Оборона Севастополя (1911)

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Исторический контекст. "Оборона Севастополя" – это немой художественный фильм, созданный в 1911 году режиссерами Василием Гончаровым и Александром Ханжонковым. Фильм считается одной из первых масштабных кинопостановок в России и важной вехой в развитии национального кинематографа.

По воспоминаниям Ханжонкова, идею фильма предложил Василий Гончаров, отношения с которым у Ханжонкова были сложные. Гончаров, который уже не работал в торговом доме Ханжонкова, предложил снять сверхдорогой и беспрецедентно длинный фильм об обороне Севастополя. Для организации массовых съёмок на местах сражений требовалась Высочайшая поддержка. Будучи уверенным в том, что добиться её будет невозможно, Ханжонков поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Петербург и ходатайствовать в императорской канцелярии, и если поездка будет безуспешной, Гончаров больше не будет обращаться к Ханжонкову ни с какими предложениями. Ханжонков одолжил Гончарову денег на официальный костюм и поездку, предполагая, что такой небольшой ценой избавит себя от дальнейшего общения с назойливым режиссёром. Однако поездка внезапно обернулась полным успехом — Гончаров не только заручился Высочайшей поддержкой, но и добился того, что фильм был частично профинансирован из казны.

Сюжет фильма. Картина представляет собой последовательность ключевых событий, связанных с героической обороной Севастополя во время Крымской войны.

Основные эпизоды включают:

  • Начало войны и прибытие союзных войск (Великобритании, Франции и Турции) на территорию Крыма.
  • Оборону города под руководством адмирала Нахимова, который стал символом мужества и самопожертвования.
  • Бои за Малахов курган, ключевую точку обороны города.
  • Сцены жизни мирных жителей, которые помогали солдатам (например, севастопольские дети приносят на батарею ядра, выпущенные по городу вражеской артиллерией), подчеркивая единство народа в борьбе с внешним врагом.
  • Завершающий трагический момент – падение Севастополя и вынужденное отступление русской армии.

Сюжет построен не столько на развитии драматических характеров, сколько на документально-историческом подходе, что делает его предшественником жанра исторической реконструкции.

Особенности фильма. Из особенностей картины выделяется, во-первых, то, что это одна из первых в мире полнометражных художественных картин (продолжительностью 1 час 40 минут), что являлось показателем зрелости русской кинематографии. Во-вторых, Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов. В съемках принимали участие регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854—1855 годов. В-третьих, лента явилась пионером натурных съемок на воде. В-четвертых, создатели опирались на реальное историческое повествование, воссоздавая архитектуру, обмундирование и атмосферу того времени. Особое внимание уделялось реконструкции сражений, включая масштабные батальные сцены.

Фильм "Оборона Севастополя" (1911)

"Оборона Севастополя" является важной вехой в истории российского кинематографа. Воплотив в себе грандиозный подход к историческим реконструкциям и военным драмам, этот фильм заложил основы для развития национального киноискусства в жанре эпопеи. Он не только стал памятником героическому прошлому, но и послужил средством воспитания патриотизма.

Если вам понравился данный материал, обязательно подписывайтесь на авторский телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе нового контента. Также вы можете поддержать автора донатом.

8
4 комментария

как то закончилось не очень, как бы не повторилось

1

после начались реформы

Заканчиватели заканчиваются, а все о кофе в Ялте мриют.

Забавно осознавать, что хронологически для людей того времени крымская война была как для нас сейчас вьетнамская.