Инфантильный брак, хрупкие мечты, завышенные ожидания: психологический разбор фильма "Дорога Перемен"
Фильм "Дорога перемен" произвел на меня огромное впечатление, помимо сюжета и качественной работы режессера, отдельно хотелось бы отметить игру актеров. Один только эмоциональной монолог Леонардо ди Каприо чего стоит, а уж игра Кейт Уинслет не может оставить равнодушным. Фильм довольно драматичный, однако оценить сполна весь эмоциональный компонент удалось не всем. Читая комментарии к фильмам всегда можно найти разностороннее мнение, в частности, о том, что поведение героев нелепое, детское и вообще в жизни так не бывает. Кино для того и существует, чтобы выходить за рамки существующего, но при этом поднять некоторые проблемы сквозь призму драматичности. В особенности в "Дороге перемен" раскрываются проблемы психологической незрелости героев, инфантильности и неумении общаться в браке. В этом разборе попробуем разобраться с психологическими проблемами Эйприл и Фрэнка Уиллеров.
Составляющие личности человека в психологии
Согласно теории трансакционного анализа Эрика Берна, у каждого человека есть определенный набор схем поведения, соответствующий определенному состоянию сознания. Практически это означает, что существует несколько состояний Я, а каждому такому состоянию соответствуют определенный набор чувств и образцов поведения. Набор этих состояний можно распределить как 1) "Я", сходные с образами родителей 2) "Я", автономно направленные на объективную оценку реальности 3) "Я", представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.
Если кратко, то 1- Я-родитель, 2- Я-взрослый, 3- Я- ребенок. Каждое состояние Я имеет свою ценность, все они сосуществуют в одном человеке, но могут занимать разную главенствующую роль в структуре поведения и взаимодействия с миром.
Ребенок - источник интуиции, творчества, спонтанных порывов радости. Взрослый необходим для выживания, он обрабатывает данные и оценивает вероятности, что важно для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Родитель имеет контролирующее влияние, он приспосабливает и подчиняет определенным укладам, а также воздействует на внутреннего ребенка, его основная роль регулирующая. Все три состояния чрезвычайно важны для выживания, но бывают ситуации, когда нарушается равновесие и одно из состояний начинает доминировать. В частности, у супругов Уиллеров превалировало состояние Я-ребенок, отсюда и многие вытекающие проблемы.
Когда два ребенка вступили в брак
Эйприл и Фрэнк оба мечтатели, они изначально сходятся именно на сказочных представлениях о великом будущем и высоких ожиданиях от жизни, но их планы поверхностны и не проработаны, прямо как у детей. По сути, они оба еще дети, но не в возрастном контексте, а в плане созревания психики и доминировании одного из состояний Я. Эйприл привлекает во Фрэнке наличие мечты, ведь она такой же мечтатель, желает построить карьеру актрисы, но не умеет соотносить желаемое с действительным. В итоге мы видим, что спустя некоторое количество лет, будучи в браке, не один из супругов не достигает той мечты, что высказывал в первое знакомство. Фрэнк стал таким же офисным клерком как и отец, Эйприл обычной домохозяйкой, её актерские амбиции не смогли быть воплощены, а вместо поддержки мужа получает массу претензий.
В сцене, где Уиллеры едут домой после неудачной постановки Эйприл, мы видим проблемы их брака. А именно полное неумение слышать и слушать, а также обсуждать претензии. Фрэнк не сдержан, он не умеет фильтровать мысли, поэтому говорит жене всё как есть, срываясь на крик, Эйприл же не умеет слушать, при обсуждении любых проблем, она либо идет в наступление, либо просит замолчать, не желая слышать не слова. Что это напоминает? Поведение детей, когда во время ссоры дети закрывают глаза и уши, срываясь на крик, требуя прекратить. По сути, Уиллеры два ребенка, не умеющие коммуницировать друг с другом, у обоих есть только претензии, но высказать их конструктивно они не могут, что и становится частой причиной ссор. По итогу супруги наговорят друг другу жестоких слов, а потом дуются, но вновь всплывающая "мечта молодости" на некоторое время воскрешает их брак. Для Эйприл тяжело принять факт, что жизнь не состоит из сказочных моментов, больше всего она боится стать "обыкновенной". Роль домохозяйки словно ей не подходит, героиня видела другое будущее для себя и Фрэнка. Изначально она отличается от стандартного окружения Уиллеров, Эйприл умнее, красивее, создает впечатление "идеальной женщины", а ведь Фрэнка и покорили эти особенности, они вместе были идеальными "мечтателями". Но став родителями, пришла и ответственность, их семья стала "обычной, среднестатистической", это и стало отправной точкой разрушения отношений. Эйприл боится стать как все, а Фрэнк вроде бы смиряется с новым положением дел, однако свое неудовлетворение жизнью переносит через претензии к жене.
Уедем в Париж?
"Давай переедем в Париж" - эта заветная фраза Эйприл, приведшая к череде трагических событий. Казалось бы брак Уиллеров уже трещал по швам, Фрэнк не является домой в день рождения, проводит ночь с другой женщиной, но тут у Эйприл появляется идея. Возможно, интуитивно она чувствовала, что их отношения идут ко дну, будучи двумя мечтателями, она понимала, что подобное предложение, в угоду мужу, поможет восстановить их брак. Исходя из этого, стоит подчеркнуть, что в каждом человеке сочетаются 3 состояния Я и тезис о том, что Уиллеры чаще в состоянии "ребенок", не исключает, наличие у них ответственных и рациональных черт "взрослых", иначе они не дожили до зрелого возраста.
Фрэнку эта идея кажется и безумной и прекрасной, с одной стороны, всё будет для него, а с другой, а как же нынешняя стабильная жизнь? Эйприл составляет план, где она всё уже рассчитала, как они будут жить, где ей работать, транслируя одну и ту же мысль : "государственные секретари получают большие деньги". То есть по итогу мы всё равно видим какой-то поверхностный, построенных на догадках и мечтаниях план. Вроде бы она высказывает стройные и здравые идеи, но они весьма поверхностны и не продуманы, ведь переезд в другое государство на голом энтузиазме может очень быстро омрачиться суровой реальностью. Женщина словно урывается от проблем в этой мечте, она становится некой отдушиной для героини и пластырем для треснувшего брака. Инфантильность Фрэнка и Эйприл не дает им увидеть суровой реальности, они готовы следовать за мечтой, бросить свой дом, уйти со стабильной работы, вырвать детей от привычного образа жизни и уехать в сказочный Париж, лишь бы не решать проблемы в браке. Мыслить детально и здраво они не могут, но случайное достижение Фрэнка на работе крушит все планы, в частности, у Эйприл.
"Мужество нужно, чтобы жить так, как тебе хочется"
Незапланированная беременность, внезапные перспективы на работе становятся преградой на пути к Парижу. Если же беременность для Эйприл проблема потенциально устранимая, то Фрэнк уже не готов бросать работу, на которой получил повышение. Эйприл срывается, она не желает слушать ничего, потому что долго готовилась, уже настроилась и жила этой мыслью, а Фрэнк даже не удосужился объявить ей о своём повышении. Очень показательна сцена, где на пляже при друзьях муж впервые сообщает, что ему предложили заманчивую вакансию, для Эйприл это становится открытием, уже несколько месяцев Фрэнк скрывал эту правду. Здесь же опять всплывают инфантильные черты у обоих, Фрэнк молчит, не думая о последствиях, а ведь Эйприл себя настроила, с его стороны это очень неуважительно по отношению к жене. А Эйприл срывается как обиженный ребенок, для нее всё разрушено, она жила несколько месяцев этой идей, всё подготовила, начала сбор вещей, а тут так резко узнает, что Фрэнк передумал, причем случайно и при чужих людях.
В баре Эйприл подавлена, она курит сигарету за сигаретой, перебирает с алкоголем, а потом изменяет мужу. Но в этой измене не было эмоционального компонента, она сделала это в порыве, потому и с отвращением просит Шепа отвезти её домой, не желая его видеть. В этом тоже присутствует инфантильность, ведь состояние "Я-ребенок" предполагает необдуманность и спонтанность.
Отдельного внимания стоят периодические вставки сцен с сумасшедшим Джоном Гивингсом, они словно нужны для того, чтобы прояснять какие-то моменты брака Уиллеров, которые не видят даже они. Будучи человеком с психическим расстройством и имея некую несдержанность в словах, он раскрывает тяжелую правду, которую супруги не хотят видеть, но при этом эти факты столь нежеланны, что в последнюю встречу Фрэнк прогоняет семью Гивингс.
- Если хочешь иметь дом, у тебя должна быть работа, если хочешь иметь красивый дом, хороший — у тебя должна быть работа, которую ты не любишь.
-Вот смотрю я на вас и начинаю его тоже жалеть, веселую жизнь вы ему устроили, раз он может только делая детей доказать, что у него есть яйца.
Какого черта Эйприл?
С разрушением мечты брак Уиллеров начинает трещать по швам. Супруги срываются, ссорятся, Эйприл угрожает абортом, а Фрэнк называет её "оболочкой женщины". Взаимодействуя как "ребенок-ребенок", они наговаривают много неприятного друг другу, демонстрируя полное неумение коммуницировать и решать проблемы, Эйприл убегает, не желая общаться, снова просит "прекратить", а Фрэнк идет в наступление, не фильтруя то, что в мыслях и на языке. Также непонятен и его мотив, чтобы сообщить об измене, что он хотел этим? Признать вину? Но сделал в итоге больнее. Заметьте, что Эйприл о неверности молчит, это весьма рационально в свете событий, но она сообщает, что не желает от такого мужа ребенка.
"Не волнуйся, я к тебе не прикоснусь. Ты не стоишь неприятностей которые могут быть, если я ударю. Ты не стоишь пороха, чтобы тебя взорвать. Ты пустая! Пустая, никчемная оболочка женщины! Какого черта ты делаешь у меня в доме, если ты меня ненавидишь? Какого черта ты замужем за мной? Какого черта ты носишь моего ребенка? Почему ты не избавилась от него, пока у тебя была возможность? Слушай меня, у меня есть для тебя новость. Я хотел бы, чтобы ты это сделала!"
Хотел - получай
На утро после ссоры супруги как ни в чем не бывало завтракают, причем Эйприл готовит шикарный завтрак, приводит себя в полный порядок, чтобы быть идеальной, а Фрэнк поражается такой перемене. И вместо того, чтобы остаться и поговорить с супругой, извиниться, он со спокойной душой уходит на работу, думая, что всё разрешилось само. Но Эйприл поступает также по-детски и необдуманно, решает избавиться от ребенка, хотя по срокам этого делать уже нельзя. Для нее это некая оппозиция "раз ты сказал, что не хотел этого ребенка, значит сделаю назло". По сути, она поступает именно так, чтобы доказать мужу свою принципиальность и обиду, "хотел-получай". Свойственные "Я-ребенку" спонтанность и необдуманность приводят к трагическим событиям, желая сделать назло, Эйприл умирает, думала ли она о таких последствиях? Вряд ли, также как и Фрэнк не думал о пагубности своих слов, если бы он извинился, остался с ней, а не думал, что всё само разрешилось по щелчку, то возможно никто бы не умер. Детская позиция Фрэнка как мужа также является особенностью его личности, где черты "Я-взрослый" включались в очень редком случае, его неумение говорить конструктивно и обдумывать слова были убийственны точно также, как и неумение слышать у Эйприл.