Для начала разберемся, что собой представляет некрореализм и по какой причине мы вообще говорим о нем. Согласно Википедии, «Некрореализм — художественное направление, возникшее в начале 1980-х годов в Ленинграде. Объектом эстетического описания некрореализма оказываются условия существования человека, всегда уже стоящего на пороге смерти и всегда уже демонстрирующего патологию смещённых действий. Некрореализм демонстрирует двойственную природу искусственного в его противопоставлении естественному. Искусство и мертво (некро), и живо (реализм)». Соответственно, мы видим, что объектом демонстрации произведений, относящихся к этому жанру, присуща тема двойственности и, своего рода, противоречия.
Самые интересные явления в русском искусстве пришлись, конечно же, на время агонии и смерти СССР. Московский концептуализм, писатель Сорокин, маниакально-депрессивный русский панк, кино про расстрельные подвалы, войну и психушки. Тогда же на подгнивающем теле идеологии зацвёл некрореализм, художественное течение, наиболее полно представившее царившую во всём смертную и иррациональную эстетику.
Кто же виноват в появлении некрореализма? Откуда он взялся и почему он развивался? А за это мы должны быть благодарны такому замечательному человеку как Евгений Юфит. Режиссер, к сожалению, умер в 2016 году в возрасте 55 лет, но это ничуть не умаляет важности творчества Юфита и его роли в кинематографе и «параллельном кино». Изначально творчество Юфита было абсолютно спонтанным, а его произведения творились, что говорится, по наитию, он с друзьями избивал манекен в лесу, пил, грубо говоря, развлекался, как мог.
В 1984 году создаётся независимая студия «Мжалалафильм» (слово «мжа» обозначает дрёму, беспамятство, «лала» – детский лепет), объединившая художников из Москвы и Ленинграда. Кроме Юфита, в составе первых некрореалистов были Евгений Дебил, Алексей Трупырь, Юрий Циркуль, Олег Котельников и Андрей Мёртвый. С появлением первых фильмов люди со звучными псевдонимами начали серьёзно разрабатывать основные приёмы и принципы некрореализма.
В этом же году выходит их первый фильм под названием «Санитары-оборотни». Необычное название, не правда ли? Впрочем, творчество некрореалистов намеренно было медленным и тягучим, посмотрев один фильм, ты как будто бы посмотрел все, ведь однотипная картинка, тяжелое звуковое сопровождение и, казалось бы, отсутствие смысла не способствовало тому, чтобы продолжать смотреть эти «творения», тем не менее, при более внимательном просмотре становилось очевидно, что авторы знакомы с элементарными понятиями экспозиции, кульминации и развязки. Становилось вполне ясно, что над фильмами работали люди начитанные и образованные, и это подкупало зрителя, несмотря на, казалось бы, очевидную абсурдность, творящуюся на экране.
Еще одной немаловажной и достойной внимания деталью является то, что для некрореалистов человек является в первую очередь именно живым организмом, биологической единицей, поэтому нет ничего удивительного, что в фильмах людей «обваривают», убивают различными способами, скрещивают с другими живыми существами.
Возвращаемся к теме. Итак, почему же некрореализм не похож на хоррор? Ответ, в общем-то достаточно прост — основное различие заключается в том, что если фильмы ужасов по своей сути призваны пугать зрителя, вызывая у него ужас, то фильмы этого жанра должны скорее довести зрителя до смеху, поразить своей абсурдностью и эпатажностью. Отсюда и все эти санитары-оборотни, и вепри суицида, и прочие веселые существа. Может возникнуть ощущение, что Юфит, да и прочие участники студии «Мжалалафильм» конченные ублюдки, кидающиеся на людей, грабящие людей и напропалую убивая всех подряд, но отнюдь нет. Это были такие же обычные люди, как и мы с вами, трупов они не раскапывали, предпочитая брать необходимую информацию в справочниках и энциклопедиях.
«- А это вы придумали термин?
- Придумал я. В наших произведениях присутствует тема смерти. Но мы натуралистично смерть не показываем. Это философские размышления, ассоциативные построения. В моих фильмах нет ясного сюжета. Это свободные импровизации, полет фантазии. В них есть проявления социальной действительности и влияние немецкого экспрессионизма и французского сюрреализма 20-х годов. Немое кино того периода меня очень притягивает и интересует. Мои фильмы тоже черно-белые. Звук и цвет, появившиеся позже, сузили, на мой взгляд, диапазон художественного творчества. Немое кино, без звука и цвета, имеет значительно больший художественный потенциал. К видео я отношусь достаточно скептически. Для меня это не более чем информация».
Из интервью с Евгением Юфитом.
Прочитав, хотел сразу написать, что параша это все. Но для более точной оценки и понимания решил глянуть вепрей. Параша.
Мен оф квлчер на дтф. Юфит крут, все его фильмы смотрел. Но тема не раскрыта без упоминания Буттгерайта с его Некрмантиком и другими фильмами. Можно еще и Масодова вспомнить в тему
Посоветуй что нибудь похожее на Масодова, если знаешь. Сорокина и Мамлеева читал
Тот случай когда "искусствоведы" назначают "искусством" любой кринж - и не только некрореализм. Этот феномен отлично показан в Выход через сувенирную лавку - документальный фильм о полном днище, который подвязался в "актуальное" исскуство и пиарщики вытянули его до состояния, когда Бенкси (в конце фильма) вынужден комментировать "творчество" этого "гения".
https://www.youtube.com/watch?v=qhMpNTWdD_Y
А кадры какие нибудь есть? Или тут нельзя?
https://youtu.be/nvFoc9Aiqm8
https://youtu.be/VJMyZxsNhRI
https://youtu.be/vH8ajxdJiss
Чего блять