Измена физическая и эмоциональная: анатомия ревности и предательства. Психологический разбор фильма "Прошлой ночью в Нью-Йорке"
В каждом браке случаются проблемы, с течением времени они неизбежны, но что может лежать в их основе? Неуверенность, поспешные решения, небрежность, ревность, измены? Такие феномены супружеской жизни, как ревность и измена, являются очень сложными для изучения. Тема ревности очень близка к теме измены, так как они взаимосвязаны. Существуют различные определения этих терминов. Рене Декарт полагал, что ревность - это вид страха при желании сохранить за собой обладание каким-нибудь благом. Так, по другим источникам ревность определяют как страстную недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности в любви.
Ревность может появиться в результате измены, или намека на неё, или быть попыткой предотвратить или избежать измену, а еще она возникает в результате неуверенности в себе. Низкая самооценка, невротический фон, патологические фантазии - всё это может стать причиной возникновения столь неприятного чувства как ревность.
Термин "измена" некоторыми авторами определяется как акт агрессии на супружеский союз, как половой акт и эмоциональную неверность на стороне. Но следует отметить, что каждый из нас имеет свое определение этого понятия. Для кого-то измена - это сексуальная связь партнёра с другим человеком, а для другого - это любое общение с противоположным полом на стороне, эмоциональная вовлеченность, влюблённость. Восприятие измены зависит от наших ценностей и семейного воспитания.
Тема ревности и измены, а также их понимание в отдельности прекрасно освещены в фильме "Прошлой ночью в Нью-Йорке" (США, Франция, 2010). Фильм начинается с того, как супружеская пара отправляется на деловую вечернюю встречу. Уже с первых кадров мы видим некий холодок проходит между супругами. Герои словно охладели, но потом собираясь с силами всё-таки целуют друг друга. В этот вечер Джоанна Рид (главная героиня, которую воплотила Кира Найтли) видит своего супруга Майкла рядом с другой женщиной, его коллегой. Она, будучи весь вечер со своим коллегой, словно до этого момента не обращая внимания на супруга, мгновенно появляется в его поле зрения и как уязвленная женщина сразу же вцепляется в Майкла, давая понять Лауре (коллега, второстепенный персонаж, которого сыграла Ева Мендес) - "он мой".
Дома Джоанна устраивает скандал "из ничего", ведь измены-то нет, муж ничего криминального не делал, просто не сообщил, что был с этой Лаурой в одной командировке и завтра уедет в следующую. Самое интересное, что Майкл вроде бы и отрицает её подозрения, а вроде бы и соглашается. Был ли это умысел? Может не знал, что ответить, а возможно и правда ощущал что-то к Лауре и решил не отрицать. Конфликта было не избежать, но в итоге супруги мирятся, Майкл первым идет на мировую, а Джоанна постепенно начинает отходить от ссоры, понимая, что раздула из мухи слона.
Наконец Майкл уезжает в командировку вместе со своими коллегами, а Джоанна остается одна, ей необходимо написать статью. Утром у кофейни женщина внезапно встречает своего бывшего молодого человека, и тут мы видим как вспыхивают у неё глаза. Она начинает переступать с ноги на ногу, улыбаться, неловко произносить слова, а затем с легкостью соглашается на дружескую встречу вечером. Но разве может быть такая встреча дружеской, если когда-то между вами была страсть?
А что же Майкл? А у него тоже всё хорошо, они с Лаурой прекрасно ладят, перекидываются взглядами, но в тоже время в нем ощущается сильная напряженность. Что под ней скрывается?
Джоанна, собираясь на встречу, явно эмоционально возбуждена, она подбирает яркий образ, причем, намного тщательнее, чем тот, в котором посещала рабочий вечер с мужем. Она весь вечер улыбается Алексу (бывший партнер, которого сыграл актер Гийом Кане), мило флиртует и как бы заигрывает с ним. Её поза расслаблена, абсолютно не напряжена, она общается игриво и непринужденно.
В тоже время Майкл Рид ведет деловые переговоры, он-то и дело невзначай переглядывается с Лаурой, но не отвечает ей той же, что и она искренней улыбкой. Он напряжен, неуверен, но всё равно остается, и даже соглашается пойти выпить наедине, хотя до этого говорил, что сильно устал. Складывается ощущение, что он что-то под этим прячет, то ли чувства, то ли ему просто интересно посмотреть, что будет дальше.
После встречи с деловыми партнерами, Майкл и Лаура идут в бар, но эта инициатива принадлежала девушке. Они мило беседуют, а потом целуются, но как-то это всё неловко, неуверенно. Лаура спрашивает его о жене, выясняет счастлив ли он и получает интересный ответ: «Я счастлив в браке, но это не спасает от соблазна». Они понимают, что их тянет друг другу, но лишь в сексуальном плане. Об эмоциональном контакте не идет речи, ведь Лаура не вникает в особенности его личности, ей интересен он в физическом плане, также как и она ему. То, что он занят для нее не имеет никакого значения, её влечет, да и его, видимо, тоже. Если это было бы иначе, Майкл мог просто встать и уйти, оставив соблазнительницу, но он остается, продолжает эти разговоры, хоть и чувствует некую неуверенность.
Джоанна внезапно вспоминает, что ей надо выгулять собаку друзей мужа, она покидает компанию, но не одна, а вместе с Алексом. В квартире друзей у них происходит важная беседа, она признается, что периодически думает о нем, хранит фотографии, да и в конечном итоге, всё также имеет чувства, хоть и замужем. Они целуются с Алексом, но в отличие от поцелуя Майкла и Лауры, этот более страстный и эмоционально значимый для них. Джоанна осознает порочность своих действий, она чувствует некую вину, но в тоже время и тянется к Алексу. Они душевно беседуют, потом ссорятся, но снова тянутся друг другу. Между ними глубокая эмоциональная связь, но Джоанна не соблазняется на интим, однако, для нее сам факт этой эмоциональной близости уже и есть измена.
Майкл и Лаура продолжают марафон веселья, они возвращаются в номер за дополнительной выпивкой и направляются в бассейн. Они в достаточно интимной обстановке плавают в нижнем белье, беседуют, Лаура говорит о своем влечении к нему, и что даже если бы она была занята, то это ничего не изменило бы, она всё равно хотела бы его физически. Майкл всё это время зажат, но при этом и не уходит, и не дает понять, что это неправильно. Мы видим, что такой же сильной эмоциональной связи между ними нет, как у Джоанны и Алекса. Они идут в номер, где и происходит факт измены, но только физической.
И что же мы видим, такие разные ситуации, но обе подходят под тему измены, однако, для каждого она своя. Джоанна изменила эмоционально, а Майкл физически. Что из этого хуже, каждому решать самостоятельно. Мучительнее всего осознавать, что сам факт был, но как признаться и можно ли это считать актом супружеской неверности, если ты всё равно любишь своего супруга. Интересен и момент расставания с любовниками, если же Майкл просто молча уходит от Лауры, решив сбежать, то Джоанна в слезах целует напоследок бывшего возлюбленного, страстно и горько. На мой взгляд, ей это далось намного тяжелее и перенести это будет психологически сложнее, потому что как раньше уже не будет, это закравшееся чувство сожаления будет периодически всплывать наружу. Супругу решению уйти далось легко, он чувствует стыд, потому и решает покинуть командировку раньше, чтобы вернуться к жене.
Майкл и Джоанна ощущают вину одинаково, они встречаются рано утром и им обоим тяжело смотреть друг другу в глаза, но они словно интуитивно всё понимают, однако говорить об этом не намерены. В финальной сцене супруги целуются, как бы давая понять, что лучше этого никогда не вспоминать, продолжая жить вместе с тягостным ощущением. Священная ложь во благо, но правильно ли это? Это каждый решит уже для себя сам...