В пьесе Булгакова первым, кто заявляет о том, что царь - не настоящий, является именно обокраденный патриарх, подбивший опричников на мятеж. В фильме этого эпизода нет — «царь» Бунша не принял татарского князя, так как Милославский объявил обеденный перерыв. Так что, и мятеж возникает из ничего, как бы сам собой, и становится непонятно, почему Буншу таки разоблачили... В пьесе также отсутствует сцена ареста и допроса царя. Милиция приезжает уже после возвращения царя в его время и арестовывает таки Буншу и Милославского вместе, а не по отдельности. Вообще, с этим эпизодом связано две исторических неточности - первая, когда Иван Грозный Ревель (Таллин) не брал. Во-первых, потому, что действительно не брал — осады города окончились безрезультатно.Во-вторых, потому, что Ревель — немецкое название Таллина, внедрённое при Петре I. На Руси город называли Колывань. Вторая - когда на допросе Иван называет год рождения "тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова", но это неправильно в двух смыслах. Во-первых, потому, что родился он в 1530 году. В 1533-м стал великим князем.Во-вторых, до 1700 года летоисчисление вели "от сотворения мира". И царь должен был назвать 7038 год. Но зрителям современного фильма это было бы ну уж совсем непонятно.
Лучшая комедия Гайдая, ставшая такой благодаря Булгакову.
Лучшая комедия ГайдаяЭто спорное утверждение. "Бриллиантовая рука" как минимум не хуже.
Мало кто знает, но даже у киношедевра Гайдая был свой литературный первоисточник, а именно - сатирическая пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова под коротким и ёмким названием - "Иван Васильевич".
Это только дикие люди не знают.
Ну, мой отец этого не знал
Очень хороший аналитический лонг на одну из моих любимых с детства комедий.
очередной шедевральный заголовок
Из комментариев к одному из изданий пьесы выписки из дневника жены.
Е. С. Булгакова записывает в "Дневнике":17 октября 1935. "Звонок из Реперткома в Сатиру (рассказывает Горчаков): Пять человек в Реперткоме читали пьесу, все искали, нет ли в ней чего подозрительного? Ничего не нашли. Замечательная фраза: "А нельзя ли, чтобы Иван Грозный сказал, что теперь лучше, чем тогда?" Двадцатого придется М. А. ехать туда с Горчаковым". 5 апреля 1936. "М. А. диктует исправления к "Ивану Васильевичу". Несколько дней назад Театр сатиры пригласил для переговоров. Они хотят выпускать пьесу, но боятся неизвестно чего. Просили о поправках. Горчаков придумал бог знает что: ввести в комедию пионерку, положительную. М. А. наотрез отказался. Идти по этой дешевой линии!" 11 мая 1936. "Репетиция "Ивана Васильевича" в гримах и костюмах. Без публики. По безвкусию и безобразию это редкостная постановка. Горчаков почему-то испугался, что роль Милославского (блестящий вор – как его задумал М. А.) слишком обаятельна и велел Полю сделать грим какого-то поросенка рыжего, с дефективными ушами. Хорошо играют Курихин и Кара-Дмитриев. Да, слабый, слабый режиссер Горчаков. И к тому же трус".13 мая 1936. "Генеральная без публики "Ивана Васильевича". (И это бывает – конечно, не у всех драматургов!) Впечатление от спектакля такое же безотрадное. Смотрели спектакль (кроме нашей семьи – М. А., Евгений и Сергей, Екатерина Ивановна и я) – Боярский, Ангаров из ЦК партии, и к концу пьесы, даже не снимая пальто, держа в руках фуражку и портфель, вошел в зал Фурер, – кажется, он из МК партии.Немедленно после спектакля пьеса была запрещена. Горчаков передал, что Фурер тут же сказал: – Ставить не советую".