«Субстанция»: назад в прошлое.

«Субстанция»: назад в прошлое.

«Субстанция» (фильм, 2024 г.). Страна: Великобритания, Франция. Режиссер и сценарист: Корали Фаржа. В главных ролях: Маргарет Куолли, Деми Мур, Деннис Куэйд.

Вот мы и вернулись ненадолго в конец прошлого века, когда блистала еще молодая Деми Мур и были в моде кровавые ужастики вроде «Реаниматора». Только сейчас b-movie уже не прокатит в таком стиле, нужно что-то элитарное, с подтекстами. Справедливости ради, Корали Фаржа справилась достойно с этой задачей и выдала зрелище яркое, бескомпромиссное, почти вдавливающее в экран. Деми Мур, которой уже за 60, восхищает своей смелостью, не стесняясь выставлять напоказ внешние недостатки или неприятные для любой женщины переживания. И молодая партнерша Маргарет Куолли неплохо воплощает тот идеал, за которым скрывается что-то тревожно-опасное. Но парой вопросиков все же пришлось задаться по ходу трипа.

Автор будто не совсем определилась со своей целевой аудиторией, снимает ли она интеллектуальное кино с отсылками или крышесносный массовый ужастик. Только ты начинаешь восхищаться глубиной и эзоповым языком сценария, рассказывающем о проблемах одиноких людей (а не только женщин), о старости и молодости, жизни и смерти, которые могут друг с другом конкурировать внутри одного человека, требуя баланса, как на тебя обрушивают ряд прямолинейных образов и фраз, несколько раз их повторяя. Тем самым предполагая, что лучше уж тебе все объяснить и разжевать, даже если ты заметил где-то тон постановки Аронофски или «человека-слона» Линча. И когда кажется, что старик в кафе сейчас задвинет что-нибудь линчевское, на деле он все скажет прямым текстом, а режиссер заботливо наведет крупный план на его вещи, чтобы точно было понятно, кто он такой и почему здесь. Эта повторяемость и упорное желание нагнетать атмосферу, упрощая и поясняя, магическую вуаль кино немного начинает приспускать. Концовка не пытается в стеб и иронию, чтобы снизить градус напряжения, разрядить обстановку, как это могли сделать Тарантино или раздолбаи-режиссеры 80-х, или в полный сюр, как у Линча, но с почти серьезным лицом представляет некоторые клише как высшую точку кульминации. Тем не менее фильм является прямо-таки энциклопедией женских (и не только) страхов, когда с твоим телом происходит что-то не то, оно уродуется, распадается, и нужно до последнего пытаться это скрывать, замазывать, заклеивать. Обилие таких деталей вполне способно шокировать зрителя, пропустившего пласт подобных ужастиков 80-х.

Что же мы видим под спущенной вуалью? Женскую трагическую вариацию фантастической комедии «Назад в будущее». Это ведь давняя несбыточная мечта людей – вернуться в прошлое, чтобы что-то исправить или пережить заново так же ярко, поймать за хвост те успех и энергию, которые дает молодость, только здесь прошлое приходит само в виде «лучшей версии тебя» и живет с тобой параллельно. При этом всегда находятся причины, почему такой мечте лучше не сбываться. Общий знаменатель которых – это нарушение баланса. Баланса с природой, собой или пространственно-временным континуумом. Мечты об идеале остаются в прошлом и превращаются в месиво, если их пытаются оттуда достать. Слишком много времени прошло, а новостей об эликсире вечной молодости все нет. Остается только смириться, что этому миру никогда не стать совершенным, принять его недостатки как должное.

Ах, да, еще один вопросик. Как героиня так легко разобралась во всех этих секретных технологиях, опираясь на суперлаконичные инструкции? Звездами ТВ не становятся без медицинских познаний? И швец, и перепланировщик. Такой, конечно, никакой рукастый сосед не нужен. Можно отлично проводить время вместе со своей второй личностью – не всегда весело, но и совсем не скучно. (А тут в стиле режиссера следует пояснить, что истории жизни героини можно было бы добавить глубины и объемности, сократив очевидную образность).

Личная оценка: 7.2.

Оценка на Кинопоиске: 7.3

Оценка на IMDb: 7.9.

«Субстанция»: назад в прошлое.
1515
11
5 комментариев

Самобытное кинцо, такое выходит нечасто

1

Офигенный фильм. Просто офигенный и всё.
На последний вопрос есть вероятный ответ: она всю жизнь в фитнесе и пластических операциях (на это намек с родимыми пятном). Чего она только с собой не делала и чего только не колола. Тем более, что самое страшное приходится делать с "чужим" телом.

1

Соглашусь, что можно так объяснить. Но все же хотелось бы побольше узнать о ее прошлом, почему она всегда одна, где любые родственники, друзья. На мой взгляд, в этом упущение неопытного автора.

Для бабульки у нее нормальное тело, просто признать, что начинается новый этап ее жизни она не смогла. Видимо думала до старости будет на фитнесе плясать. Есть офигенный сериал про фитнес у эпла, вот там темы женской силы и проблем гораздо сильнее.