Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Персонажи на любой вкус — нередко по два в одном.

С самого начала карьеры Эдварду Нортону достаются необычные роли в культовых фильмах. Тут и Рассказчик из «Бойцовского клуба», и Уилл Грэм из «Красного дракона» (картина по первой книге о Ганнибале), и скинхед Дерек из «Американской истории Икс». При этом нельзя сказать, что Нортон снимается часто — качество проекта для него важнее прибыли. И именно поэтому с фильмографией актёра обязательно стоит ознакомиться — выдающихся работ в ней предостаточно.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Звёздный путь: от астрономии до Голливуда

Родился Эдвард Нортон в американской семье, далёкой от творчества: дед — застройщик, отец — юрист. На выбор профессии мальчика вдохновила няня — она сыграла Золушку в постановке театрального центра в Колумбии, где жила семья будущего актёра. Посмотрев на её игру, пятилетний Нортон пришёл в такой восторг, что тут же захотел записаться в драмкружок. Семья отнеслась с пониманием: дед советовал внуку заниматься тем, что приносит удовольствие, а не гнаться за деньгами.

К делу молодой Эдвард подошёл серьёзно, по его признанию, даже доставал своих учителей на уроках драмы требованием «раскрыть смысл образа». Но актёрская игра была не единственным увлечением подростка: Нортона также интересовала астрономия.

К профессии актёра молодого человека привёл извилистый путь. Изначально Нортон хотел поступить в университет на факультет астрономии, но ему не хватило знаний математики, на факультет актёрского мастерства и драмы он также не прошёл.

В итоге, будущий актёр отучился на историческом факультете в Йельском университете. Нортон — очень разносторонний человек: помимо прочего, он изучал японский, а после учёбы проработал в Японии несколько лет.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Но со временем Нортон понял, к чему у него всё-таки лежит душа, вернулся к старым увлечениям и стал играть в театре в Нью-Йорке. Карьера сложилась наилучшим образом: актёра пригласили на роль в фильме «Первобытный страх», за которую его номинировали на «Оскар» и наградили «Золотым глобусом».

И актёр не стал снижать планку, он по-прежнему выбирает необычные роли, стараясь не ударяться в мэйнстрим. По его словами, он в индустрии не из-за денег или славы, а ради возможности проживать разные жизни, перевоплощаться в разных героев.

Для него даже не важно, главная ли это роль или нет: хороший сценарий и тщательно прописанный персонаж — вот критерии Нортона. Актёр готов поработать даже с абсолютно неизвестными режиссёрами, если его вдохновит материал. Впрочем, иногда Нортон может закрыть глаза на некоторые недостатки сценария, если ему доставляет удовольствие общение с командой на съёмках.

Актёр похож на писателя, только он не описывает на бумаге своего героя, а своей игрой пытается донести до зрителя все его особенности. Приходится искать миллионы разных путей, чтобы показать характер наиболее ярко.

Эдвард Нортон, актёр

Порой Нортону настолько важно передать своё видение героя, что это приводит к конфликтам. Самый известный из них: актёра отстранили от роли Халка в «Мстителях», потому что на съёмках «Невероятного Халка» он слишком сильно вмешивался в процесс — сам вставал у камеры, требовал перемонтировать фильм.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Сам Нортон сожалеет, что больше не сможет играть Брюса Бэннера, но на его карьере это никак не сказалось. Наоборот, актёр воплотил множество других, не менее интересных героев. О некоторых из них стоит рассказать подробнее.

Аарон («Первобытный страх»)

Нортон считает «Первобытный страх» лучшим возможным фильмом для актёрского дебюта, а также отмечает уникальный почерк режиссёра картины — Грегори Хоблита. Выбирая из нескольких предложений, актёр не ошибся: роль Аарона принесла ему «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».

По сюжету, успешный и уверенный в себе адвокат Мартин (Ричард Гир) берётся за скандальное дело — защиту паренька Аарона (Эдвард Нортон), подозреваемого в убийстве архиепископа. У Мартина достойный противник — прокурор Джанет (Лора Линни), его бывшая любовница. Эти двое — настоящие профессионалы своего дела, каждый будет бороться до последнего. Но Аарон и сам очень необычный молодой человек, понять которого до конца не так-то просто.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Персонаж Нортона страдает раздвоением личности. Вот Аарон застенчивый, заикающийся, загнанный в угол и несчастный — тут даже сердце прожжённого юриста растает. Но через минуту парень меняется до неузнаваемости: превращается в пугающего человека с презрительным взглядом, способного на любые неконтролируемые поступки.

И эти «переключения» между личностями персонажа Нортон, тогда ещё новичок, сыграл настолько убедительно, что затмил своей игрой даже именитых коллег. В результате герой второго плана становится главной звездой фильма. Вместе с персонажем Гира зрители следят за каждой эмоцией на лице Аарона, гадают, верить ему или нет. Жалость к герою сменяется страхом — с реакцией определиться трудно до самого финала.

«Первобытный страх» — отличный психологический триллер со звёздным актёрским составом. Кроме того, он затрагивает социальные проблемы, ставит под вопрос авторитет судебной системы и церкви — для кого-то это может стать доводом к просмотру.

Дерек («Американская история Икс»)

За непростую роль в «Американской истории Икс» актёра вновь номинировали на «Оскар». По сюжету, в прошлом Дерек (Нортон) — лидер банды скинхедов, убеждённый и беспощадный неонацист. Он пользуется большим авторитетом, в том числе и у своего младшего брата Дэнни (Эдвард Фёрлонг, играл Джона Коннора во втором «Терминаторе»), который разделяет его взгляды.

Для Дерека всё заканчивается печально — его сажают в тюрьму за убийство. Зато после заключения он возвращается другим человеком, изменившим своё мировоззрение. Дерек делится опытом с младшим братом: он не хочет, чтобы Дэнни повторял его ошибки.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Фильм хорош не только тем, что без прикрас показывает, почему нацизм — это неправильный путь. «Американская история Икс» исследует корни явления. Нельзя сказать, что на убеждения человека влияет что-то одно — только плохая компания или неблагоприятная обстановка в обществе.

Источников воздействия много, но начинается всё именно с семьи. Не обязательно быть воинствующим скинхедом на улице, достаточно нетерпимости в кругу близких — это тоже может сказаться на чьих-то взглядах. В картине это ярко показано на примере взаимоотношений между Дереком с его отцом.

Не меньшее внимание в фильме уделено тому, что может изменить устоявшееся мировоззрение человека с радикальными убеждениями. И вывод напрашивается плачевный: «человеческие» методы тут бессильны — личная боль намного доходчивее объяснит, какие страдания ты причиняешь другим — такой опыт получил в тюрьме Дерек. Впрочем, это касается только закоренелых убеждений: иногда достаточно просто поговорить — такой путь проходит Дэнни.

На съёмках фильма не обошлось без конфликтов. Режиссёр Тони Кэй разругался со студией и Эдвардом Нортоном, потому что продюсеры доверили актёру перемонтировать фильм. По мнению режиссёра, в итоговом варианте слишком много сентиментальных кадров. Он также посчитал, что Нортон специально вставил лишние сцены со своим героем. Сложно сказать, кто из них прав — и Кэй, и Нортон не раз скандалили на съёмках.

Червь («Шулера»)

В фильме рассказывается о двух друзьях: оба — азартные игроки в покер. Один из них, Майк (Мэтт Деймон), необычайно талантлив, практически видит насквозь карты противников, но однажды, проиграв крупную сумму, решает завязать.

У его приятеля по кличке Червь (Нортон), который только что вышел из тюрьмы, другой подход — он умелый шулер и играет «без тормозов». У Червя огромные долги, поэтому он обращается за помощью к своему другу — Майк не может ему отказать.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Несмотря на то, что сюжет достаточно прост, от фильма трудно оторваться — каждая партия тут по-своему уникальна и заставляет волноваться, потому что от исхода зависит судьба героев . Не важно, разбирается зритель в покере или нет: акцент в картине скорее на эмоциях персонажей и психологии их поступков. Покер, с одной стороны, показан привлекательно: игра с сильным соперником — настоящая «битва умов». С другой стороны, очевидно, что у героев зависимость, и вот она может привести к чему угодно.

Червь — самый яркий персонаж картины, в одночасье меняющий жизнь спокойного и вдумчивого Майка. Импульсивный и взбалмошный герой Нортона блистает в каждом кадре: плутовской взгляд и хитрая ухмылка — он сразу приковывает к себе всё внимание. Впрочем, это не делает хуже размеренную игру Деймона. Кроме того, стоит отметить Джона Малковича, воплотившего колоритный образ главного соперника молодых людей — Тэдди КГБ, который во время партии любит издевательски похрустеть печеньками.

Рассказчик («Бойцовский клуб»)

Экранизация романа писателя Чака Паланика — ещё один фильм с Нортоном, который нельзя обойти стороной. Актёр тоже считает его ключевым в своей карьере — на этой истории выросло целое поколение людей.

Главный герой, Рассказчик — офисный работник, который живёт согласно ценностям, навязанным рекламой и обществом потребления. Ему всё кажется пустым и бессмысленным уже многие годы, а теперь к этому ещё добавилась хроническая бессонница.

Чтобы отвлечься, герой посещает группы поддержки больных раком — ведь там люди страдают от более серьёзных проблем. Притворяется умирающим не только он: на собраниях Рассказчик знакомится с девушкой Марлой (Хелена Бонэм Картер), которая тоже не дорожит своей жизнью.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Кроме того, в самолете Рассказчик встречает продавца мыла Тайлера (Брэд Питт), совершенно не похожего на него самого: мужественного, уверенного в себе и игнорирующего нормы общества. Тайлер видит настоящую свободу в саморазрушении — у парня своя философия и взгляд на мир. Для начала он предлагает герою Нортона подраться с ним — для своего удовольствия. Вместе они организуют тайный бойцовский клуб для избранных, разделяющих их взгляды.

У фильма Дэвида Финчера немало различий от оригинального романа: многие писательские приёмы Паланика так и остались на страницах книги, а главное — у картины совсем другой финал. Но история от этого хуже не стала: эффектная концовка под песню The Pixies запоминается надолго — в чём-то версия Финчера даже превзошла книгу.

Сатира на современное общество, осуждение культуры потребления, людские пороки, одиночество, поиск того, что сделает тебя по-настоящему живым — типичный набор тем Паланика, который Финчер бережно перенёс в фильм. Задуматься после просмотра будет о чём. Картина не даёт ответа, как найти баланс между глубинными желаниями и необходимостью подчиняться общественным устоям, но, по крайней мере, призывает не игнорировать эту проблему.

Джек («Медвежатник»)

Криминальный триллер «Медвежатник» — это история одного ограбления. Главный герой Ник (Роберт Де Ниро), взломщик сейфов, собирается завязать с криминалом, но его партнёр по нелегальному бизнесу Макс (Марлон Брандо) уговаривает провернуть ещё одно дело — похитить скипетр королевской династии. План разрабатывает третий участник — Джек (Нортон), молодой человек с незаурядным криминальным талантом.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Джек — ещё и талантливый актёр: чтобы получить нужные сведения, он долгое время притворяется умственно отсталым, работая уборщиком на будущем месте преступления. Нортон отлично отыгрывает преображения своего героя: перекошенный парень, вызывающий жалость и снисхождение у коллег, как только оказывается наедине с собой, тут же меняется — теперь это человек с холодным взглядом расчетливого преступника, его истинное лицо.

Сам по себе фильм ничем особо не выделяется, но его стоит посмотреть хотя бы ради блестящей игры Де Ниро, Брандо и Нортона. Ну а если вам нравятся фильмы про ограбления, то «Медвежатник» тем более не стоит пропускать.

Монти («25-й час»)

Фильм Спайка Ли рассказывает о нелёгкой участи торговца наркотиками Монти — его должны посадить на семь лет в тюрьму. У героя остались всего лишь сутки, чтобы попрощаться с родными: за это время вся жизнь проносится перед глазами.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

По названию может показаться, что это фильм про криминал, но на деле всё не так: «25-й час» — в первую очередь, о людских чувствах. Монти не производит впечатления «плохого парня», но всё же его поступки говорят сами за себя: он отравил множество жизней и понимает, что за это придётся платить.

Когда герой Нортона разговаривает с зеркалом, его внутренний голос, исходящий из отражения, осуждает весь мир. Однако Монти находит в себе силы возразить — он сам разрушил свою жизнь, в которой было немало хорошего. И это один из наиболее ярких и убедительных монологов в фильмографии Нортона.

Та самая сцена

Не меньшее внимание в картине уделяется и другим персонажам. Например, хорошо раскрываются друзья главного героя. Один из них — до невозможности «правильный» школьный учитель, ведущий размеренную жизнь, другой — наглый и самоуверенный брокер с Уолл-Стрит. Каждый из них по-своему реагирует на новость об аресте, но они оба остаются с Монти почти до конца, помогая ему, в итоге, принять свою участь.

Девушка и отец главного героя также наедине с ним в нужный момент — жизнь Монти не принадлежит ему одному. Он связан неразрывными узами со всеми близкими людьми, для которых происходящее — не меньшая трагедия, чем для него самого.

Персонаж Нортона, находясь с ними последние сутки, особенно остро чувствует, сколько бесценного времени он потерял по своей вине. Может быть, условный 25-й час бы что-то изменил, только вот его не существует. Всё, что может сделать Монти — принять судьбу, которую он определил для себя много лет назад.

В фильме почти нет экшена — а потому проблемами героев проникаешься особенно сильно. Грусть, безысходность, вина — эти чувства в той или иной степени знакомы всем, просто в картине они показаны на понятном примере.

Уилл Грэм («Красный дракон»)

«Красный дракон» — это приквел «Молчания ягнят», который ничуть не уступает ему по качеству. Над картиной трудился тот же сценарист, а основной послужила первая книга Томаса Харриса о Ганнибале Лектере.

На этот раз знаменитому людоеду-эстету уделено не так много внимания: в начале фильма его раскрывает Уилл Грэм — агент ФБР, наделённый острым умом и даром эмпатии. Теперь Ганнибал за решёткой, а Грэм отходит от дел: работа порядком измотала его.

Через несколько лет объявляется новый беспощадный серийный маньяк, убивающий целые семьи, поэтому Уилл возвращается к работе, но даже его таланта не хватает, чтобы самостоятельно раскрыть дело — он вынужден обратиться за помощью к Ганнибалу.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

«Красный дракон» — это тонкий психологический триллер с уникальной атмосферой, культурными отсылками и хорошо прописанными персонажами. В таланте Энтони Хопкинса сомневаться не приходится: запоминаются даже короткие появления Ганнибала на экране. Харизматичного злодея Долархайда блестяще сыграл Рэйф Файнс. Единственный минус — в книге истории персонажа уделялось гораздо больше внимания, рассказывалось о детстве, важных для становления личности моментах.

Что касается Уилла Грэма: сейчас гениального агента ФБР, измученного непростой жизнью, больше ассоциируют с Хью Дэнси, сыгравшем в сериале «Ганнибал», где этот персонаж раскрыт лучше. Стоит отметить, Эдвард Нортон не менее хорошо вписался в образ, причём именно в книжный, созданный Харрисом.

Эйзенхайм («Иллюзионист»)

В конце 19 века в Вене появляется таинственный иллюзионист Эйзенхайм — его магические трюки очень нравятся публике. Фокусник заинтересовал многих людей: от местного инспектора до самого кронпринца. Последний приходит на выступление Эйзенхайма со своей невестой Софи (Джессика Билл), которая, как выясняется, знакома с фокусником с детства. Встреча оказывается судьбоносной и приводит к череде загадочных событий.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

В фильме затрагивается множество взаимосвязанных тем: и магия любви, и желание верить в чудеса, и их иллюзорность. В итоге, зрителей подводят к простой истине: искренние чувства — вот настоящее волшебство. Но банальностей в «Иллюзионисте» нет: он настолько пленит своей атмосферой, таинственностью происходящего, балансируя на грани вымысла и реальности, что оторваться сложно. Главное достоинство — эффектный финал, но это же и недостаток: если знать разгадку, второй раз смотреть будет не так интересно.

Нортону, безусловно, к лицу роль фокусника-хитреца: здесь должен быть выразителен каждый взгляд, а у актёра играть глазами всегда получается отлично. Зато «магии» пришлось учиться: на съёмках работала группа консультантов по фокусам, в том числе, иллюзионист Джеймс Фридман. Известный фокусник научил актёра не только старым, «историческим» трюкам, но и придумал новые, которые соответствовали духу того времени, но никогда не исполнялись — эксклюзивно для фильма.

Уолтер («Разрисованная вуаль»)

Тему любви в фильмографии Нортона продолжает картина, снятая по роману Сомерсета Моэма. В центре сюжета — несчастливая пара: аристократка Китти (Наоми Уоттс) выходит замуж за врача Уолтера (Эдвард Нортон) по настоянию родителей. Несмотря на то, что муж искренне любит её, девушка не испытывает к нему взаимных чувств. Это приводит к измене и скандалам.

Ситуация складывается не в пользу Китти: муж ставит ей ультиматум, а любовник отказывается от неё — в результате, супруги остаются вместе, но только формально. Уолтер едет в китайскую деревушку, где люди страдают от эпидемии холеры, а Китти вынуждена сопровождать его.

Фильм отлично раскрывает тему многогранности человеческих взаимоотношений. В нём затронут очень важный вопрос: что должно произойти, чтобы изменился как сам человек, так и его чувства к другому?

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Если в начале картины Китти — избалованная и легкомысленная девушка, не понимающая идеалов мужа, то потом, пожив рядом с людьми, страдающими от болезни, она осознаёт, насколько важно дело Уолтера. Герой Нортона тоже меняется. Ослеплённый любовью, он женится на той, которая его не любит, наивно полагая, что сможет завоевать её сердце просто своей заботой. Разочаровавшись, Уолтер становится жёстче, он вынужден посмотреть на Китти другими глазами.

И только если у пары появится что-то общее, то тогда придёт и взаимопонимание, и интерес друг к другу — искусственно достичь этого не получится. В фильме показано, как зарождается настоящая любовь, основанная на принятии личности другого человека — она ставится в противовес поверхностной влюбленности, которую часто принимают за сильное чувство.

Глубина истории дополняется чувственной игрой Нортона и Уоттс, красивыми пейзажами и костюмами. «Разрисованная вуаль» — это не банальная мелодрама, а тонкий фильм, затрагивающий многие аспекты жизни.

Майк («Бёрдмэн»)

«Бёрдмэн» получил целых четыре «Оскара», а Нортон — номинацию за роль второго плана, поэтому фильм точно не стоит пропускать.

Это история об актёре Риггане Томсоне (Майкл Китон), который много лет назад прославился за счёт роли супергероя Бёрдмэна. Чтобы вернуть былую славу, он занимается постановкой спектакля на Бродвее, и сам же в нём играет. Выбранная пьеса, по мнению Риггана, настоящее искусство: примитивные блокбастеры его больше не интересуют. Однако внутренний голос актёра, материализующийся в образе Бёрдмэна, считает иначе.

Нортону досталась неоднозначная роль талантливого и популярного актёра Майка с невыносимым характером, который соглашается принять участие в спектакле Риггана, но делает всё по-своему. Он вмешивается в сценарий, позволяет себе различные выходки и не проявляет ни капли уважения к режиссёру.

Многоликий Эдвард Нортон: запоминающиеся роли актёра

Сам Нортон считает своего персонажа очень забавным: он напоминает ему анархиста, который сжигает за собой все мосты. С одной стороны, актёр описывает Майка как высокомерного, раздражительного и чрезвычайно тщеславного, с другой — говорит, что в его показном сумасшествии можно увидеть скрытую мудрость. Более того, по словам Нортона, его герой — это «голос» самого Иньярриту, режиссёра «Бёрдмэна».

Фильм хорошо раскрывает тему актёрских амбиций, показывает изнанку театрального мира — оригинально и с иронией. Но картина касается не только творческих людей: в какой-то мере, она обо всех нас.

Картина Иньярриту как раз посвящена путешествию «эго». «Эго» воспитывается в нас с детства, под его влиянием формируется наши амбиции и тщеславие.

Эдвард Нортон, актёр

Бонус: фильмы Уэса Андерсона

Уэс Андерсон известен тем, что приглашает в свои картины одних и тех же людей: в числе его любимчиков оказался и Нортон. Эдварду настолько нравится творчество режиссёра, что его не смущают ни второстепенные роли, ни сравнительно небольшой гонорар.

Я убеждён, что ты узнаешь характерный стиль Уэса Андерсона через 15 секунд с начала картины. Я не думаю, что наберётся много таких кинематографистов, которые буквально создали свою собственную эстетику.

Эдвард Нортон, актёр

Актёр написал Андерсону письмо после просмотра «Академии Рашмор», но ответа так и не получил. Зато спустя несколько лет режиссёр сам обратил внимание на Нортона, увидев его игру в одном спектакле — это привело не только к сотрудничеству, но и дружбе.

В итоге, Нортон принял участие в трёх картинах режиссёра. В «Отеле „Гранд Будапешт“» он играет инспектора Хенкельса, который расследует дело, касающееся главного героя фильма, а в «Королевстве полной луны» появляется в забавном образе вожатого отряда бойскаутов. Поработал актёр и над озвучкой — подарил свой голос псу Рексу из мультфильма «Остров собак».

Я фанат творчества Уэса Андерсона и готов работать в любом его проекте.

Эдвард Нортон, актёр

Большинство фильмов с участием Эдварда Нортона стоит посмотреть, даже если вы не фанат актёра — проходных картин в списке почти нет. И пусть актёр не снимается так часто, как хотелось бы, значимость каждой его роли это компенсирует. Об этом же говорят многочисленные премии и любовь зрителей. А какая роль Нортона особенно запомнились вам? Давайте дополним список в комментариях.

203203
76 комментариев

Меня часто спрашивают, "Смотрю ли я шесть кадров?"

98
Ответить

Он давно уже на Спасе передачу ведет.

3
Ответить

Да. Практически одно лицо, но есть один нюанс.

Ответить

есть мнение, что в Бердмене Нортону дали роль, похожую на него самого

20
Ответить

кто-то (кажется, зельвенский) еще на выходе прекрасно сформулировал: китон там играет ровнехонько свою биографию и чужой характер, а нортон — чужую биографию и свой характер; и всё это словно бы intentional, но поди разберись.

37
Ответить

Синдром Нормана Ридуса?

Ответить

Спасибо за материал. Во всех вышеперечисленных фильмах дядя, безусловно, прекрасен. Особенно в "Американской истории", "Бойцовском клубе" и "25-ом часу", но как же потрясающе он выступает в "Бердмэне"! Особенно первая сцена, где он за 1.5 минуты выдает настолько мощный актерский перфоманс, сколько не наберется в 95% всех существующих фильмов современности

25
Ответить