«Кольт сделал их равными»: пять лучших вестернов

Фото: Newman-Foreman Company 
Фото: Newman-Foreman Company 

В конце июня в российский прокат вышла первая часть тетралогии Кевина Костнера «Горизонты: Американская сага». Первый фильм получил смешанные отзывы, но уже осенью нас ждет продолжение. Чтобы подготовиться к просмотру и настроить свой эстетический компас на нужный лад, собрали пять проверенных временем вестернов, которые точно не разочаруют.

 «Ровно в полдень», Фред Циннеман, 1952

Фото: Stanley Kramer Productions 
Фото: Stanley Kramer Productions 

Шериф Уилл Кейн оставляет службу и женится на красавице Эмили в городишке Хэдливиль в Нью-Мексико. Он планирует уехать в свадебное путешествие, но в тот же день узнает, что Фрэнк Миллер, некогда арестованный Кейном преступник, вышел на свободу и прибывает в город полуденным поездом. Там его уже ждет брат Бен Миллер вместе с двумя подельниками – Джимом Пирсом и Джеком Колби. Новый шериф еще не приехал, но Кейн не обязан оставаться, ведь он сложил свои полномочия, и порядок в городке больше не его проблема. Однако Уилл решает встретиться с преступником и просит помощи у горожан. Для них возвращение бандита означает конец спокойной жизни, но никто не решается помочь одинокому борцу. Все друзья и знакомые призывают Кейна уклониться от встречи со старым врагом.

Фото: Stanley Kramer Productions 
Фото: Stanley Kramer Productions 

В момент выхода на экраны «Ровно в полдень» был многими воспринят как критика политики маккартизма. Но спустя некоторое время опору для своих взглядов в фильме нашли и консерваторы. Картина до сих пор вызывает споры и остается актуальной.

Кроме прочего, «Ровно в полдень» называют одним из самых любимых фильмов американских президентов: говорят, что Эйзенхауэр смотрел его как минимум трижды, а Клинтон – не меньше двадцати раз. По всей видимости, фильм находит живой отклик у президентов США, так как хорошо раскрывает тему одиночества лидера.

«Ровно в полдень» стал одним из первых 25 фильмов, внесенных Библиотекой Конгресса в Национальный реестр фильмов США в 1989 году. В этот реестр ежегодно включают по 25 кинокартин, имеющих важное культурное, историческое или эстетическое значение.

«Человек, который застрелил Либерти Вэланса», Джон Форд, 1962

Фото:John Ford Productions 
Фото:John Ford Productions 

Федеральный сенатор Рэнсом Стоддард с супругой приезжают в западное захолустье на похороны обычного горожанина Тома Донифона. Ушлые газетчики вынуждают политика рассказать, что его связывает с никому не известным человеком. Рассказанная Стоддардом история и составляет основное содержание фильма.

Оказалось, в молодости, окончив юридическую школу, будущий сенатор поехал на Запад, чтобы найти «настоящую» Америку. Местный бандит Либерти Вэланс ограбил и избил героя до полусмерти, а Том Донифон подобрал и привез его в город. Горожане ждали, что Стоддард будет мстить Вэлансу, хотя и не верили, что новичок сможет победить. Но Стоддард не был намерен применять силу. Он верил в закон и пытался склонить жителей на свою сторону, чтобы посадить бандита в тюрьму. Однако избежать перестрелки не удалось.

В итоге Вэланс неожиданно для всех был убит, а Стоддард стал знаменитостью. Победа над злостным бандитом, хоть и добытая не в зале суда, сделала законопослушного юриста героем. Но когда он баллотируется в сенат от местного сообщества, оппоненты упрекают его в убийстве. И это едва не заставляет Рэнсома отказаться от борьбы, но Донифону каким-то образом удается уговорить его не снимать свою кандидатуру. С этого момента и начинается блестящая политическая карьера Стоддарда.

В этом фильме нет привычных для вестерна приключений и индейцев, главный герой – идеалистически настроенный юрист, а единственный образцовый ковбой — актер предвыборного агитационного шоу. Тем не менее это один из самых важных фильмов про Америку, показывающий становление ее политической системы с точки зрения обычных граждан.

«Хороший, плохой, злой», Серджио Леоне, 1966 

Фото: Constantin Film 
Фото: Constantin Film 

Туко и Блондин — партнеры по бизнесу: Блондин сдает Туко властям за вознаграждение, а потом в последний момент спасает из петли. Деньги они всегда делят пополам, но Туко считает, что его доля должна быть больше. Устав от постоянных жалоб, Блондин бросает Туко в пустыне. Однако Туко удается спастись, и в отместку он чуть было не убивает Блондина. Спасение неожиданно приходит в облике Билла Карсона – умирающего солдата армии южан. Он притягивает к себе внимание и на последнем дыхании рассказывает Туко, что спрятал на кладбище 200 тысяч золотом из украденной кассы Третьего кавалерийского полка армии Конфедерации. Пока Туко бегал за водой, Карсон сообщил Блондину имя на могиле, где зарыты деньги. Теперь убивать Блондина никак нельзя. Бывшие напарники стали неразлучными соперниками, но в игре участвует и третий — бандит Сентенца тоже знает о тайнике.

«Хороший, плохой, злой» — приквел к двум другим историям из знаменитой «долларовой трилогии» Серджио Леоне. Он считается каноническим для стиля мастера спагетти-вестернов: здесь и молчаливые герои, и напряженные паузы, и предельно крупные планы лиц героев, филигранное кадрирование и пронзительные музыкальные пассажи. Квентин Тарантино, Никита Михалков, Стивен Кинг признавались, что фильм повлиял на их творчество.

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид», Джордж Рой Хилл, 1969 

Newman-Foreman Company 
Newman-Foreman Company 

В основе сюжета — реальные события из жизни Бутча Кэссиди (1866—1908) и Сандэнса Кида (1867—1908) — легендарных бандитов Дикого Запада, промышлявших нападением на банки и грузовые поезда. Бутч и Кэссиди — друзья, они грабят банки и поезда и всегда мастерски уходят от погони. Они благородны и свободолюбивы. В дуэте Бутч отвечает за разум и идеи, а первоклассный стрелок Сандэнс — это действия и мастерство. Но Запад становится цивилизованным, и чем чаще Бутч с Сандэнсом грабят поезда, тем заметнее и рискованнее становятся их налеты.

Наконец владелец перевозчика нанимает безжалостных профессиональных рейнджеров. Загнанным на скалы Бутчу и Кэссиди удается сбежать и отправиться в Боливию. В чужой стране они пытаются заниматься привычным ремеслом, но закон и тут находит бандитов-романтиков, которые проигрывают последнюю схватку.

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» вошел в историю как самый кассовый вестерн. Для Роберта Рэдфорда он стал первым звездным фильмом. Актер даже назвал в честь своего героя основанный им фестиваль независимого кино «Сандэнс».

«Непрощенный», Клинт Иствуд, 1992 

Фото: Warner Bros. Entertainment Inc. 
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc. 

Это один из лучших поздних вестернов, снятый через много лет после расцвета и падения жанра. В городке Биг Виски, Вайоминг, ковбой с приятелем изрезали лицо проститутке. В поисках справедливости ее подруги собирают тысячу долларов и объявляют награду любому, кто согласится убить обидчиков. За дело решают взяться бывший бандит, а ныне бедный фермер Уильям Манни, в одиночку воспитывающий двоих малолетних детей, и молодой паренек, который называет себя Скофилд Кид. К ним присоединяется Нэд Логан — бывший напарник Манни. В Биг Виски всё идет не по плану. Шериф «Маленький Билл» Даггетт избивает Манни до полусмерти. Поправившись, Манни возвращается к плану, но его исполнение для каждого героя станет судьбоносным.

Клинт Иствуд посвятил свою картину памяти великих режиссеров — Серджио Леоне и Дона Сигела. В этом фильме он пересмотрел привычные приемы жанра и новаторски поставил ряд нравственных вопросов из разряда вечных – о природе насилия, мужества, героизма. Злодеи здесь не так однозначны, как положено по канонам жанра, да и Манни положительным героем можно назвать лишь с натяжкой. Фильм получил восторженные отзывы критиков, а некоторые исследователи обнаружили в нем связь с «Илиадой» – одним из ключевых текстов западной культуры. Благодаря этой сложности и безусловной художественной убедительности фильм стал одним из лучших вестернов в истории, получив четыре премии «Оскар».

Читайте также:

2424
11
17 комментариев
10
Ответить

Оч проникновенный кинчик, хотя и не особо распиаренный.

1
Ответить
4
2
1
Ответить

Уже вторая часть в продашене.

Ответить

вот лучший

6
Ответить

Я бы ещё наверное включил в список Дикую Банду. Как ни крути, первый вестерн, где после каждогл выстрела отверстия от пуль остаются в телах. Даже пришлось очень рваный монтаж сделать, с быстрой сменой кадров. Иначе рейтинговая комиссия не пропустила бы. Да и создатели RDR 2 явно этим фильмом вдохновлялись. Просто там тоже про стареющих бандитов, в быстро изменившемся диком западе, хотят свалить в Мексику и прожить нормально оставшиеся деньки.

4
Ответить

Вся "Долларовая трилогия" топовые фильмы - "За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой". Из них самый любимый у меня второй фильм. Очень нравится как охотники за головами объединяются ну и концовка шикарная.

3
Ответить