые спецэффекты тени графа тоже прощаются, если держать в уме цифры бюджета. Да и в целом, на такую сумму, с такими актерами, кино получилось очень нарядным.

Атмосферно собранная классика

Несомненно радует то, что «Носферату» отбил себя в прокате. Не с космическим результатом, но для такого фильма это очень достойные показатели. Это означает, что Роберт Эггер продолжит свое шествие по Голливуду (когда его потушат и отстроят), оттачивая свое мастерство в жанрах хоррора и триллера. Яркое видение и чувство стиля режиссера, как и его приверженность жанру, не может не радовать такого поклонника разнокалиберных страшилок, как меня.

Естественно, стоит понимать, что история графа Орлока — это ни разу не семейный просмотр, ровно как и не легкое кинцо на вечерок. Проникнутся далеко не все, ну а кто понимает и любит жанр, смогут открыть для себя достаточно любопытную интерпретацию классического вампирского сюжета.

Учитывая мое предвзятое отношение к подобного рода историям, исполнение, каст и финал, даю этому фильму шесть Орлоков из семи.

6
9 комментариев

Снято красиво по декорациям и костюмам и освещению и гриму... А вот по эмоциям че-то пустовато. Может уже достаточно этих вампирских историй перелопатил от старого Носферату, Дракул, Кинговского Жребия Салема до Полуночной Мессы Флэнагана.

1

Возможно. Но визуально оно красивое.

Не, после представления графа я этот фильм уже не смог воспринимать серьёзно. Каждый раз, когда в кадре был Орлок в голове играли Kasabian.

1

То-то я думал, кого он мне напоминает?)))

друг, вот не знаю, поймешь меня или нет. фильм ахуенный, в кино смотрел и сегодня дома, но как будто он пустой что-ли. я когда варяга смотрел, у меня внутри все сжималось, а тут не особо.

1

Вот "варяга" не смотрел. Про то, о чём ты говоришь, наверное понимаю. Оно красивое очень. Но в кино отчаянно не хватает эмоции. Сильной. Такой, например, как на сцене с детьми. Атмосфера всё перебила. Поэтому, наверное, он и кажется пустым. Вернее, не пустым, а будто чего-то не хватает.

Фильм херь , даже время не стоит тратить, ни рыба ни мясо, как говорится.
Сцены с метафорическо-волшебным насилованием вообще какой-то треш позорный.