КАК ИСПОРТИТЬ АННУ КАРЕНИНУ

Сравнение двух киноверсий бессмертного романа

Анна Каренина курильщика в исполнении Елизаветы Боярской в сериале К. Шахназарова
Анна Каренина курильщика в исполнении Елизаветы Боярской в сериале К. Шахназарова
На мой взгляд, Кира Найтли сыграла Каренину даже лучше Самойловой
На мой взгляд, Кира Найтли сыграла Каренину даже лучше Самойловой

В предыдущем посте я как раз писала о двух формах экранизации: буквальном прочтении и переосмыслении.

Кажется, я забыла о главном: надо понять кто "читает" книгу на экране.

Вот Карен Шахназаров на первый взгляд сделал картину "переосмысление". Его работа так и называется "Анна Каренина. История Вронского". По сюжету уже взрослый сын Анны попадает на поля сражений во времена Русско-Японской войны. Где он знакомится с Вронским, который рассказывает свою историю отношений с Анной.

Ну это так заявлено, конечно, дальше история просто по буквам повторяет исходник и никакой истории Вронского там нет. Разве что полностью вырвали страницы, посвященные линии Китти и Левина.

На главную роль взяли Лизу Боярскую, чье отрицательное обаяние и малоэмоциональная игра меня ввергает в полное изумление от фильма к фильму.

Фрилансеры обсуждают свою зимовку на Бали

Джо Райт решил переместить Анну Каренину на театральные подмостки. Москва и Петербург, ресторан и присутственное место - все это лишь декорации на сцене.

Анна Каренина в детской сына Сережи
Анна Каренина в детской сына Сережи

Но главное, что сделал Джо Райт - это помог своим артистам по-настоящему прожить эту историю. Не просто окартинил текст, не просто воплотил на экране дословно то, что написал Толстой. Он пропустил текст через себя и получилась страстная, яркая история.

Сравним хотя бы сцену бала.

Это бал, когда между Карениной и Вронский вспыхнула искра. Напомню, что танцевали они мазурку - легкий ни к чему не обязывающий танец, где пары постоянно меняются партнерами.

Каренина и Вронский танцуют, ни с кем не меняясь, и в глазах общества - это практически публичный поцелуй. Посмотрите как этот танец "страстно" изобразил Шахназаров.

Ну чисто выпускники на школьном балу

Райт отпускает свою фантазию на волю и мы действительно получаем интимный и сексуальный танец, достойный осуждения.

Под эту музыку танцевала наша Евгения Медведева на Олимпиаде 2018

После этого бала между Китти и Вронским все кончено, потому что Китти имела виды на этот танец, она ждала, что в этот момент Вронский скажет ей самые главные слова. Посмотрите на Китти, раненную предательством Вронского ... И перешептывание сплетниц на балу - у Шахназарова:

Здесь нужен смайлик с каменным лицом статуи с Острова Пасхи

И какое осуждение света и отчаяние Китти - у Райта (в исполнении Алисии Викандер).

У Шахназарова камера неспешно проплывает мимо сплетниц. У Райта - камера крутится в вихре, повторяя движения пары Каренина-Вронский и показывая субъективные ощущения Анны. В романе она уже на этом моменте чувствует жгучий стыд, неправильность ситуации. Поэтому стремительно покидает Москву.

Следующая моя любимая сцена - сцена скачек.

В хороших произведениях отдельные сцены метафорически дублируют и воспроизводят общий сюжет романа. В Анне Карениной сюжет "Красивый мужчина погубил преданную ему женщину" проигрывается в эпизоде со скачками.

Вронский выходит на них со своей любимой лошадью Фру-Фру (как писала Татьяна Толстая, название символично, слово как будто сломано посередине, как будет сломан хребет лошади во время скачек).

Вронский обожает Фру-Фру, Анна даже ревниво спрашивает: ты меня любишь больше всех? Больше чем Фру-фру?

Но в соревновательном азарте Вронский, забыв обо всем, делает одно неловкое движение. Лошадь падает - без всякой надежды встать.

Вронский погубил свою лошадь и вынужден ее пристрелить, глядя в ее карие (как и у Карениной) глаза. То же самое произойдет и с Анной.

Итак, как решена эта сцена у Шахназарова:

Во-первых, как же чудовищно дешевит сцену эта музыка и это слоумо.

Во-вторых, где Каренина? Где Вронский? Зачем нам нужны эти безлики всадники? Где динамика и острота?

Сравните как сделано у Джо Райта:

Просто потрясающе. Начало гонки в - тотальной тишине. Слышен лишь звук веера Анны. Каренин все понимает, глядя на ее реакции (кажется в книге тоже было что то про пульсирующую венку на ее шее, которую он примечает).

Нам не показывают скачки. Нам рассказывают историю любовного треугольника.

Дальше происходит то, ради чего весь этот эпизод затевался. Мы готовили Анну к разговору со своим мужем, этот нарыв зрел-зрел и назрел. Если до этого она пряталась за шутками и болтовней, уходила от искреннего разговора, то после этой сцены скрывать нечего. Реакция Анны на падение Вронского с лошади - говорит сама за себя.

.... ну или не говорит.

Абсолютно невнятное решение. Каренин здесь где-то на заднем фоне. Ну и упущено главное. Больше всего муж Анны, государственный человек, боится публичной огласки, позора (как для себя, так и для Анны). Райт не забыл об этой детали:

Анна выдала себя: если раньше общество подозревало ее в интрижке с Вронский, то теперь понятно: у них все по серьезнее. Легкая связь придала бы ей блеск. Но Анна отчаянно влюблена, болезненно - и это уже вызывает отвращение у окружающих.

***

Из последних попыток переосмыслить Анну Каренину - экранизация книги Павла Басинского: сериал "Анна К", который изначально готовился при поддержке Netflix, но потом по понятным причинам остался для национального рынка. Удачной ли получилась попытка - написала здесь.

Спасибо, что дочитали и простите за уебанский звук и качество видео.

3131
22 комментария

Как испортить Каренину

Взять унылую бимбу с бетонным лицом

11

прочитать её

6
1

Киномьюзикл по Анне Карениной норм, на 7/10 наверно, наши адаптации не смотрел, оригинальныая книжка херня переоцененная.

4
1

Щас бы ру кал смотреть от пропагандистов. Шахназаров это который щас по первому аналу призывает всех бомбить, сидя в студии с этими поехавшими долбоебами? Вротский кстати сосал у Бродского, я кончил можете банить

2
1

Минусы будут ? Давно уже пора, не все же очередную щеку подставлять.