Авторская анимация в 2024
Всем здарова! Я учусь на художника-аниматора, и в последние несколько лет мы смотрим тонны мультиков. Я заметил среди них занимательную тендецию, о которой сегодня и расскажу. Коротко!
(о том, где посмотреть авторскую анимацию сейчас – в конце статьи).
АНДЕРГРАУНД VS ПОПСА
Начнём с общепринятого разделения. В анимационной среде принято говорить о коммерческой и фестивальной анимации.
Коммерческая – чаще всего либо-либо:
1. Сериалы, сделанные с расчётом на тупость детей, которые показывают по телеку
2. Полный метр, который крутят в кинотеатрах и постеры к которому висят на улицах вашего города.
Авторы коммерческой рассчитывают на большие охваты, успех у массовой аудитории и прибыль.
Фестивальная анимация – это противоположность коммерческой. Описать ее можно как-то так:
- Короткометражные мультики (1-15 мин в среднем)
- Показывают за закрытыми дверями на маленьких фестивалях по всему миру
- «Охват аудитории» крошечный
- Половина делается без финансирования, за тарелку манной каши и компот
- Расчёт идёт на успех у умных критиков в пенсне, награды, регалии и прочее
- За редким исключением, ни о каких деньгах тут речь не идёт, и режиссёр авторской анимации беден, как церковная мышь
Результат всего вышеперечисленного – полная анархия.
Поскольку показывают эти мультики (именуемые кстати гордым словом «фильмы») на фестивалях – идут они один за одним где-то по 3 часа подряд.
3 часа беспорядочного стилистического и тематического месива на экране.
…Но такое ли оно беспорядочное?
ПОВЕСТКА: ОБРАЗЫ
То, что я дальше скажу звучит очень странно и нелогично, и я сам, в общем-то, до сих пор не могу к этому привыкнуть.
На фестивалях (в большей степени это проявляется на западных), где-то 50-70% программы составляют мультики, в основе которых лежат всякие прогрессивные идеи.
А именно:
- Феминизм
- Гендерная идентичность
- Сексуальность
- 4 буквы которые в России нельзя называть
Прибавьте к этому эротику, эпатаж, чрезвычайный натурализм в рисовке, максимально вычурные образы и получите портрет «фестивального мультика», который однажды чётко сформулировала моя жена, посмотрев на всё это дело со стороны:
Ну эти твои мультики авторские. Где мужики друг друга топором ебут и так далее...
Если бы вы знали, насколько это точная характеристика, вы бы расплакались. Видели недавно скандал с открытием Олимпиады? С тайной вечерей, трансами, содомией и всем таким?
Мы это каждый фестиваль смотрим часами напролёт, только в нарисованном виде.
Бесконечный половой секс, трение влагалищ, размазывание соплей по жопе, рыба, вылезающая из утробы женщины, облизывание жирных мужских сисек, стоны, охи, ахи, пердёж, нежное отгрызание и поедание грязных ногтей, непрозрачные аллюзии на сексуальные действия, минеты, пенетрации, кунилингусы…
Одним словом – разврат!
Особенно часто встречаются облизывание, натирание, покусывание и нежное поглаживание тех или иных поверхностей/объектов/существ.
Всё это встречается настолько часто, что бывалые люди даже бровью не поведут. Никто даже не заостряет внимание на том, что это немного странно, необоснованно или мерзко.
ПОВЕСТКА: СОДЕРЖАНИЕ
Если затрагивать не образы, а темы, идеи и сюжетные завязки – вот типичные мотивы:
- Непонятые геи
- Затравленные лесбиянки
- Бедные дети, которым родители навязывают гендерные стереотипы
- Мерзкие похотливые мужики, норовящие всех изнасиловать, принудить к чему-то или унизить
- Антропоморфные животные, которые не могут понять себя/разобраться со своей сексуальной ориентацией
- Юные девушки «изучающие свою сексуальность» (на практике – трогающие свои письки крупным планом со стонами, или фантазирующие о каких-нибудь распускающихся цветках цветках из плоти, на которые огромный банан спускает сок и пр.)
Я ещё раз хочу отметить, что всё это – не преувеличение.
Это не какие-то специфические фестивали, не категории для «увлекающихся». Это вот современные реалии авторской анимации, в среднем половина фестивальной программы будет такая.
Порой сидишь, глядя на очередной огромный хер на весь экран, по которому стекает мёд там, или ещё на какую-то чушь, и тоскуешь по НОРМАЛЬНЫМ историям. Ну, знаете. Которые бы представляли моё социальное большинство! – тупых белых похотливых гетеросексуальных цисгендерных мужиков.
(хентай не в счёт)
ЧТО НА ДЕЛЕ?
Поговорим о том, что эти мультики из себя представляют, если не брать во внимание «повестку».
Стоит отметить, что нарисованы они отлично.
Мультики, взятые на западный фестиваль – это всегда калейдоскоп каких-то художественных техник. Красиво, здорово, разнообразно. И 3D, и 2D, и нарисованные углём по бумаге, и смешанная техника, всё что хочешь! Художественное исполнение также на высоте.
Потому это всё и смотрят в профессиональных вузах.
Если говорить о режиссуре (сценарий, драматургия) то часто это, на мой взгляд, очень посредственно. Содержание «повесточных мультиков» (да и не только повесточных) исчерпывается тем, что на экране показывают красиво нарисованный хуй или какую-то вьющуюся сексуальную девочку.
Как правило, кроме визуала там смотреть не на что, а потому в голове они все воспринимаются как одна огромная каша из гениталий и стонов.
ПОЧЕМУ?
Мне сложно понять, почему ситуация именно такова. Есть следующие мысли:
1. Финансирование
Анимация в Европе, как и у нас, частично финансируется государством (кстати, у нас ещё уровень господдержки неплохой по мировым меркам. Да-да, не удивляйтесь).
Думаю, никто не будет спорить, что вышеописанные темы в данный момент стоят на повестке дня в Европе. Их обсуждают, о них спорят, существует общественная полемика. Ну а кто за женщину платит, тот её и танцует, поэтому анимация такая.
2. Интеллигенция
Авторской анимацией занимаются художники (кэп). Судя по качеству рисовки, художники где-то неплохо учились, мало какой самоучка так сможет. Значит, мы имеем дело с людьми с высшим образованием, которые ещё и получили его в Европе, которая в целом по достатку впереди планеты всей.
Отсюда интерес к больным вопросам современности, к передовым социальным веяниям и т.д.
3. Женщины
Наверное, подавляющее большинство режиссёров авторской анимации – это женщины 25-45 лет. (В России, кстати, то же самое). Отсюда феминистические мотивы в творчестве.
Тем не менее, всё это не объясняет, почему такие мультики получили широкое распространение именно сейчас, а не в 00-х, 90-х или 80-х…
Я правда не знаю. Есть идеи?
ДРУГОЕ?
Я, конечно, я здесь не чтобы сидеть пердеть про гнусных пиндосов и их тлетворное влияние на умы бедных россиян.
1. В какой-то степени «повесточкизация» анимации может быть нормальным процессом. После долго периода табуирования бла-бла-бла творцы смогли наконец нарисовать пипиську бла-бла-бла. Может, это всё – в рамках обычного развития культуры, я не спорю.
2. Не вся авторская анимация такая. Вообще, авторская анимация – по-прежнему глоток свежего воздуха для любителей искусства, особенно после бесконечного однотипного аниме и дебильных сериалов по телевизору, и, при желании, там всё равно можно обрести няшное и уютное пристанище.
Просто надо отбирать внимательнее!
МЕРЗОСТЬ! (А ЕСТЬ ФУЛ?)
В заключение хочу сказать, что авторская анимация – штука редкая, широкой аудитории неизвестная (банально некому и не на что её рекламировать) и это очень печально. Фильмы здесь появляются из ниоткуда и уходят в никуда, а просмотры в пол-миллиона на ютубе за, например, 10 лет, считаются результатом аномальным.
В этой связи хочу всем интересующимся подсказать, где же посмотреть всю эту содомию, паркур и голые сиськи, а также просто хорошие артхаусные мультфильмы, если вам это интересно:
Первым делом, рекомендую вам ламповый тг-канал Павла Шведова. У него есть некоторая избыточная фиксация на воук-теме, но в целом как источник актуальных новостей и интересных тайтлов из мира авторской анимации – идеально.
Далее, поинтересуйтесь, нет ли вокруг вас анимационных фестивалей. Чаще всего они проходят в формате офлайн – вот лучшие из них:
- ОРФАК (г. Суздаль)
- Бессонница (Калужская область)
- Анимур (г. Хабаровск)
- Кинопроба (г. Екатеринбург)
Плюс в том, что почти везде вход простым смертным бесплатный. Минус – фестиваль бывает раз в год и до него ещё надо добраться, поэтому ездят туда в основном сами аниматоры и сильно заинтересованные люди.
Если же вы мамин хиккан с DTF, для вас есть отличный вариант – БФМ, Большой Фестиваль Мультфильмов. Он проходит онлайн, где-то в октябре. Просмотр платный (ребята берут деньги не просто так, это сложная работа, аккумулировать и отбирать сотни фильмов со всего мира каждый год)
Ежели вы мамин хиккан с DTF, да ещё, допустим, нищуган – заходите в паблик Авторская Анимация в ВК и ищите там в видосах. Лежит уйма всего.
А главное - вот полезный пост в телеге, где можно найти всю любопытную информацию по теме.
Такие мысли.