Как создавался фильм "Интерстеллар"

Предлагаю проследить как менялся текст от первого драфта до финальной версии.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

В этом году фильму "Интерстеллар" исполняется десять лет. Удивительный сай-фай, чарующе сложный. Поразительно, но в центре этого монументального кино - простая история девочки, чей отец «ушел за хлебом и не вернулся».

Нашла самый первый вариант сценария, написанный Джонатаном Ноланом в соавторстве с Кипом Торном. Собственно, именно Торну, физику, Нобелевскому лауреату и близкому другу Стивена Хокинга – пришла в голову идея: что, если человечество сможет путешествовать в самые разные уголки нашей Вселенной через червоточину?

Первые наброски, сделанные Торном, долго пылились. Сначала за историю планировал браться Стивен Спилберг – затем то да се – и в итоге текст попал в руки братьям Ноланам.

Предлагаю погрузиться в сравнение первоначальной и финальной версии сценария.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Как сценарист я всегда задаюсь вопросом: как обозначать космос в сценарии? ИНТ. - ? НАТ. - ?

Здесь начинается просто: SPACE

КОСМОС. Но не темный одинокий угол, к которому мы привыкли. Это сверкающий ад — центр далекой галактики.

Внезапно что-то ПРОНОСИТСЯ мимо с невероятной скоростью: НЕЙТРОННАЯ ЗВЕЗДА.

Она СНОСИТ все на своем пути...

...планеты, звезды. Может ли что-нибудь остановить эту махину?

Да. Что-то маячит в самом сердце галактики, скрытое внутри ослепительного звездного света, темный изъян в ткани самого существования: ЧЕРНАЯ ДЫРА.

Нейтронная звезда втягивается в водоворот черной дыры, по спирали приближаясь все ближе и ближе к разрушению. Наконец, она ВЗРЫВАЕТСЯ.

ВЗРЫВ настолько мощный, что посылает ударные волны в ткань самого пространства-времени. Оседлав одну из этих волн, мы выплываем из черной дыры.

(...) Волна, теперь просто бесконечно малая рябь, наконец достигает нашей голубой планеты. Она падает в атмосферу над Северной Америкой (...) и проникает через крышу неприметного склада.

Какое поэтичное и даже какое-то нежное описание того, как некую звезду вот-вот разъебет космический катаклизм. С КАПСОЛОКОМ и даже один риторический вопрос имеется, что строго-настрого запрещают делать сценаристам.

Несоответствующая описанию картинка, просто чтобы вам не было скучно
Несоответствующая описанию картинка, просто чтобы вам не было скучно

Итак, в первые пять страниц сценария мы узнаем, что где-то в космосе нейтронная звезда столкнулась со сверхмассивной черной дырой. В результате образовалась мощнейшая гравитационная волна, достигшая Земли.

Ее зафиксировали ученые Калтеха (место, где работал сам Кип Торн, а еще Стивен Хокинг и ребята из "Теории большого взрыва").

Если бы это столкновение звезды с черной дырой произошло в Солнечной системе – то Юпитер и другие планеты, включая нашу, уже просто бы смыло и засосало в черную дыру.

Но этого не случилось. Значит произошло это где-то в другой галактике, а до нас долетели гравитационные волны, проникшие через червоточину (тоннель, соединяющий пространство и время).

Суть червоточины в одной картинке - две галактики как параллельные ветки метро - а между ними прорыли тоннель
Суть червоточины в одной картинке - две галактики как параллельные ветки метро - а между ними прорыли тоннель

По словам ученых, наблюдающих за этой волной – кто-то эту червоточину «построил», потому что сама она существовать не может.

Всю эту историю ученые Калтеха затирают офицерам Агентства национальной безопасности. А те - немедленно засекречивают всю информацию.

А когда представители АНБ уходят – мы видим плачущего Главного Исследователя.

Напустив туману, он говорит, через пятьдесят лет – не будет ни театра, ни кино - одно сплошное телевидение, то есть на Земле все будет иначе.

Небольшой научный спойлер: гравитационные волны - даже очень мощные – мы часто фиксируем и ловим, для обывателей они проходят совершенно незаметно.

А в апреле этого года ученые впервые зафиксировали то самое космическое ДТП, описанное в начале истории.

Итак, это было нечто вроде флешбека, и мы перемещаемся на пятьдесят лет вперед и впервые знакомимся с главным героем фильма – Купером. Ему чуть больше 30 (напомню, в фильме Макконахи 45 лет, ну и выглядит он лет на 40 точно).

сын Мерф в фильме превратился в дочь Мерф
сын Мерф в фильме превратился в дочь Мерф

У него двое сыновей: 15-летний Том и 10-летний Мерф (в фильме Мерф будет дочерью). И потрепанный, припыленный пикап.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Купер везет свою семью на бейсбольный матч и неожиданно замечает заглохший автобус посреди дороги.

Купер останавливается возле убитого автобуса, заглохшего посреди дороги. Из него высыпали игроки бейсбольной команды.

КУПЕР

я думал у вас будет самолет.

ИГРОК

Был, но закончились детали.

Немного поколдовав над мотором, Купер помогает завести автобус. Он удаляется от нас – и мы замечаем большую наклейку «NEW YORK YANKEES».

Мерф, Том, Купер и его 60-летний тесть Дональд – на бейсбольном матче.

Купер протягивает Дональду попкорн.

ДОНАЛЬД

На бейсболе надо есть хот-дог!

МЁРФ

что такое хот-дог?

Из этих коротких сцен мы постепенно узнаем страшную правду о Земле будущего: страшная инфекция уничтожает все агрокультуры на планете, в живых осталась только кукуруза. Инженерные специальности стали не нужны - и люди массово переквалифицировались в фермеров.

Купер - бывший пилот, неплохо разбирается в технике. И хотя сейчас, как и все, он занимается сельским хозяйством - другие фермеры регулярно просят его починить машины, вышедшие из строя.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

В сценарии Купер приезжает к фермеру и обнаруживает, что все комбайны столпились возле упавшего на Землю космического зонда.

Купер забирает аппарат себе, и поколдовав над его программным обеспечением – обнаруживает единственное изображение: это планета, полностью покрытая льдом.

Ночью зонд будит Куперов своим оглушительным писком. Это чудовищный звук разносится по всему дому и, кажется, ничто не способно его заткнуть. Купер даже расхерачивает зонд бейсбольной битой – бестолку. Писк все равно мешает спать, жить, есть.

Честно скажу, потрясающе эффектная сцена.

В фильме Купер отправляется к военной базе, потому что прочел координаты на полу в пыли, оставленные упавшими книгами (ну мы понимаем, что оставил их сам Купер из будущего).

В фильме он выглядит и является просто любопытным фермером, скучающим по своему инженерному прошлому.

Но в сценарии Купер просто не может жить под раздражающий писк зонда, который слышен отовсюду.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Внезапно он обнаруживает: если катить зонд в определенном направлении – писк утихает. Как будто упавшая с неба махина хочет, чтобы ее отправили домой.

Именно так Купер и его сын Мерф находят заброшенную военную базу.

И в сценарии, и в фильме - их встречает робот TARS. Когда у человечества еще была армия - роботы этой модели служили морпехами.

В фильме Тарс и Купер агрессивно разговаривают, уставившись друг на друга
В фильме Тарс и Купер агрессивно разговаривают, уставившись друг на друга

Тарс забирает у Купера тот самый пищащий зонд и заносит его в некое помещение под землей. Там снуют десятки инженеров, в том числе и тот, о котором мы читали в самом начале сценария.

Только сейчас ему около семидесяти.

Инженеры смотрят картинку, которую получил из зонда Купер – это планета, покрытая льдами.

Инженеры восхищены и взволнованы: зонд что-то нашел! Судя по зашифрованным данным – это планета с огромным количеством кислорода.

Ученые открывают Куперу глаза: оказывается, НАСА не закрыли, просто теперь они работают тайно, чтобы не бесить народ, ведь никто не хочет чтоб их налоги шли на космические исследования.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Ученые посвящают Купера в суть своей миссии: пятьдесят лет назад (с этого начинался сценарий) исследователи обнаружили червоточину, ведущую на другой край Вселенной.

С тех пор они регулярно отправляли туда зонды, надеясь обнаружить планету, пригодную для жизни. И вот один из зондов вернулся с обнадеживающей информацией.

Инженеры хотят отправить миссию к этой планете и просят Купера ее возглавить.

Купер сопротивляется, но у исследователей есть железный аргумент. По их подсчетам, планета умирает и даже кукуруза, которой все питаются, скоро тоже погибнет. Дети Купера – станут последним поколением на Земле.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Купер соглашается лететь. Но перед этим - возвращается домой, чтобы попрощаться с детьми.

Признаюсь, сцена прощания в сценарии сильно проигрывает аналогичной в фильме. Удивительно скучная и сухая. Смотрите сами:

ВНУТРИ. КОМНАТА МЁРФА, ФЕРМЕРСКИЙ ДОМ -- ДЕНЬ

Мёрф сидит за своим столом, вычеркивая числа на листе. Заходит Купер.

Купер замечает упакованный чемодан у двери. Мальчик поднимает взгляд с надеждой.

МЁРФ

Я занимался математикой, папа. Я вешу около 85 фунтов. Вот это лишняя тонна топлива. Но если…

КУПЕР

Тебе придется остаться здесь, приятель.

МЁРФ (РАССТРОЕННО)

Я слышал, как ты разговаривал с дедушкой. Я такой же, как ты. Я тоже сюда не вписываюсь. Ты же знаешь.

Купер обнимает мальчика.

КУПЕР

Здесь тоже предстоит важная работа.

МЕРФ

Ты ведь не вернешься, да?

КУПЕР

Я вернусь. Обещаю.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

В фильме же у Мерф случается настоящая истерика, она требует отца остаться. Но Купер едет на базу, пуская суровую мужскую слезу.

Это нежная и красивая сцена, которая берет нас за живое.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Мы знакомимся с командой: уже известный нам робот Тарс (ему пришили чувство юмора, теперь когда он говорит с сарказмом – на нем загорается лампочка), робот Кейс (такая же железяка, только без ЧЮ), астронавты Рот, Дойл и единственная женщина и биолог - доктор Брэнд (это наша роднулька Энн Хэтуэй. Мне кажется, Нолан ее очень любит – иначе я не могу объяснить, почему она играла чертову женщину-кошку в трилогии Бэтмена, для меня это тотальный мискаст).

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Брэнд отправляется вместе с Купером на лодке – в центр озера. Они переодеваются в гидрокостюмы и ныряют глубоко под воду – на дне оказывается целое кладбище ВМС США – подводные лодки и корабли.

Брэнд достает одну из деталей, нужных им для полета, оказывается они много лет таскают отсюда запчасти для кораблей НАСА.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Итак спустя несколько не особо значимых диалогов - наш корабль «Эндюранс» стартует и почти сразу приближается к кротовой норе - или червоточине - точке искривления времени и пространства.

В сценарии это тяжелый и драматичный эпизод: всех пассажиров корабля знатно растягивает в пространстве, они кричат, но не от боли, а от ужаса.

Чтобы подлететь к ледяной планете кораблю нужно аккуратно пройти по кромке гигантских черных дыр: Гаргантюа и Пантагрюэль. Но все идет не слава богу: корабль все же начинает затягивать в черную дыру. Тогда робот Тарс ценой своей жизни спасает корабль: он отталкивается от Эндюранса, тем самым придав ему ускорение - и затем улетает в чернеющую пустоту черной дыры. Давайте запомним этот момент.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Тем временем наши герои пересаживаются в специальную капсулу и отстыковываются от Эндюранса. Они летят прямо к загадочной планете.

НАТ. ПОВЕРХНОСТЬ ЛЕДЯНОЙ ПЛАНЕТЫ -- НОЧЬ

Люк корабля открывается, и команда выходит во главе с Кейсом (робот - аналог Тарса) держащим винтовку. Команда отправляется в путь, медленно двигаясь в своих громоздких костюмах.

Они стоят на море из льда, которое простирается на мили. Вдалеке виднеются скалы. Брэнд замечает крошечные светящиеся микроорганизмы, запертые во льдах.

Купер обнаруживает некий сигнал, но кажется он идет откуда-то из-под земли.

Кейс и остальные начинают копать склон холма. Они натыкается на что-то твердое. Кейс рубит склон, открывая контуры чего-то металлического: это двери.

Они обнаружили убежище. Экипаж отступает, не зная, что с этим делать.

В это время Купер, продолжающий копать, обнаруживает подо льдом яркий участок красной ткани: Это флаг Китайской Народной Республики.

БРЭНД

Как китайцы могли добраться сюда первыми? Наше правительство держало информацию о червоточине в секрете.

Кейс открывает дверь убежища.

ИНТ. КАЗАРМЫ, КИТАЙСКИЙ БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ, ЛЕДЯНАЯ ПЛАНЕТА -- НОЧЬ

Купер и Брэнд входят внутрь. Убежище хорошо снабжено едой и оборудованием. Брэнд фиксирует небывалый всплеск радиации.

КУПЕР

Это миссия Тайчжун.

БРЭНД

Миссия на Марс? Китайцы утверждали, что она погибла при посадке.

Купер просматривает бортовой журнал.

КУПЕР

Они приземлились здесь, не на Марсе. Четыре человека из экипажа, пятнадцать роботов. В журнале говорится, что база находится здесь уже тридцать лет.

Купер продолжает исследовать базу и натыкается могилы китайских астронавтов. А спустя некоторое время понимает, что именно их убило.

На орбите планеты появляется огромная нейтронная звезда - она испускает чудовищные дозы радиации. Купер и команда в панике начинают раскалывать лед под своими ногами, чтобы спуститься еще глубже под землю и защититься от смертоносных лучей.

В какой-то момент они проваливаются в абсолютную темноту.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Купер и команда провалившись под лед, оказываются буквально в новом мире. Он больше напоминает джунгли. Здесь есть кислород. Умеренный климат. Море с теплой водой. И что-то похожее на тысячи деревьев.

Вся команда в шоке. Доктор Брэнд отправляется собирать образцы местной флоры:

БРЭНД

Это невероятно. Микроорганизмы, запертые во льду наверху, поглощают рентгеновские лучи нейтронной звезды и преобразовывают их в солнечный свет. Им и питаются эти растения.

Купер - в отличие от остальной команды - с большим недоверием относится к местной флоре. И не зря: с наступлением ночи деревья начинают двигаться - они распадаются на несколько кусков - и как конструктор собираются в разные формы - некоторые из них копируют Купера и других членов команды.

Все в ужасе, но Брэнд призывает сохранять спокойствие и дать возможность познакомиться с этой формой жизни:

Существа нерешительно движутся к ним, затем быстрее. Купер стоит на месте, пока существа собираются вокруг него. Несколько из них объединяются в более крупных существ, чтобы лучше его рассмотреть. Одно из них обвивается вокруг его груди и начинает тыкать его плечи, затем шею.

КУПЕР (пытаясь успокоиться)

Что оно делает?

БРЭНД

Это колонизирующий организм. Он пытается включить вас в свою структуру.

КУПЕР

Я не хочу, чтобы он включал меня.

БРЭНД

Не открывай рот.

КУПЕР

Почему?

Пока он говорит, существо на его груди вытягивает четыре хвостовидных, заостренных усика и осторожно тянется к его рту. Купер задерживает дыхание, когда организм постукивает по его зубам. Его кожа имеет шероховатую текстуру, как будто неполную, и, похоже, он ищет ту же текстуру на коже Купера, но без особого успеха. Заскучав, формы жизни слезают с Купера.

Брэнд в восторге от этого места. Она уверена, что эта планета может стать новой Землей. И она думает, что кто-то подготовил для них эту планету, какой-то высший разум организовал для них план отступления. Но Купер настроен скептически:

КУПЕР

Я жил в Денвере в первый год голода. Я был всего лишь ребенком. Мы все ждали, что кто-то придет и поможет нам. Люди умирали от голода, сидя на земле, ожидая, что кто-то придет. Я выжил только потому, что понял, что никто не придет, чтобы спасти нас. Мы были предоставлены сами себе.

Ты хочешь знать, почему я не верю, что кто-то может попытаться нам помочь? Потому что я не уверен, что мы стоим спасения.

Купер и команда спускаются все глубже в помещения, построенные для китайских колонистов.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

ИНТ. КАЗАРМЫ, КИТАЙСКАЯ КОЛОНИЯ — ДЕНЬ

Казармы: сотни идеально застеленных кроватей, ожидающих колонистов, которые так и не пришли.

ДОЙЛ

Посмотрите на размер этого места.Они построили его для тысяч людей.Но никто не пришел.

Брэнд оглядывается вокруг.

БРЭНД

Мы можем его спасти. Это место сэкономит нам годы.

Наконец они находят старые записи, оставленные китайскими астронавтами. Кейс (робот) быстро дешифрует записи:

КЕЙС

Они прибыли сюда двадцать лет назад. Человеческий экипаж погиб от радиации в первый день. Но роботы выжили. Они построили колонию и связались по радио с домом. Но ответа не получили.

КУПЕР

Некому уже было их слушать. Китайское правительство рухнуло, как и наше. Люди, которые знали об этой миссии, вероятно, умерли много лет назад.

КЕЙС (СКАНИРУЕТ ДОКУМЕНТ)

Через несколько лет они обнаружили проблему.

ДОЙЛ

Какую проблему?

КЕЙС

Тут не сказано. Они нашли какое-то... (ПЕРЕВОДИТ) ...Слово буквально означает «сокровище».

Купер находит новые записи и, наконец, понимает, что они обречены. Роботы просчитали движение всех ближайших объектов вокруг планеты и выяснили: спустя десять лет гигантская черная дыра сожрет планету. Здесь ловить нечего.

Внезапно гравитация в помещении, где они находятся - исчезает: Купер и команда пытаются ухватиться хоть за что-нибудь, пока их сносит. В итоге Рот находит неприметную коробочку.

Одно нажатие тумблера - и гравитация восстановлена. Рот счастлив: по его мнению, они нашли то, что искали. Гравитация - основа всего сущего и человечество с этой технологией может найти еще много мест для жизни (это основная идея Кипа Торна: по мнению, ученого, гравитация основа жизни на любой планете, а ещё неплохой способ транспортировать человечество куда угодно, просто отключив гравитацию на Земле).

Купер предлагает сматываться, вместе с супер гравитационным сокровищем. Но почти у выхода их задерживают несколько китайских роботов, не подозревающих, что правительство, которому они подчинялись, уже не существует.

Экипаж спасается бегством, но когда приближается к своему кораблю - выясняется, что роботы-китайцы намеренно повредили его. Теперь улететь нет возможности.

Ребята возвращаются на китайскую базу. Там они находят небольшой корабль-капсулу, места хватит ровно на одного человека.

Вызывается лететь Рот. Идея спасения у него следующая. По орбите ледяной планеты носятся несколько Лун. Рот планирует приземлиться на одну из них и включить там максимальную гравитацию с помощью волшебного ящика. Тогда все, что есть на поверхности ледяной планеты, начнет отрываться от нее - в том числе и сломанный корабль, которому сейчас не хватает силы двигателей чтобы взлететь самостоятельно. Но ведь тогда чудо-машина навеки останется у Рота и человечество не получит эту технологию!

Тогда герои находят на станции космический зонд и переписывают на него коды гравитационной машины. Они забирают зонд с собой.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

По сути Рот совершает геройский поступок ради всего человечества- он согласен остаться на одной из Лун, чтобы остальные смогли вернуться на Землю и создать еще кучу гравитационных ящиков - они и помогут заселить другие планеты.

Брэнд рыдает, Купер обнимает Рота. Но у меня это не вызывает никакого сочувствия.

Рот самый хреново прописанный персонаж, во многих сценах его просто нет, и я даже удивилась, когда вдруг он заговорил на китайской базе, я и забыла, что он тоже там.

То же самое можно сказать про Дойла.

Да даже чертов робот Кейс гораздо больше делает для экипажа и ярче с ними взаимодействует, чем этот эти двое. Поэтому от геройского поступка Рота мне ни холодно, ни жарко.

Наконец, план приводят в исполнение: Рот добирается до одной из Лун и врубает гравитацию.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

В это время Брэнд ненадолго покидает модуль, она забыла/потеряла образцы с фрактальной живностью (Брэнд - фанатично любит науку и хочет спасти этот уникальный организм и увезти с планеты, которую скоро поглотит черная дыра).

Купер бросается за ней: поверхность ледяной планеты начинает вздыматься, взрываться, и всячески тянуться к Луне.

Купер обнимает Брэнд - сила притяжения Луны отрывает их от поверхности и уносит в космос.

Купер, кажется, даже флиртует с Брэнд. Говорит, мол, я подумал в открытом космосе тебе будет нужна компания.

Вообще сексуальное напряжение между этими персонажами так и сквозит в сценарии, хотя в фильме, как вы помните, ничего подобного не было: Брэнд сохла по доктору Манну (Мэтту Деймону), который поехал кукухой пока ждал спасения.

В это время отбившись от китайских роботов - на модуль возвращается израненный робот Кейс - он заводит двигатели и ловит наших героев в самый последний момент.

Вся команда, кроме Рота, возвращается на корабль. Когда Рот включил гравитационный прибор его просто с силой вжало в Луну и расплющило.

Эндюранс летит обратно к червоточине. Приближаясь к дому, корабль ловит сигнал с Земли.

Купер видит сотни тысяч звонков, сообщений, видеозаписей, которые столько времени ждали когда корабль появится в зоне действия Сети:

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Затем ПОТОК сообщений, один пакет в день, сотни и сотни пакетов: изображения, видео, аудиосообщения от семьи и друзей. Купер с ужасом наблюдает, как изображения воспроизводятся на экране. Он наблюдает, как жизнь его семьи воспроизводится со скоростью света. Наконец, пакеты замедляются, затем останавливаются. Купер в шоке смотрит на результаты.

КУПЕР

Сорок семь лет.

Дойл присоединяется к нему, ошеломленно глядя на экран.

ДОЙЛ

Мои дети...

(внезапно: в сценарии у Дойла есть дети, хотя в фильме нам подчеркивали неоднократно, что все астронавты - одиночки, кроме Купера).

Купер в бешенстве, он обрушивается с критикой на Брэнд:

КУПЕР

Ты знала, что мы не вернемся, ты знала, что я могу никогда не увидеть своих детей!

Брэнд прячет глаза: да, она знала.

Купер кричит, что, дескать, Брэнд всех подставила, разлучила с семьями, а самой хоть бы хны, ведь не по кому плакать!

В глазах Брэнд слезы: она улетела зная, что ее Отец точно не доживет до ее возвращения, так что в некотором смысле она потеряла больше, чем они все, ведь их дети еще живы.

До червоточины осталось всего ничего, но вдруг робот Кейс совершает диверсию. Он сбрасывает двигатели корабля и судно неумолимо начинает затягивать в черную дыру.

Купер наконец замечает: блок управления Кейса - изменили, теперь там красуется символ Китайской народной республики.

Кейс как заведенный повторяет:

- Мне жаль. У меня приказ. Никому не следует...

Купер вырубает робота. Но уже поздно. Их корабль затягивает на горизонт событий. Время для экипажа - остановилось:

Пока они заперты в ловушке, в системе над ними начинают отсчитываться десятилетия. Они наблюдают, как ледяная планета вращается вокруг них, совершая десятки оборотов вокруг черной дыры.

КУПЕР

Мы теряем годы.

В конце концов, ледяная планета ныряет мимо них в черную дыру. Ледяная планета РАЗБИВАЕТСЯ на части с ошеломляющей жестокостью.

ДОЙЛ

Червоточина. Смотрите — ее тоже затягивает в черную дыру.

Купер пытается подтянуться к экрану связи. Настраивает его на коротковолновую трансляцию. Брэнд открывает рот, чтобы указать, что это бесполезно, но затем останавливается.

КУПЕР (В РАДИО)

Это экипаж «Эндьюранс». Мы... (отказывается от ФОРМАЛЬНОСТЕЙ) Мерф, извини. Мне жаль, что я не вернулся, как обещал.

Он вешает трубку. В тишине они наблюдают, как червоточина — их единственный путь домой — исчезает за горизонтом событий.

ДОЙЛ

Сколько времени мы теряем?

БРЭНД (ее сердце разбито)

Десятилетия... сотни лет.

КУПЕР

Все эти люди дома... никто из них не выживет.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Вдруг Купера посещает идея: ведь у них на борту китайский робот, который столько времени пробыл на ледяной планете! Наверняка он что-то знает.

Купер включает блок управления Кейса и начинает его дешифровку. Он находит некую точку. Вбивает ее координаты в бортовой компьютер: это другая сторона черной дыры.

Силы двигателей может хватить, чтобы скользить по орбите черной дыры. Двигаясь по ней экипаж обнаруживает ещё одну червоточину. Эндюранс ныряет в нее.

Некоторое время корабль трясет, затем они оказываются в абсолютной черной пустоте. Приборы не работают. Вокруг нет никаких звезд. Полная тьма.

Проходит несколько дней.

Дойл от нечего делать смотрит присланные записи с Земли, слушает послания своих детей. Он плачет. Теперь рядом с ним всегда пистолет, он на грани самоубийства. Брэнд намекает, что это не выход.

Купер смотрит записи со своими детьми. 15-летний Том рассказывает как встретил девушку, кажется, она та самая.

20-летний Том показывает своего первенца.

30-летний Том говорит, что вчера они похоронили Деда. Мерф не видно - по словам Тома - брат плотно занимается наукой, пошел по стопам Отца. Том замирает на секунду, потупив взгляд:

ТОМ

Ты не слушаешь это. Я знаю это. Все эти сообщения просто где-то там, дрейфуют во тьме. Ты ушел. Ты никогда не вернешься. И я знаю это уже давно. Лоис говорит — это моя жена, папа, она говорит, что я должен тебя отпустить. Так что я и делаю.

Он поднимает руку, чтобы выключить камеру.

ТОМ

Где бы ты ни был, я надеюсь, ты покоишься с миром. Прощай, папа.

Изображение замирает, затем распадается на цифровой шум. Потом ничего. Купер смотрит на него секунду. Затем встает, чтобы уйти. Внезапно экран снова оживает.

Симпатичный мужчина лет 30-ти включает камеру. Купер мгновенно узнает его. Это Мёрф. Мёрф долго смотрит в камеру, явно не уверенный в этом.

МЁРФ

Привет, папа. Ты сукин сын.

Он смеётся, смущённо.

МЁРФ

Сегодня твой 60-й день рождения. Подумал, что попраздную с тобой немного. Полагаю, я понимаю, почему ты ушёл. Кукуруза тоже сейчас гибнет. Том говорит, что с каждым годом урожай становится всё меньше и меньше.

Он делает паузу. Поднимает руку и чешет щетину.

Купер останавливает сообщение. Он внимательно смотрит на экран: Мёрф носит часы, которые он подарил перед отлетом. Купер снова включает сообщение. Слезы текут по его лицу.

МЁРФ

Начинается гниение. Думаю, ты был прав, что ушёл, пока у тебя была возможность. (тянется, чтобы ВЫКЛЮЧИТЬ КАМЕРУ) Удачи, старик. Надеюсь, ты сделал это. Я правда надеюсь.

Видео обрывается. На экране появляется сообщение: "Последняя передача".

Корабль, попавший в червоточину, уже неизвестно сколько времени дрейфует в черной пустоте. Купер грустно шляется по кораблю.

КУПЕР

Ни одной выпивки на всем корабле. Что это за миссия?

БРЭНД

Я думаю, Дойл экспериментировал с охлаждающей жидкостью из своего скафандра.

Мгновенье они сидят в тишине.

КУПЕР

Ты правда думаешь, что мы последние люди, оставшиеся в живых?

БРЭНД

Я не знаю. Может быть. (смотрит ему в глаза) Да.

Он отворачивается от нее. Она берет его за плечо, тянет его к себе для поцелуя. Купер притягивает Брэнд к себе, целуя в ответ. Забыв об окружающей обстановке, они дрейфуют. Она мягко СМЕЕТСЯ, когда они врезаются в стену, и отлетают обратно в центр каюты. Она стягивает с него рубашку - она висит в воздухе. Через несколько мгновений каюта заполняется сброшенной одеждой, разных цветов и форм. В центре каюты Брэнд и Купер занимаются любовью.

Красота. Не припоминаю фильмов, где была бы сцена секса в невесомости.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

В один из дней Дойл обнаруживает первые изменения. Некую гравитационную аномалию, полусферу, которая искажает все, что находится на корабле. Нечто подобное они видели, когда летели через первую червоточину. Ребята пытаются понять что же это. Внезапно корабль оживает и начинает сам двигаться. Кажется, эта аномалия сама перемещает их корабль туда, куда ей нужно. Под ними открывается поразительное зрелище: вся наша вселенная, сжатая в сплющенный диск. Они парят над ней, в объеме, пространстве между вселенными. Вдалеке они могут различить скопление огней. Скопление огней растет по мере их приближения: это огромная космическая станция. «Эндюранс» плавно останавливается на одной из верхних палуб космической станции. Через мгновение шлюз корабля открывается, и Купер и остальные выходят в своих костюмах. Они подходят к дверям шлюза станции, которые открываются автоматически. Там стоит и ждет их знакомая фигура: Тарс.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Как вы помните, еще на подлете к ледяной планете - пожертвовал собой. Тогда экипаж чуть не затянуло в черную дыру, поэтому робот залез в отдельный отсек и отстыковался от корабля, придав ему ускорение. Тарс провалился в черную дыру и провел сотни лет в одиночестве, пока не нашел эту орбитальную станцию. Но кто же ее построил?

Тарс устраивает рум-тур по станции, напичканной всевозможными технологиями будущего.

ТАРС

Я облетел черную дыру семь раз, прежде чем попал во вторую червоточину. Затем я дрейфовал, пока не нашел это место.

КУПЕР

Вот что защищали китайские роботы. Но как они могли построить все это всего за несколько лет?!

ТАРС

Им потребовалось четыре тысячи. Время здесь идет очень медленно

БРЭНД

Откуда ты знаешь?

ТАРС

Потому что я ждал тебя триста лет.

Купер выясняет откуда станция получает питание: неподалеку расположилась крошечная черная дыра, выплевывающая из себя потоки энергии.

ТАРС

Это мини-черная дыра. Остаток большого взрыва. Она будет питать это место вечно.

Тарс говорит, что китайские роботы создали тот самый коробок, включающий и выключающий гравитацию. Он поможет людям спастись.

Если на Земле отключить гравитацию - все люди автоматически поднимутся в космос. А там их подхватит сильнейшая гравитация станции и протащит к себе сквозь время и пространство.

Купер возмущен:

КУПЕР

Так почему же роботы за нами не вернулись? Почему они не спасли нас?

БРЭНД

Потому что они опоздали. К тому времени, как они нашли это место, люди, которые их послали, были мертвы. Они не смогли выполнить свою миссию.

Возле станции команда замечает мерцающую червоточину. По словам Тарса, она ведет прямо к Земле.

Купер предлагает немедленно лететь в червоточину. Брэнд отговаривает его от этой затеи:

БРЭНД

Ты знаешь, что это не работает. Путешествия во времени невозможны. Если бы это работало, китайцы вдруг бы открыли все эти невероятные технологии. Но они так и не сделали этого. (ПАУЗА) Ты не можешь вернуться, Купер. Ты можешь замедлить ход событий, но ты никогда не вернешься. Нашего дома больше нет. Ты слушал все эти сообщения от своей семьи. Если бы ты вернулся, мы бы уже знали.

Брэнд продолжает:

Рот был прав, Купер. Мы должны продолжать идти. Продолжать исследовать. У нас есть обязательство попытаться выжить. Отсюда мы могли бы найти тысячу мест, где жизнь могла бы процветать. И ты вернешься в то единственное место, где она не может.

КУПЕР

Я дал обещание.

Он решительно отворачивается от нее.

Купер, Дойл и Тарс летят на Эндюрансе прямо к червоточине.

Уже на подлете Купер слышит уже знакомый визг. Это пищит тот самый зонд, который они прихватили с ледяной планеты вместе с кучей других вещей из китайской лаборатории.

Купер начинает рассматривать зонд со всех сторон. Внезапно он осознает: это тот самый зонд, который он нашел на Земле в самом начале сценария, и который никак не хотел умолкнуть.

Купер бросается к Дойлу: они погибнут в этой червоточине - выживет лишь зонд: он то и упадет на Землю и потом его найдет молодой Купер.

Дойл считает, что Купер просто испугался и запаниковал. Он говорит, что полетит один и сажает Купера в отдельную капсулу.

Купер барабанит руками по капсуле изнутри, умоляя Дойла остановиться.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

Эндюранс залетает в червоточину. Та вспыхивает ярким светом, сжигая Эндюранс. Купер наблюдает за этим из дрейфующей капсулы.

НАТ. НАША СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА В небе происходит ОГНЕННЫЙ ВЗРЫВ: открывается дыра из нее вылетает только парообразный сгусток расплавленного металла и обгоревший до черноты зонд, который мчится к Земле.

POV БОРТОВОЙ КАМЕРЫ ЗОНДА

-- Зонд мчится сквозь атмосферу в сторону Северной Америки -- Зонд ВРЕЗАЕТСЯ в песчаную отмель. -- День. К зонду спускается некий человек. Это Купер. -- Ночь. Кухня. Маленький мальчик — Мёрф — смотрит на зонд, пока Купер работает с ним с помощью паяльной лампы.

Далее нам показывают, что происходило на Земле, пока отсутствовал Купер. Мерф из мальчика превратился в тридцатилетнего мужчину, который помогает всей округе и чинит их умирающие тракторы.

Пытаясь найти хоть немного запчастей для техники, Мерф летит на ту самую базу, где когда-то его отец познакомился с Брэнд и миссией.

База фактически заброшена: нет ни света, ни людей, полупустые помещения: технику разворовали задолго до прибытия Мерф.

Уцелел только тот самый зонд с корабля Дойла: он продолжает издавать мерзкий писк.

Мерф включает его и смотрит на изображение ледяной планеты, как когда-то смотрел его отец.

Мерф забирает зонд домой и возится с ним сутками, несмотря на вялые протесты его беременной жены.

Наконец, ему удается взломать шифр и зонд выплевывает тонны информации, записанной на него.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

ПРОШЛО 10 ЛЕТ.

Мерф, ему уже сорок, возится дома с неким устройством. Чуть позже мы понимаем: это та самая гравитационная машина, которую нашли на китайской базе наши герои. Но она не работает.

ПРОШЛО ЕЩЕ 10 ЛЕТ.

Мерф уже 50 лет, он пытается найти свою дочь Эмили. Мать говорит, что девочка в амбаре - возится с гравитационной машиной, пытаясь все-таки заставить ее работать.

Мерф идет к амбару как раз вовремя - его дочь Эмили выбегает из амбара, который в ту же секунду взрывается.

ЭМИЛИ

Пап, я что-то нажала…

Когда дым рассеивается, герои видят, что весь их амбар сжался в крошечный шарик.

МЕРФ

Ты помнишь, что именно ты нажала?

НАТ. ЗЕМЛЯ, 2320 ГОД

Бесплодные равнины, кое-где лежат глыбы льда. Нет ни растительности, ничего живого, лишь завывает ветер.

Как создавался фильм "Интерстеллар"

ПРОШЛО ЕЩЕ ДВЕСТИ ЛЕТ.

Один из китайских космических кораблей спускается сквозь густые облака и мягко опускается на равнину. Из него выходит Купер. Спустя сотни лет он нашел способ вернуться на Землю (видимо нашел червоточину, которая его не испепелила).

Купер держит в руках ящик с фрактальной живностью, который они прихватили на ледяной планете.

Он осматривается, ищет свой дом: от него ничего не осталось. Он опоздал.

Внезапно налетает холодный ветер и Купер, споткнувшись, роняет и разбивает ящик. Фрактальная живность быстро начинает устраиваться в новом жилище.

Купер смеется, мельком угадывая очертания плана. Не это ли с самого начала задумали существа, которые создали червоточину? Купер пытается добраться до корабля, но падает без сил, его заметает снегом.

Последнее о чем он думает: его мальчики.

ЗТМ

Как создавался фильм "Интерстеллар"

ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ

Купер просыпается. Он находится в залитой солнцем комнате. Ветерок шелестит занавесками, проникая через большое открытое окно. Входит ЖЕНЩИНА в белом халате, тепло улыбаясь.

ВРАЧ Доброе утро. Пока не выходите на улицу, мистер Купер. (предлагает ему таблетку) Это поможет от дезориентации.

Купер глотает таблетку.

ВРАЧ

У вас было обморожение. Ничего серьёзного.

КУПЕР

Где я?

ВРАЧ (УЛЫБАЕТСЯ)

Когда рейнджеры нашли вас, они привезли вас в ближайшую больницу.

КУПЕР

Что это за место?

ВРАЧ

Нам есть что вам показать.

НАТ. ХОСПИС, СТАНЦИЯ КУПЕР — ДЕНЬ

Купер стоит на крыше четырехэтажного здания в городе среднего размера, окруженном полями. Но по мере того, как дорога и здания уходят вдаль, пейзаж изгибается вверх, а не вниз. Весь ландшафт заключен в огромной цилиндрической космической станции.

КУПЕР

Где... где мы?

ВРАЧ

Это космическая станция «Купер».

Затем врач говорит Куперу, что с ним хочет кое-кто познакомиться и ведет его в одну из больничных палат.

ИНТ. ПАЛАТА ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ, ХОСПИС, СТАНЦИЯ КУПЕРА — ДЕНЬ

Купер входит в палату. В комнате темно и тихо, единственный шум — это затрудненный ХРИП старика, пытающегося дышать. Купер подходит ближе к кровати. Кожа мужчины тонкая, как бумага. Купер замечает фотографии на столе старика: их десятки. Дети, внуки. Затем старшие — родители самого мужчины. Бабушки и дедушки. Купер замечает крошечную фотографию в рамке с кем-то, кого он узнает: это Мёрф, 80 лет, в окружении своей дочери и ее семьи. Они стоят перед мысом Канаверал и огромным космическим кораблем, который находится в процессе строительства.

Купер берет фотографию и смотрит на нее. Врач указывает на застенчивого маленького мальчика, прячущегося за ногой Мёрф на фотографии.

ВРАЧ

Это он.

Врач указывает на старика, лежащего в кровати.

ВРАЧ

Его зовут Энтони Уэллинг. Энтони Купер Уэллинг. Он твой праправнук. Он долго ждал тебя.

Глаза Купера наполняются слезами. Он подходит к кровати и смотрит на старика, балансирующего на грани жизни и смерти.

Старик смотрит на него, глаза его расширяются от волнения. Он напрягается, пытаясь дотянуться до ящика тумбочки. Купер помогает ему открыть его. Внутри уже знакомые нам наручные часы.

Старик осторожно достает их. Он несколько раз заводит их и, трясущимися руками, протягивает Куперу.

Купер закрывает руку старика своей рукой, охватывая и часы, и руку мужчины.

Затем Купера ведут к Администратору больницы. Тот высказывает свое восхищение путешествием Купера, но корит за то, что он выпустил фрактальную живность на Землю. Она уже заселила всю планету.

Купер улыбается: таков был план. Администратор недоумевает - чей план?

Купер

я не знаю.

Купер говорит, что хочет отправиться на поиски доктора Брэнд. Но Администратор говорит, что они не отпустят его в такое опасное путешествие. Зато они подготовили ему подарок: несколько акров земли для выращивания кукурузы.

Купер разочарован. Мы видим его весьма тоскливую фермерскую жизнь.

Спустя некоторое время, когда он почти освоился, Купер проникает в ангар, где стоят космические корабли, и забирается туда. Он готов к полету за Брэнд.

КОНЕЦ

Как создавался фильм "Интерстеллар"

РЕЗЮМЕ

В сценарии Кипа Торна огромное количество сцен, которые совершенно не совпадают с финальной версией - фильмом. По сути, весь второй акт был изменен. Думаю, на то было несколько причин:

- политические: думаю, ни одному голливудскому продюсеру не понравилась бы идея, что китайская миссия так продвинулась в изучении космоса - что оборудовала базу на ледяной планете и орбитальную станцию с кучей новых технологий. Не надо нам таких прогрессивных китайцев.

- зрительские: наблюдать за тем, как экипаж валандается в космосе, конечно, интересно, но все-таки чутка утомляет. Кристофер Нолан добавил посещение других планет с различными аномалиями (вроде ледяных облаков на планете Манн и временной аномалии на планете Миллер). Плюс он неоднократно возвращает зрителя к происходящему на Земле.

- драматургические: в сценарии Торна - Купер, конечно, главный персонаж, неглупый, смышлёный. Но все же он больше свидетель происходящего, он все понимает, подсказывает экипажу дальнейшие шаги, но сам остается немного в стороне.

Робот Кейс жертвует собой, сражаясь с китайскими роботами.

Робот Тарс, жертвуя собой, отстыковался от корабля и упал в черную дыру.

Рот ценой своей жизни вытащил персонажей с ледяной планеты и вернул на Эндюранс.

Дойл, пусть и по глупости, рванул в червоточину, погиб там, зато на Землю улетел зонд с информацией, позволившей человечеству спастись.

А что делает Купер? Наблюдает. Такое ощущение, что сценарист изо всех сил пытается не лишить главного героя жизни, а поэтому нарушает главное правило драматургии «обостряй». То есть он, конечно, что-то делает, но такое ощущение, будто это ничего не меняет. Вот его финальный рывок на уже погибающую Землю с фрактальной живностью. Что он сделал? Да ничего, чуть не помер там, пока человечество будущего его не спасло. А его полет в поисках Брэнд и вовсе неизвестно чем кончится.

Нолан же сделал из Купера героя: он решает, он действует, он рискует и именно он передает человечеству необходимую информацию для спасения.

Интерстеллар версии Торна с точки зрения физики сделан намного грамотнее, и я прочла не один бугурт в Интернетах на тему: «ЧЕРТОВ КРИСТОФЕР НОЛАН НАПРИДУМЫВАЛ ВСЯКОЕ И ПЛЕВАТЬ ХОТЕЛ НА ФИЗИКУ». Да и сам режиссер не раз говорил Кипу: конечно я там чутка все переделал, может не во всем научно, но ты вали все на меня. В конце концов Кип Торн даже выпустил книгу с научным обоснованием всего что происходит в Интерстеллар, когда она только появилась - я ее тут же купила и дальше пятой страницы естессно не продвинулась.

Но это все - призма ученого, который хочет, чтобы было как надо (еще одна причина, по которой я не люблю ресерчи)))

А фильм — это призма режиссера, который знает зачем идет зритель. Он идет за чувствами.

История астронавта, который чалится между кротовыми норами, построенными некоей внеземной цивилизацией - не интересует Кристофера.

История отца, который отправился на другой конец Вселенной, чтобы узнать, как спасти свою дочь — вот что ему нужно.

Я думаю, Нолана зацепили несколько моментов, которые уже были в сценарии Торна, но он их значительно усилил:

- отец, наблюдающий как растут его дети и понимающий, что он - еще молод и полон сил, а они неумолимо стареют…

- отец, обещавший своим детям вернуться, и не сдержавший это обещание - видит, как дети проклинают и ненавидят его…

- временная петля - где все события являются причинами друг друга - Купер и Мерф нашли зонд, потому что его отправил экипаж Купера из будущего, где он оказался, потому что они нашли зонд в прошлом. Красиво, со времен Терминатора такое любят.

Отношения Купера и Брэнд Нолан размыл, ему в принципе не очень нравятся любовные линии. Зато отношения Купера и дочери - усилил (думаю Мерф сделали девочкой, чтобы разбавить это мужское кино и привлечь побольше женщин).

И никакие инопланетяне - по версии Нолана - нас не спасут. А спасет обычная человеческая любовь. Страстное желание отца увидеть дочь, которую он оставил. И тоска дочери, которая все эти годы ждала папу.

Как создавался фильм "Интерстеллар"
1919
5 комментариев

Хороший текст, хотел бы увидеть от автора что то подобное, но с углублённым анализом сценаристики, приёмов написания, инструментов,чтобы было больше информации в этом ключе. Почему кстати запрет на риторический вопросы? Ответ должен быть в тексте, как и многие другие. Интересно, но углубляйте)

2

дада, автор, все очень правильно комментатор выше говорит, увидьте, пожалуйста) спасибо за пост, интересно

Как как, взяли да сняли

1

Вот тебе делать нехуй

1

С резюме чуть слезу не пустил, спасибо.