Преступление и наказание (2024)
Роберт Дауни младший 10 серий говорит тебе ужасные вещи
Хуже плохого позиционирования может быть только его отсутствие. У тебя есть: априорно неплохой актерский состав, огромная медиа поддержка, многогранная эстетика Санкт-Петербурга и, конечно, один из наиболее значимых в мировой литературе первоисточников. Но на выходе ты выдаешь...попурри из отечественных сериалов, в которым Янковский снова играет Янковского.
Такое чувство, что ни создатели, ни непосредственно актеры не понимают, что они тут делают. Изначально идея, казалось бы, простая: помещаем известный сюжет в новые реалии, добавляем нужное количество референсных деталей, чтобы показать преемственность, ну и там накинем какого-то постмодерна. Но так просто обычно это не работает, и не должно работать.
Если ты заставляешь героев говорить реплики соответствующих персонажей из «Преступления и наказания», то хотя бы постарайся это обыграть, сделать уместным и органичным. Вместо этого периодически включается "режим симулякра", как будто актерам выдали челлендж цитировать роман, что на деле звучит для современного человека совершенно неестественно, как ни старайся маскировать. И порой это даже не так режет слух, но стыки словесных обоев все равно часто видны.
И проблема "усидеть на двух стульях" прослеживается во всем. Вся мотивация героев и материальная подоплека по сути просто перенесены со страниц книги, однако там они брались не из воздуха, за всем этим стояло множество социальных факторов. Другие люди, другие нравы, другие отношения в целом.
Еще более эклектично выглядит и постановка сего действа. Основной акцент здесь явно сделан на попытку вызвать эмоции у зрителя дешевыми средствами. Яркие психоделические образы, эротика, жестокость, порой излишне экзальтированные персонажи. Динамика современности, но вот беда: она раз за разом спотыкается, будучи вынужденной притормозить перед светофорами в виде ключевых книжных эпизодов.
Если же пытаться анализировать сериал на идейном уровне, то степень неоднозначности только возрастает. С одной стороны, авторы действительно используют идеи из книги, но расстановка акцентов и изменение отдельных деталей в совокупности создают принципиально иные образы.
Ключевая идея сериала — наличие черта, подталкивающего героев к плохим поступкам. И с точки зрения повествования это по-своему логично, ведь так гораздо проще вести внутренний диалог героев, да и саму концепцию борьбы добра со злом можно более буквально показать. Но это в корне противоречит первоисточнику.
Раскольников не перекладывал ответственность ни на кого и ни на что, потому что он в принципе не понимал, за что его наказывают, вплоть до каторги включительно. Поэтому Родион вполне явно винил в первую очередь себя, так как сдался и не потянул свои же идеалы. В сериале же идеи Раскольникова просто постулируются книжными цитатами, но крайне слабо подкрепляются действием.
По сути перед нами обычный маргинальный бездельник, который в противовес книжному персонажу и ест, и пьет, и одевается не так плохо, и награбленным в итоге рационально распоряжается. Тогда как у Достоевского Раскольников не ел даже тогда, когда ему предлагали, как протест, вызов миропорядку, ведь ел и Сократ, а он, как известно смертен.
В этой связи совсем явный акцент делается на схожести Раскольникова со Свидригайловым, который в сериале по сути становится почти равноправным персонажем. В результате рушится и наполненный мистикой и тайнами образ героя, а мотив двойника выпячивается наиболее явным образом: оба убийцы, оба материалистичны, оба любят Дуню, тогда как само появление в жизни героя доппельгангера как по канону предвещает смерть.
Самой же Дуне как будто под стать добавили немного от Настасьи Филипповны, что вместе с ее безыдейным воплощением Любовью Аксеновой превращает жертвенного и нравственно сильного персонажа в строптивную недалекую провинциалку.
Но, в общем-то, проблема совсем не в том, что адаптация во многом расходится с первоисточником, а в том, что ей особо нечего предложить взамен. В итоге книжные моменты теряют в силе, разбавленные множеством кажущихся несвязными идей авторов.
Можно было сделать серьезную осовремененную адаптацию, либо удариться в радикальное пародийное переосмысление в стиле «Даунхауса», либо прибавить кафкианства в стиле «Капитан Волконогов бежал», либо просто сделать что-то максимально постмодерновое, где Раскольников убивает старуху-процентщицу в стиле «Американского психопата» под Короля и шута.
И ведь не сказать, что в сериале нет идей, но они не вяжутся во что-то единое, плохо балансируя между прямолинейностью и амбивалентностью, а порой и просто выглядят излишними — то ли просто отсылка ради отсылки, то ли хулиганистое подмигивание авторов зрителям.
Если в сухом остатке что-то хорошее в сериале? В целом не так плоха картинка: можно поузнавать знакомые места в Санкт-Петербурге, да и отдельные визуальные идеи работают. В звуковой части интуитивно интересным кажется использование музыки Леонида Федорова.
На фоне стабильно нестабильной игры Янковского и ужасающе бессмысленного исполнения Аксеновой порой вполне себе неплохо смотрятся второстепенные актеры, даже несмотря на сомнительные образы самих персонажей.
Более того, даже отдельные удачные идеи можно при желании найти. Например, эпизод, в котором Соня читает детям, сиротам в будущем по сюжету, рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Однако в целом это капля в море, и без долгого послесловия: фанат творчества Достоевского с трудом разглядит в сериале достойное, а обычный зритель явно может найти что-то более интересное и однозначное.