Франкенштейн (1910)
Исторический контекст. Фильм "Франкенштейн" 1910 года является первой кинематографической экранизацией знаменитого романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", опубликованного в 1818 году. В начале XX века кинематограф находился в стадии становления, и фильмы того времени были короткими, немыми и черно-белыми. Этот период характеризовался экспериментами и "Франкенштейн" стал частью этих ранних попыток адаптировать литературные произведения для экрана.
К 1910 году киноиндустрия уже начала формировать свои собственные жанры и стили, но спецэффекты и технологии были еще в зачаточном состоянии. Тем не менее, интерес к научной фантастике и готическим историям был высок, что объясняет выбор "Франкенштейна" для экранизации. Фильм был снят в США и выпущен на студии Эдисона, режиссёром выступил Джеймс Сирл-Доули.
Сюжет. Сирл-Доули выступил и в качестве сценариста картины. Он модифицировал сюжет романа в нравственно-философскую притчу, противопоставив чувства человека и рассудочность ученого.
Молодой студент Виктор Франкенштейн (Огастес Филлипс) уединяется в университетской лаборатории и пытается создать совершенного человека. Используя химические реакции и некое подобие алхимических процессов, он оживляет свое творение. Однако, как и в оригинальном романе, создание Франкенштейна оказывается ужасным и пугающим. Франкенштейн в ужасе покидает лабораторию. Дома студента успокаивает его невеста Элизабет (Мэри Фуллер), и Франкенштейн приходит к мысли, что искусственное создание человеческого существа — ложный путь, а истина только в человеческих чувствах.
В день свадьбы Чудовище, которое не может существовать без своего создателя, проникает в будуар Элизабет. На её крик прибегает Франкенштейн. Элизабет в обмороке. Чудовище сбивает студента с ног и скрывается. Франкенштейна переполняет любовь к Элизабет, и это чувство окончательно вытесняет Чудовище из его сознания. Фильм заканчивается метафорическим эпизодом, в котором Чудовище видит своё отражение в зеркале и с угрозой вздымает руки — но вдруг исчезает, причём его отражение в зеркале остаётся. Франкенштейн подходит к зеркалу и видит в нём вместо себя Чудовище. Но борьба добра и зла в душе студента уже окончена: ужасный образ в зеркале меняется на собственное отражение Франкенштейна.
Особенности. Картина интересена прежде всего как исторический артефакт, демонстрирующий ранние попытки адаптации сложной литературной истории для экрана. Одной из самых заметных особенностей фильма является его визуальный стиль, который, несмотря на примитивность спецэффектов по современным меркам, отличается изобретательностью и оригинальностью.
Касаемо образа Чудовища, то в те времена было принято, чтобы актеры сами придумывали образ для каждой своей роли. Чарлз Огл гримировался и подбирал костюм сам, руководствуясь своим представлением о виде Чудовища и описанием его в романе Мэри Шелли.
Актерская игра в фильме, как и в большинстве немых фильмов, носит преувеличенный характер, что подчеркивает театральные корни кинематографа того времени. Виктор Франкенштейн и его монстр изображены с использованием жестов и мимики, которые должны были передать эмоции и напряжение, не прибегая к словам.
В целом, фильм "Франкенштейн" 1910 года является важным этапом в истории кино, демонстрирующим, как молодое искусство начало осваивать сложные и мрачные темы. Хотя лента и не может сравниться с более поздними адаптациями по глубине и сложности, она остается любопытным и значимым примером раннего кинематографа.
Если вам понравился данный материал, обязательно подписывайтесь на авторский телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе нового контента. Также вы можете поддержать автора донатом.