«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Плотоядные «колобки» запустили карьеру Леонардо ДиКаприо, но сами продержались всего четыре части.

Из космической тюрьмы, в которой содержатся только самые опасные преступники Галактики, сбегают восемь крайтов — невероятно злобных плотоядных тварей, похожих на ежей. Они угоняют звездолёт и направляют его к Земле, жители которой совсем недавно добрались до Луны и ещё даже не подозревают о существовании иных цивилизаций.

«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

По следу крайтов отправляются два охотника за головами с большими пушками и способностью к мимикрии — они могут принять форму любого существа, просто посмотрев на него.

Но прежде, чем охотники добираются до Земли, крайты уже успевают взять в осаду ферму семейства Браунов неподалёку от маленького города Гроверз Бенд, что в Канзасе. Так начинался один из культовых фильмов ужасов 80-х, положивший начало целой серии.

Плотоядные колобки

Крайты — маленькие шарики ненависти, которые выглядели и смешно, и угрожающе одновременно. Они могли кататься, как колобки, стрелять отравленными иглами и увеличиваться в размерах пропорционально количеству съеденного мяса. Один из них к концу фильма, объевшись курицы, становился размером с медведя.

Автор фильма, молодой режиссёр-дебютант Стивен Херек, специально задумал крайтов как можно более нелепыми, потому что с самого начала хотел снять не столько фильм ужасов, сколько пародию на жанр.

Я очень не люблю хорроры. Они пугают меня. Я хотел сделать оммаж, пародию, которую мне было бы комфортно снимать. «Зубастики» изначально задумывались как что-то низкобюджетное. Я снял этот фильм в сжатые сроки и многому научился на своих ошибках.

Стивен Херек,, режиссёр «Зубастиков»
«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Воплощением образа зубастиков занялись Стивен, Чарльз и Эдвард Чиодо, три брата, которые специализировались на создании различных киномонстров для Голливуда. Они хотели сделать что-то одновременно неприятное, жуткое и пушистое. Перебрали множество вариантов, пока не вспомнили про Таза из мультсериала «Тасманский дьявол», у которого был огромный рот размером со всё тело и маленькие руки с ногами. Такими же чертами в итоге они наделили и зубастиков.

Мы сделали куклы, которые можно было надевать на руку. Человек при этом прятался за стеной, в которой была дырка, либо за креслом или диваном.

Эдвард Чиодо, один из создателей кукол зубастиков

Губы, глаза и брови зубастиков со спрятанными в них моторчиками контролировались отдельно другим человеком с помощью специального пульта.

Братья Чиодо, создавшие зубастиков
Братья Чиодо, создавшие зубастиков

Первый фильм серии вышел в 1986 году и собрал неплохую кассу. При бюджете в два миллиона долларов он заработал в США 13,2 миллиона. Но из-за того, что двумя годами ранее уже вышел другой комедийный фильм ужасов про маленьких злобных существ — «Гремлины» — многие посчитали, что «Зубастики» были сняты лишь для того, чтобы паразитировать на волне чужого успеха. Хотя на самом деле сценарий для «Зубастиков» был написан гораздо раньше, чем начались съёмки «Гремлинов».

Я и не думал, что фильм получится. Я был горд тем, что сделал «Зубастиков», но никогда не рассматривал их как нечто большее, нежели просто забавный небольшой фильм.

New Line Cinema предложили мне заняться продолжением, но они хотели, чтобы я потратил на него столько же денег, сколько и на первую часть. У меня была идея для продолжения, но студия на неё не согласилась, а повторяться я не хотел.

Стивен Херек, режиссёр «Зубастиков»

В итоге, дальше франшиза стала развиваться без Стивена Херека. Он ушёл снимать другие фильмы. Среди его самых известных работ — «Могучие утята» (1992), «Три мушкетёра» (1993) и «101 далматинец» (1996).

«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Первые «Зубастики» запомнились несколькими вещами. Во-первых, невероятно удачным образом самих крайтов. Во-вторых, для фильма были неплохо подобраны актёры.

Одного из инопланетян-охотников по имени Аг играл певец и завсегдатай бродвейских мюзиклов Теренс Манн. А роль главного героя фильма, мальчика Брэда Брауна, исполнил Скотт Граймс, который сейчас озвучивает Стива Смита в мультсериале «Американский папаша». А ещё в «Зубастиках» засветился молодой Билли Зейн. Ему досталась роль парня, которого сожрали первым.

Билли Зейн и зубастик, поедающий его
Билли Зейн и зубастик, поедающий его

В конце первого фильма Брауны, объединившись с инопланетными охотниками, убивали всех крайтов. Однако затем выяснялось, что прожорливые твари успели отложить в укромном месте несколько яиц. Это был задел на сиквел «Зубастики 2: Основное блюдо», который вышел спустя два года.

Продолжение истории

Если в первой картине зубастиков было только восемь, а все основные события происходили в одном доме, то во второй части прожорливых колобков были уже сотни, а терроризировали они целый город — жрали людей на улицах, грызли провода, атаковали закусочную. При этом фильм ещё меньше напоминал ужастик. Кровожадные убийцы часто вели себя как герои мультфильмов — смешно разговаривали и издавали забавные звуки, когда получали по голове.

«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Продюсеры хотели картину для всей семьи с рейтингом PG-13. И раз я ранее писал сценарии для таких проектов Стивена Спилберга, как «Удивительные истории» и «Батарейки в комплект не входят», то меня и попросили снять вторую часть.

Они надеялись, что благодаря мне у фильма будет та особая «спилберговская» магия. И я, в общем-то, не сопротивлялся, но всё таки пропихнул в картину сцену с журналом Playboy. Мы балансировали на грани между жестокостью и обнажёнкой. И при этом из фильма почти ничего не вырезали.

Мик Гаррис, режиссёр «Зубастиков 2: Основного блюда»
«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Касательно сцены с Playboy — в фильме был момент, когда один из инопланетян-охотников находил журнал для взрослых и принимал форму девушки с обложки. Формы у девицы были настолько пышными, что космическая одежда на инопланетянине рвалась по швам и падала на землю.

«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Роль этой девушки сыграла канадская фотомодель Роксэнн Кернохан, погибшая в автомобильной аварии через пять лет после выхода фильма.

Роксэнн играла у нас модель из Playboy, хотя на самом деле для журнала этого она не снималась. Роксэнн была крутой. Настоящий боец! День, когда мы снимали, как она голая с инопланетной пушкой идёт по полю, был самым холодным днём в Южной Калифорнии за сотню лет. И она спокойно всё отыграла.

У неё был богатый комедийный талант. Это она придумала ту сцену, в которой инопланетянин в её образе после бойни в закусочной выходит со стаканом газировки и пытается понять, как с помощью человеческих губ поймать соломинку.

Мик Гаррис, режиссёр «Зубастиков 2: Основного блюда»
«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Зачастую в кадре присутствовали десятки зубастиков. Свернувшись в клубки, они передвигались по полю. Чтобы снять такие сцены, авторы шли на разные ухищрения.

Порой члены съёмочной группы, стоявшие за кадром, швыряли эти мохнатые мячики, и они катились перед камерой. А ещё мы использовали мотовездеход. С помощью едва заметной лески он брал всех этих зубастиков на буксир и тащил их за собой. Выглядело, будто зубастики сами куда-то катятся.

Мик Гаррис, режиссёр «Зубастиков 2: Основного блюда»

Самой сложной сценой фильма стала кульминация, когда сотни зубастиков собрались в один гигантской шар, и покатились по городу, обгладывая всякого, кто окажется у них на пути.

Для съёмок этой сцены было создано два огромных шара размером с дом. Один был просто надувным. Его толкали, и он катился и прыгал. Второй шар был сложной конструкцией из металла и проводов. На его корпусе находились морды зубастиков, которые в кадре должны были открывать и закрывать рты.

Этот второй шар был очень тяжёлым. Когда мы его катили, он постоянно отклонялся от курса и сбивал кого-нибудь. Однажды ночью мы запустили этот механический шар, напичканный проводами, покатили его через город, и внезапно в нём закоротило проводку. Вспыхнуло пламя.

Мне пришлось залезть внутрь этого пылающего шара из зубастиков, чтобы отключить питание. А там всё в дыму, причём ядовитом таком дыму — шар-то этот в основном был сделан из пенопласта. Короче, после того как пожар потушили, меня увезли в больницу, проверить, не отравился ли я токсичным газом. Но всё обошлось.

Эдвард Чиодо, один из создателей кукол зубастиков
«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Только для домашнего проката

Спустя три года, в 91-м, вышла третья часть «Зубастиков». В кинотеатры фильм не попал, ограничившись домашним прокатом. От оригинального актёрского состава остался лишь Дон Оппер, игравший роль Чарли, который за первые два фильма прошёл путь от городского алкоголика-недотёпы до космического охотника и шерифа. Местом действия в этот раз был уже не Гроверз-Бенд, а многоэтажный дом посреди большого города, в который случайно попали последние яйца зубастиков.

Картина многим не понравилась за то, что она никак не развивала вселенную франшизы, хотя забавных сцен с участием зубастиков там по-прежнему хватало. Плюс, это исторически первый фильм, в котором снялся юный Леонардо ДиКаприо, пусть сам он о таком опыте предпочитает не вспоминать.

Юный Леонардо Дикаприо на съёмочной площадке своего первого фильма
Юный Леонардо Дикаприо на съёмочной площадке своего первого фильма

Четвёртая картина вышла спустя год и также миновала кинотеатры. Сюжет рассказывал о том, как в середине XXI века два последних яйца крайтов попали на заброшенную космическую станцию.

Эта лента окончательно поставила точку в истории франшизы, но сделала это без помпы. Бюджет был настолько мал, что сами зубастики появлялись только во второй половине фильма и очень редко делали то, за что их ценили — они почти никого не сожрали.

«Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х

Изначально мы хотели, чтобы зубастиков было много. Мы сделали целый набор тварей. Четвёртая часть задумывалась очень тяжёлой и взрослой. Но потом фильм стали переписывать, чтобы он стал более детским. А у нас уже не было ни денег, ни времени на то, чтобы переделывать монстров под юношескую аудиторию. Поэтому в четвёртых «Зубастиках» так мало… зубастиков.

Эдвард Чиодо, один из создателей кукол зубастиков

Сейчас «Зубастики» — это наследие киноиндустрии 80-х. Пример того, как можно создать яркого монстра без использования компьютерной графики. У франшизы до сих пор много поклонников, которые охотятся за куклами зубастиков, снимавшихся в оригинальных фильмах, собираются на конвенты и снимают фанатские короткометражки. Так, например, в 2014 году вышла 7-минутная лента «Зубастики: Охотник за головами».

Фанатский короткометражный фильм.

Впрочем, надежда на полноценное возвращение зубастиков ещё есть. В начале года стало известно, что Warner Bros. заказала производство веб-сериала про них, каждый эпизод которого будет длиться 10 минут. Когда он выйдет — неизвестно, но в интернете уже есть кадры со съёмочной площадки.

109109
36 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Сиськи в статье — это прекрасно.

41
Ответить

Тсссс, только никому не говори)

Ответить

и ещё один ужас детства))

14
Ответить
3
Ответить

Спасибо. Подрочил.

Ответить

Ябвдул.

Ответить