Сцены, не вошедшие в фильм «День Сурка»
Каким могло быть это кино, если бы его снимали по первоначальному сценарию?
Я уже писала о том, что первый драфт сценария "Дня сурка" сильно отличался от того фильма, который мы все с вами хорошо знаем. Он задумывался как драма, но после вмешательства продюсеров, режиссера и самого Билла Мюррея превратился в комедию.
Я нашла на просторах интернета второй драфт сценария и подробно, сцена за сценой сравнила с получившимся фильмом.
Делюсь с вами!
Итак, экспозиция и открывашка.
В СЦЕНАРИИ: лиричная и неспешная открывающая сцена - два сурка спят в обнимку, затем нам показывают виды Питтсбурга: дороги, здания, мосты и наконец здание телерадиокомпании, где трудится Фил.
В ФИЛЬМЕ: Никакой лирики! Сразу падаем на Фила, ведущего прогноза погоды. Он машет руками на пустом синем фоне и поначалу выглядит нелепо и глупо. Но камера отъезжает и мы понимаем, что это хромакей, на который наложат анимированную карту.
В СЦЕНАРИИ: Мы в офисе самого Фила: захламленном и пыльном. Ему 35 (в фильме Мюррею уже за 40, гораздо более подходящий возраст для кризиса). Среди прочего хлама: статуэтка Эмми, местного, Питсбургского разлива (local Emmy award statue). Сам Фил лежит под одеялом, которое выдают на авиарейсах (a stolen airline blanket, Фил, ну наш! тоже любит тырить халат и тапочки из отеля).
К Филу заглядывает ХОЛИ, руководитель новостей. Он уговаривает его ехать в Панксатони, снимать день Сурка:
- Это милая история, - говорит Холи. - Он (сурок) выходит, оглядывается, морщит свой маленький носик, немного принюхивается, видит свою тень или не видит своей тени — это мило! Людям это нравится.
В споре с Холи Фил задаёт тему фильма:
I don't want to get stuck with the groundhog for the rest of my life. (Я не хочу застрять с сурком на всю оставшуюся жизнь).
В ФИЛЬМЕ: Совершенно правильно создатели решили не городить огород и спорить с редактором. Фил УЖЕ знает, что едет в Панксатони. И уже этим недоволен. И если в сценарии он говорит об этом прямо - всячески подчеркивая, что снимать сурков - это закат его карьеры, то в фильме это решено тоньше.
Фил - гений сарказма. Он улыбается в камеру, анонсируя поездку в Панксатони...
...И как только свет гаснет - улыбка сползает с его лица, а он пулей вылетает из-за стола.
Соведущая подначивает Фила:
- Ты наверное рад, ведь это твой третий (с нажимом) фестиваль, Фил?
- Четвертый, Нэл… Четвертый. - Фил говорит это обреченно.
В СЦЕНАРИИ: Фила знакомят с РИТОЙ (20). Это целеустремленная и активная девушка и она тоже не горит желанием ехать в Панксатони! Рита хочет снимать забастовку медсестер (то есть быть серьезной журналисткой). Фил внезапно даже откровенничает с ней (это, правда, выглядит странновато): мол, он не очень любит людей и вообще поедет отдельно на своей машине.
В ФИЛЬМЕ: Мы знакомимся с коллегой Фила, который счастлив поработать на прогнозе погоды вместо него. Коллега говорит, что Фил может даже остаться подольше в Панксатони! Он готов подменить его на все эфиры. Тем более Рита считает, что там можно задержаться.
Здесь впервые Фил замечает РИТУ (30) - и она совсем иная в фильме. По сценарию Рите 20 лет: она рвется в бой, делать репортажи! В фильме в пару к Мюррею 20-летку не поставишь, поэтому выбрали Макдауэлл (ей за 30). В сценарии она более жесткая, в фильме - нежная, наивная и слегка восторженная девушка. Это хороший контраст: оптимистка и пессимист.
Посмотрите какая у Билла Мюррея тонкая, еле заметная работа!
Когда он слышит, что на телеканале появилась Рита, он сперва равнодушно ищет взглядом новенькую...
...Затем его бровь удивленно взлетает вверх… Он осматривает Риту с ног до головы - это буквально 0,1 секунды - быстрый взгляд верх-вниз, и уголок его рта буквально на миг поднимается...
...И вот он снова в маске - скривленный рот, уставший взгляд и реакция:
-М… она не мой типаж.
В СЦЕНАРИИ: седьмая минута фильма, а мы все еще на телеканале. Здесь сценарист вписал тот самый эпизод, который просили добавить продюсеры, чтобы мы понимали механизм фантадопущения истории.
Фил сталкивается с Стефани Декастро, своей почти уже бывшей девушкой. Черноглазая, привлекательная, но немного пугающая - так ее описывает сценарист. Стефани хочет знать, что она сделала не так, почему Фил ее бросает? Фил оправдывается: они встречались лишь 4 раза, и только дважды! переспали.
Стефани не согласна: ее астролог говорит, что им суждено быть вместе, они даже в прошлых жизнях были вместе!
Видишь? - вяло отмахивается Фил. - У нас уже все было, время двигаться дальше!
Фил похлопывает по плечу Стеф, ее лицо искажено злобой.
В ФИЛЬМЕ: хорошо, что от бывшей отказались - нам ведь абсолютно неважно почему Фил застрянет во временной петле. Поэтому уже на четвертой минуте фильма мы выдвигаемся из Питсбурга. Фил говорит, что ему вот-вот предложат работу на серьезном телеканале, так что он больше никогда не поедет снимать сурка.
А Рита здесь произносит тот самый монолог из сценария, который изначально говорил редактор Холи. Эти слова действительно больше подходят ей. Редактор - скорее всего такой же прожженный и уставший журналист как и Фил, ну куда ему рассказывать про мордочку сурка?! А вот Рита произносит это очаровательно, и мы видим как теплеет Фил.
Наконец, Фил, Рита и оператор Ларри приехали в Панксатони.
«Рита, я тут не останусь!» - категорично говорит Фил (но мы-то знаем…).
Здесь Рита находит первый ключик к сердцу Фила: она сняла для него отдельный номер в лучшем отеле города! Она понимает, как Фил стыдится своей работы в Питтсбурге, и как ему важен статус «звезды», пусть и местечковой. Рита предлагает поужинать втроем, но Фил отказывается.
В СЦЕНАРИИ: Фил едет на личном Лексусе отдельно от съемочной группы. По пути он звонит одной из подружек и предлагает провести с ним ночь в Панксатони. Но она отказывает.
Герои приезжают в Панксатони и далее происходит такой же диалог как в фильме, за одним исключением: Фил предлагает Рите поужинать с ним вдвоем. Рита удивлена:
- Это свидание?
- Да.
- О, нет - мотает головой Рита.
В сценарии Фил показан бабником: у него куча подружек, да и Риту он хочет затащить в постель. В фильме - Фил уже живой труп и женщины его слабо интересуют. Он может пофлиртовать, но не более.
Фил просыпается в номере и пока все идет как в фильме, правда, сценарист указал милую деталь: на полу номера стоит неразобранный чемодан, как бы намекая, что Фил не собирается оставаться надолго. В фильме этого нет.
В ФИЛЬМЕ: Фил встречает Нэда Райерса - своего бывшего одноклассника, который продает страховки.
Посмотрите на великолепный отыгрыш Мюррея: Нэд приветственно снимает шляпу, обнажая солидную плешь.
Фил с отвращением смотрит на него, в этот момент он думает: черт, я ведь его ровесник, неужели и я так стар?
Это еще одна черта, показывающая глубину кризиса персонажа.
Итак, мы переносимся на центральную площадь Панксатони, где празднуют День сурка.
Рита нежно поправляет галстук Филу и говорит, что он пропустил все веселье! Люди здесь дежурят с ночи: танцуют и поют! Ее жизнерадостность так и льется через экран. Фил обливает ее холодом:
- Да, это деревенщина, Рита.
В СЦЕНАРИИ: сурок вырывается из рук организаторов и пытается сбежать со сцены. Его чудом отлавливают.
В ФИЛЬМЕ: думаю съемочная группа справедливо решила, что если сурка отпустить - его уже не отловишь. Поэтому Фил смирно сидит на руках организатора.
Кстати, деталь, которую я заметила только на сотый просмотр фильма:
Согласно традиции, зима будет долгой, если сурок Фил увидит свою тень. А это возможно именно в солнечную погоду. В фильме сурок, по словам организаторов, видит свою тень, но при этом день-то пасмурный!
Этой нестыковке есть объяснение, как мы позже заметим, день сурка в Панксатони на самом деле выдался солнечным. Но в начале фильма мы видим этот город глазами Фила: холодным, пасмурным и серым.
В СЦЕНАРИИ: Фил отправляется погреться в кафе с Ритой. Она недовольна: Фил ужасно вел репортаж и выглядел заносчивым. Фил - внезапно - откровенничает с Ритой и пытается убедить ее что он не такой уж и плохой человек!
- Ты меня плохо знаешь, Рита! Мне не все равно! Назови меня оптимистом, но я верю, что в мире есть нечто большее, чем торговать лицом.
Эти душевные излияния Фила выглядят совершенно лишними. Если мы показываем героя в эмоциональной броне, то его откровения со стажеркой никак не вписываются в его образ.
В ФИЛЬМЕ: без всяких кафе компания выезжает из Панксатони и попадает в снежную бурю. Какая ирония: ведущий прогноза погоды попал в бурю, которую не смог предсказать!
В СЦЕНАРИИ: бывшая подружка Фила Стефани Декастро читает заклинания. Она поджигает визитку с именем Фила и бросает в пламя сломанные часы, символ временной петли. Стекло на них трескается - мы видим замершие стрелки часов на 5:59 - как раз в это время день запускается заново. В фильме ничего подобного нет и сейчас эта вставка выглядит вымученной и явно вписанной в угоду продюсерам. К тому же, эта сцена выглядит одиноко и ничем не поддерживается в фильме, мы с Декастро больше не увидимся.
Фил снова просыпается в Дне сурка, понимает что день перезапущен. Он несется в магазин: покупает там лом, пилу, банки с краской. С помощью этих нехитрых инструментов он разносит в щепки свой номер: мажет краской по стенам, распиливает мебель. Наконец, выбривает волосы ровно на макушке.
В ФИЛЬМЕ: без всякой разрухи Фил мчится на площадь, хватает Риту и тащит ее в кафе. Фил требует ее помочь: найти причину почему он застрял в Дне сурка. «Ты же продюсер», - капризно говорит он - так придумай что-нибудь!
В СЦЕНАРИИ: Фил более прямолинеен. Он просит Риту провести с ним сутки - ни на секунду не отходя от него. Довольно странная просьба, так можно и Ларри попросить…Рита отказывает, и Фил дальше идет по врачам: психолог, невролог…Затем весьма странная сцена, которой нет в фильме.
Фил приходит к местному физику, и тот пытается объяснить все произошедшее с Филом через сингулярность и темную материю. Камера отъезжает, и мы понимаем, что наш ученый - обычный учитель физики в Панксатонской школе (что как бы ещё раз намекает нам, что это место - провинциальная дыра). Фил обреченно уходит. Но по дороге, проходя мимо одного из классов, Фил слышит как учительница читает детишкам сказку про лягушку, которую поцеловала принцесса и земноводное обернулось прекрасным юношей.
(Да, в оригинальной сказке братьев Гримм в пупырчатую жабу заковали принца, а не царевну. И кстати никто его не целовал, принцесса с отвращением швырнула лягушку об стену и она обернулась в принца).
Ну что ж, возможно эта сказка и должна была быть в основе фильма, но как хорошо что от нее отказались! Вся прелесть дня Сурка в том, что не Рита ключ к выходу из Дня Сурка. Не нужно ждать, пока тебя поцелует принцесса, надо сначала разобраться в себе, и тогда появится твоя половинка.
В сценарии же мы впервые узнаем сколько уже Фил находится во временной петле, так как в фильме на это не было и намека.
Фил в отеле, стоит возле книжного шкафа в лобби и читает одну из книг. К нему подходит Миссис Ланкастер, хозяйка.
Она говорит, что Фил может взять любую книгу к себе в номер.
- Нет, спасибо, я уже все их прочитал. Хотел освежить только один момент.
(Здесь юмор в том, что на полке собраны дешевые дамские романчики с эротическими сценами, и Фил перечитывает самые грязные эпизоды из них).
- Как долго вы у нас еще планируете пробыть?
- Не знаю. Я здесь уже двести одиннадцать дней.
Ничего себе! А у вас было ощущение что Фил уже больше полугода торчит в Панксатони?
Когда Фил осознает, что может проживать один и тот же день без всяких последствий, - он идет вразнос. И даже делает себе татуировку: сердце, пронзенное стрелой
(Разумеется, в глазах гг это пошлейший рисунок, но ведь когда живешь один день можно позволить себе скинуть маску интеллигента и сноба!)
Мы перемещаемся в гостиницу: Фил с выбритыми висками, его волосы покрашены в голубой и красный цвет (Харви квин, ты?!) он закидывается таблетками и алкоголем, а вокруг него возлежат проститутки, облизывающие ему уши и щеки.
Интересно, что это именно тот момент, которого не хватает в фильме - момент первого перелома. Мы видим героя в наивысшей точке наслаждения - он попробовал все: наркотики, алкоголь, доступный секс, деньги… Он уже пресыщен этим и даже рассуждает вслух:
- There's got to be more to it than this. (Должно быть что-то большее, чем это).
И только после этого Фил идет к Рите и зовет ее на свидание. Рита соглашается, потому что к тому времени Фил уже научился блестяще снимать репортаж про день сурка: он нашел точки откуда его лучше всего снимать и теперь у них - лучшие кадры. Поэтому она соглашается.
В ФИЛЬМЕ: Этот Декамерон в фильме решили не показывать, я думаю, они просто боялись выпасть из образа романтического героя: с броней на сердце, но в душе такой ранимый Фил в фильме все-таки нам нравится! Хотя его поведение в сценарии куда более логично и готовит нас к перерождению героя куда лучше.
Поэтому в фильме он просто ведет некую девушку, переодетую официанткой в кино со словами "У меня была одна фантазия насчет кино... " Намек весьма недвусмысленный, но при этом не выглядит пошло.
В СЦЕНАРИИ: Фил раз за разом все больше узнает Риту и конструирует им идеальное свидание. Оно завершается игрой в снежки. Фил приглашает Риту к себе: между ними вспыхивает ссора. Фил в отчаянии кричит, что любит Риту, Рита бесится: неужели все это Фил делал, чтобы затащить ее в постель?!
Затем идет бобслей: Рита раз за разом захлопывает перед Филом дверь.
В ФИЛЬМЕ: Ну все-таки до поцелуйчика ребята дошли, но затем все как в сценарии: Рита раз за разом дает Филу пощечину.
В СЦЕНАРИИ: после нескольких попыток завоевать Риту - Фил потерян и разбит. Он замечает на площади Нэнси - девушку, которую он уже соблазнял, но даже не находит в себе силы подойти к ней снова. Фил уже не может нормально вести репортаж:
ФИЛ (цинично)
Это одно из самых жалких зрелищ, известных цивилизации. Одним кивком грязного грызуна умирающая старая шахтерская деревушка волшебным образом превращается в Мекку для тысяч людей… Если они так чертовски ненавидят зиму, почему бы им все-таки не переехать во Флориду?
В ФИЛЬМЕ: Фил в совершеннейшем отчаянии. В слепой ярости он разбивает о пол будильник, но раздражающе позитивная музыка продолжает звучать из его динамиков (кстати, на съемках Билл действительно несколько раз шарахал будильник оземь и никак не могу его расколоть. Получилось только с помощью молотка - и все равно из него продолжала доноситься музыка).
Фил решает убить сурка.
В СЦЕНАРИИ: Фил тоже решается убить сурка. Ночью он приходит на площадь с винтовкой и дымовой шашкой. Бросает ее в логово сурка, из норы начинает валить дым. Фил ждет, когда сурок выйдет наружу, взводит курок…
- Его там нет, - равнодушно замечает проходящая мимо местная жительница. - Он тут не живет, его держат в библиотеке.
Женщина уходит, но напоследок бросает загадочную фразу:
- Поймай его хоть раз для меня.
Мне кажется, эта дамочка - невесть почему оказавшаяся ночью на площади - это такой задел на вторую часть, намек на то, что в Панксатони застрял не только Фил и есть еще люди, проживающие один и тот же день.
Фил идет в библиотеку и находит виновника всех своих бед в секции «Детская литература».
«Сурок суетится в своем маленьком терморегулируемом жилище, не замечая приближающейся опасности».
Фил несколько раз стреляет из помпового ружья прямо в стекло, однако оно оказывается ударопрочным.
Тогда Фил угоняет грузовик, куда после представления загружают клетку с сурком.
- Зачем похищать сурка? - недоумевает Рита.
- Наверняка заключил пари с песчанкой - замечает Ларри.
(По-моему это очень смешная шутка, хоть и абсурдная).
В ФИЛЬМЕ: Фил угоняет фургон с сурком.
- Зачем похищать сурка? - недоумевает Рита.
- Я догадываюсь зачем он ему. Извращенец. - замечает Ларри. (Вот это явно грубо и пошло, и не совсем понятен намек).
Фил раз за разом пытается покончить с собой и каждый раз просыпается. Даже есть сцена - весьма странная, где мы видим мертвого Фила в морге. Она настолько выбивается из повествования, что я даже не помнила ее в фильме, а она там есть!
По-моему сцена сильно лишняя. Во-первых, это убивает комедийность.Во-вторых, это разрушает я-повествование. Весь фильм мы наблюдаем за происходящим глазами Фила - а здесь Фил умер и мы наблюдаем за миром без его участия.
Я думаю, эта сцена подчеркивает, что перезапуск дня происходит конкретно в шесть утра, а не после смерти главного героя.
В СЦЕНАРИИ: У Фила озарение - он Бог. Он все может предсказать и он неубиваем. Он сообщает об этом Рите - предсказывая по секундам все происходящее. Фил признается, что это было даже весело в первые два года (так мы узнаем сколько Фил уже живет день Сурка):
- За это время мы когда-нибудь с тобой …. (Рита имеет в виду секс)
- Ми кагда-нибуть с табой (Фил передразнивает Риту). - Да ты вела себя словно животное!
- Я серьезно!
- Нет, ты меня отвергла.
- Хорошо, а то я собиралась влепить тебе пощечину.
- О, ты это делала много раз…
Фил и Рита проводят вместе день и оказываются ночью в номере (Рита хочет проверить исчезнет ли она при перезапуске дня).
День, проведенный с Ритой, должен помочь нашему герою буквально переродиться, мы должны понять что в нем происходит чудесная перемена: из недовольного Фила - в Фила, любящего жизнь. Поэтому сценарист попытался заложить в диалоги максимум глубокого смысла. В фильме диалоги сильно подсушили, из-за чего, как мне кажется, чудесное превращение Фила стало менее мотивированным.
Сравните:
В ФИЛЬМЕ:
- Хуже всего, что завтра ты забудешь обо всем этом. Снова вспомнишь что я козел, - мрачно замечает Фил.
- Не-е-ет!
- Ничего, я и есть козел. Это все неважно. Я пытался убить себя столько раз, что уже не существую.
- Порой я мечтаю прожить тысячу жизней. Может это не проклятье? Смотри на это под другим углом!
- Боже какая ты позитивная!
В СЦЕНАРИИ:
- Хуже всего, что завтра ты забудешь обо всем этом. Снова вспомнишь что я козел.
- Ты не козел!
- Хорошо, я не козел. Это неважно. Я убивал себя так много раз, что меня больше нет. Я просто полностью пуст.
- Или полностью чист.
- Если ты собираешься быть такой позитивной все время, мне придется тебя потрепать!
Фил в шутку треплет Риту. Риту осеняет:
- Подожди! Мы уже это делали?
- Что именно?
- Ты затащил меня сюда, карточная игра, пицца…
- Нет, это первый раз.
Рита явно взволнована:
- Ну?
- Что «ну»?
- Ну, каково это — делать что-то совершенно новое?
Фил смотрит на нее с огромной любовью и благодарностью.
- Хорошо. Действительно хорошо.
Он берет кусок пиццы и начинает есть с удовольствием.
Согласитесь, получше?
Итак, Фил меняется после этой ночи и становится любимцем города, ведь он наконец-то ловит от жизни кайф! То есть Фил не просто понял: о, другие тоже важны, нифига! Путь к эмпатии, к любви к ближнему - лежит через любовь к себе! Фил начал любить жизнь и это меняет его отношение к людям.
Чтобы наглядно и через действие показать изменения Фила - сценарист должен был придумать какой-нибудь настоящий подвиг. Поэтому решили попытаться спасти бомжа.
В ФИЛЬМЕ: мы видим перемены даже в цветокоре - впервые мы замечаем, что в Панксатони светит солнце! На самом деле картинка теплеет еле заметно (а не как в наших комедиях, где любят шарахнуть вырвиглазную яркость) но этого хватает, чтобы заставить меня улыбаться.
В СЦЕНАРИИ: Фил выручил девочку, которая чуть не попала под колеса грузовика. Эта сцена была отснята, но не вошла в финальную версию (решили ограничиться одним спасенным ребенком: пацаном, упавшим с дерева). А еще проник в больницу прикинувшись хирургом и прооперировал ребенка.
А что с бомжом? В фильме Фил оставил все попытки его спасти. В сценарии тоже, но появилась трогательная сцена.
Фил рядом с умирающим стариком: он накрывает его своим бушлатом, и оставляет рядом некую записку. Затем вызывает Скорую помощь и уходит.
Прибывшие медики констатируют смерть и читают записку:
Every night, by cold bricks glowI watch the shadow rising from this old man in the snow.At 8:02 we let it go.
(Каждую ночь в сизом сиянии кирпичей я вижу как поднимается тень от старика. И в 08:02 мы отпускаем ее).
Думаю, это важный урок, он учит Фила смирению. Он не Бог и какие-то вещи он изменить не может.
В ФИЛЬМЕ: начинается вечеринка, та самая, где все обожают Фила и благодарят его за помощь. За этим наблюдает шокированная Рита.
В СЦЕНАРИИ: Рита улучает Фила на танец.
- Что с тобой? Я не понимаю… Ты… удивительный, - Рита пытается разгадать Фила словно загадку.
- Хочешь знать, что на самом деле удивительно? Я ждал тебя каждый день десять тысяч лет. (Фил уже ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ в Дне сурка) Я мечтаю о тебе каждую ночь своей жизни. Ты спасала меня от отчаяния и просто знание о твоем существовании поддерживало меня в живых. Как тебе это?
Рита не находит слов.
В ФИЛЬМЕ: очень смешная и нежная сцена, в которой Рита покупает Фила на аукционе)) Утром Фил и Рита просыпаются вместе.
- Почему ты все еще здесь? - Фил в шоке.
- Я купила тебя, ты мой.
В СЦЕНАРИИ: Фил и Рита счастливые выходят на улицу. Звучит закадровый голос Фила:
ФИЛ (ЗК)
Итак началась моя последняя жизнь, и закончилась самая длинная зима в истории. Я больше не смогу влиять на цепочку событий в этом городе, но я узнал кое-что о времени. Вы можете тратить время, вы можете убивать время, вы можете использовать его с умом… Но его никогда не будет достаточно. Так что вам лучше максимально использовать время, которое у вас есть.
Мы узнаем, что Ларри так и не смог выбраться из Панксатони вовремя, так что ни один из репортажей о дне сурка так и не попал в эфир.
В ФИЛЬМЕ: Фил предлагает Рите остаться в Панксатони, что на самом деле звучит спорно и даже жестоко: ладно он, вкусил сполна эту жизнь, но Рита! Рита ему в середине фильма ртом ясно заявляла, что хочет строить карьеру на телевидении, с какой стати она должна все бросить и остаться жить в крошечном городке?!
В общем, не верю. Но закадровый голос тоже плохой выход, особенно если мы слышим его впервые за весь фильм. Если вводишь какой-то элемент, он должен быть поддержан на протяжении всей картины.
***
Вот и все. Разбор дня сурка завершен. Подумываю еще какой-нибудь фильм повертеть: например, сравнить Парк Юрского периода или старого Бэтмена - сценарий и кино сильно отличаются. Новые разборы будут здесь.
Спасибо, что дочитали!