Строго на запад - Шекспир в седле

Предисловие

Red Dead Redemption 2 уже вышла и все желающие (кроме тех, кто ждет дисковую версию) изучают проработанность конских гениталий и активно участвуют в войне оценок на MetaCritic. Самое время немного отдохнуть от суровых бандитских будней: протрите уставшие после бессонных ночей глаза и поскорее запрыгивайте в седло - пора отправляться в путь. Курс мы сегодня держим строго на запад, и хочу предупредить, что в дороге Вас будут ждать СПОЙЛЕРЫ. Готовы? Тогда поехали.

Строго на запад - Шекспир в седле

Противопоставляя героев

С первых минут нас знакомят с главными героями: юношей по имени Джей и проводником по имени Сайлас. Отличия между ними видны невооруженным глазом: Джей - молодой парнишка из богатой семьи, отправившийся в Америку из Шотландии на поиски своей возлюбленной. «Дикий Запад» для него так же далек, неизведан и холоден, как и звёзды, за которыми он любит наблюдать. С самого начала становится ясно: ему здесь не место. Он слишком добрый, искренний, наивный, в нем через край бьет юношеский максимализм, а желание во что бы то ни было добраться до Роуз, мешает ему трезво оценивать обстановку.
«Агнец божий, среди голодных волков, он каким-то чудом был жив» - именно так описывает его закадровый голос, обладателем которого оказывается Сайлас - опытный охотник за головами, один из немногих, оставшихся в живых. Ранее он состоял в банде Пейна, но, по неуказанным причинам (сдается мне, он просто не захотел делить с ними прибыль) покинул её. Джею он представляется проводником, готовым за 100$ доставить его в целости и сохранности в нужное место. На самом деле, он, как и все вокруг, кроме паренька, знает про объявленную награду за голову Роуз и ее отца в размере 2000$ и использует Джея, чтобы тот привел его прямиком к их убежищу.

Герои смотрят на окружающую реальность с диаметрально противоположных точек зрения: для одного из них любовь дороже жизни, а человеческая жизнь является ценной. Второй же не боится замарать руки в крови, если того требует ситуация и если за это можно получить хорошую сумму денег. «Я хочу сказать, что кроме желания выжить есть еще много хорошего» - говорит Джей во время одной из стоянок. «Да, есть еще смерть» - парирует Сайлас. Тем не менее, несмотря на его кровавое прошлое, суровый нрав и способность сохранять хладнокровное мышление в сложных ситуациях, сценарист не превращает его в монстра. Достаточно вспомнить сцену, в которой он возвращает Джею лошадь, ранее украденную Вернером. Сайлас говорит, что не стал убивать его, потому что того не требовала ситуация (почему это не ложь - поговорим позже). Да и в целом за весь фильм он никогда не начинал перестрелку по своей воле.

«Паренек был чудной, смотрел на все как-то иначе. Для него мы чуть ли не землю обетованную топтали. А по мне так переверни любой камень – из-под него вылезет головорез, готовый всадить тебе нож в сердце за рваный доллар»

Строго на запад - Шекспир в седле

Шекспир и одержимость

Нет, вам не показалось - несмотря на то, что фильм является вестерном, ключевую роль в нем играет именно любовная линия. Не знаю, чем обусловлена любовь сценариста к Шекспиру, но многие эпизоды отсылают к его знаменитой трагедии «Ромео и Джульетта». Парень и девушка, которые никогда не смогут быть вместе, хоть здесь это и обусловлено не длительной враждой, а разностью в достатке. Во время одного из воспоминаний Джея мы слышим «У бурных чувств неистовый конец». Эту фразу произносит возлюбленная главного героя и даже не представляет, насколько пророческими оказываются эти слова - сильное, хоть и невзаимное чувство приводит героя к смерти, причем от рук своей любимой. До Шекспира не дотянул разве что финал, оказавшийся гораздо менее трагичным.

Тем не менее, фильм не является исключительно мелодрамой. Тема одержимости бурной подростковой любовью перекликается с одержимостью деньгами. Другой вопрос, поднимаемый в фильме: «ради чего стоит жить?». Это отлично видно, если сделать треугольник из основных действующих лиц: Джей, который одержим любовью, Сайлас и банда головорезов, живущая исключительно ради наживы, и Роуз с отцом и своим возлюбленным, вынужденные прятаться в другой стране, опасаясь каждого стука в дверь. Истина, как всегда, оказывается где-то посередине - максимализм не приводит ни к чему хорошему, а на Диком Западе и вовсе грозит смертью. Вот и выживают в итоге Роуз и Сайлас, к концу путешествия сумевший понять фразу Джея о том, что жизнь - это не только попытки выжить.

Роуз, её отец и любимый
Роуз, её отец и любимый

Эстетика смерти

Сказать, что в фильме мало экшен сцен - не сказать ничего, потому что их всего три, да и то одну из них с натяжкой можно назвать таковой. Конечно, это окупается уже привычной для вестернов сценой массовой перестрелки в конце, в результате которой погибает большинство героев. Но этого сценаристу было мало, и он решил пойти куда более интересным путём. Каждая смерть в фильме что-то значит и обязательно двигает сюжет вперёд. Здесь нет ни единого убийства ради галочки, для того, чтобы повеселить зрителя и показать, какое количество бутафорской крови смогла себе позволить съемочная группа (привет, Квентин). Подчеркивается это не только тем, что камера на несколько секунд задерживается на каждом убитом персонаже. В конце фильма, перед титрами, нам показывают нарезку из этих посмертных масок (именно оттуда внимательный зритель может узнать, что Сайлас действительно не убил Вернера), показывая, через что пришлось пройти героям перед тем, как они обрели своё право на тихую и счастливую жизнь.

Красота природы и саундтрек

Как вы уже могли понять - «Строго на запад» - далеко не про экшен, да и оригинальное название «Slow West» куда лучше описывает ритм картины. Далеко не на последнем месте среди жанров, к которым можно отнести фильм, значится road-movie. Большую часть картины герои проводят в пути, всего пару раз прерываясь на стоянки. Для того, чтобы сделать такую историю интересной, должны постараться не только актеры, но и съемочная бригада и здесь она выложилась на 100%. Оператор то и дело подбирает интересные ракурсы, умудряясь совмещать в кадре красоту окружающей природы и главных героев. Дополняет атмосферу и саундтрек, написанный композитором Джедом Курзелем - расслабляя зрителя во время путешествия и наоборот, добавляя напряжения во время передряг, в которые попадают герои. Впрочем, некоторые композиции прекрасно себя чувствуют и отдельно от фильма - не знаю как вы, а я добавил несколько мелодий в свой плейлист.

Строго на запад - Шекспир в седле

Актёрский состав

Когда большую часть времени нам показывают поездку главных героев на лошадях и акцентируют внимание на взаимодействии между ними, многое держится на актерах. На первый план, конечно, выходит Майкл Фассбендер, сыгравший Сайласа. Я думаю, не стоит объяснять, насколько Фассбендер хорош в последнее время, чего стоит фильм «Джобс» или роль андроида-злодея в «Прометее» и последнем «Чужом». Здесь он тоже прекрасно справился со своей задачей: за изменениями в характере Сайласа интересно следить, и если в начале он кажется персонажем отрицательным, то в конце ты искренне переживаешь за его судьбу, молясь, чтобы его не зацепила шальная пуля.

В роли Джея выступил 19-летний Коди Смит-Макфи, начавший свою актерскую карьеру в 10 лет. Я действительно рад, что этого парня заметили, и вы могли увидеть его в более известных фильмах, таких как «Люди Икс: Апокалипсис», например. С ролью Джея он справился на 100% - поначалу он даже раздражает своей наивностью и попытками разговорить угрюмого попутчика, однако, чем дольше за ним следишь, тем больше начинаешь ему сопереживать. Конечно, сцена его смерти излишне гипертрофирована: пуля, прошедшая недалеко от сердца и соль, просыпавшаяся на эту рану после того, как пуля разнесла в клочья солонку, а Джей увидел, как Роуз целует своего любимого. Но это не делает ее менее трагичной - ведь к концу фильма ты привязываешься к нему так же сильно, как и Сайлас. И если для него он стал проводником в мирную жизнь, то до зрителя он доносит следующую мысль: если ты искренне веришь в свою цель, то обязательно сможешь до нее добраться, чего бы это ни стоило - главное не потерять голову, когда ты будешь близко к ней.

Нескольких слов достоин и Бен Мендельсон, исполнивший роль главаря шайки бандитов с говорящим прозвищем "Пейн". Пускай его фраза "Kill that house" запоминается меньше, чем легендарная "Bring me everyone", а в фильме ему досталось не так уж много экранного времени - это не помешало актеру сделать своего персонажа ярким и харизматичным.

Бутылка абсента - предложение от которого нельзя отказаться
Бутылка абсента - предложение от которого нельзя отказаться

Подводя итог

Перед тем, как взяться за эту статью, я пересмотрел фильм и пролистал несколько рецензий и отзывы на кинопоиске, и заметил, что в большинстве из них говорится о перерождении Сайласа, о неторопливом ритме и ситуациях, в которых героям приходится делать сложный моральный выбор. Именно поэтому я постарался заострить внимание на других немаловажных аспектах, на которых строится данный фильм, и именно по этой причине не получилось обойтись без спойлеров.

На мой взгляд «Строго на Запад» является не только отличным вестерном, но и прекрасным примером того, как можно интересно подать простую, но искреннюю историю. В конце концов, не так часто Шекспировские мотивы оборачивают в сеттинг Дикого Запада. Авторы пошли на определенный риск, хоть фильм и не стал слишком известен среди широких масс, это не делает его менее хорошим. Вместе с тем, хотелось бы увидеть Ваше мнение относительно этого фильма в комментариях.

1111
13 комментариев

Сначала прочитал "юношей по имени Джейн"

3

все, кароч, объявляйте месяц вестерна, он уже все равно начался

а фильм топ, смотрел давно, помню только что очень атмосферный и эстетически красивый

1

Вестернам в обычное время не так уж много внимания уделяется, так что почему бы не использовать момент, когда к жанру привлекают внимание сами RockStar?

Фассбендера я люблю, еще с прошлой подборки взял на карандашик фильм.
Как-нибудь обязательно посмотрю.
Держу в курсе.

1

При любви к вестернам и Фассбендеру данный фильм строго обязателен к просмотру
В комментариях к прошлой статье мне знатную подборку вестернов для следующих статей подкинули - если хочешь что-то предложить - пиши.

Из статьи следовало бы убрать хорошенький такой спойлер.

Тем кто не смотрел, он может испортить момент, т.к был реально неожиданный и ошарашил меня. Знай я об этом моменте эффект был бы почти нулевой.

А так фильм интересный, а Фассбендер как всегда хорош.

1

Ты сейчас про концовку?
Просто, имхо, если убирать ее - придется убирать и весь отрывок про Шекспира в фильме. Поэтому в начале есть предупреждение о спойлерах, а в конце я постарался объяснить, по какой причине они есть в статье