Новое "Чучело" или почему я бы запретила показывать современным зрителям фильм "Класс" 2007 года
Художественный фильм, режиссером которого выступил эстонец Ильмар Рааг, был снят в далёком 2007 году. Обзор фильма "Класс" мы уже делали подробно на этом сайте. Если вкратце, то сюжет картины повествовал о подростковом насилии в обычной эстонской школе искусно закамуфлирован под документальную съемку. Кажется, что кинокамера ведет длительное наблюдение за типичным школьным изгоем — нелепым и вялым парнем Йозепом Раагом (которого сыграл эстонский актёр Парт Уусберг), терпеливо переносящего изо дня в день издевательства одноклассников.
Верховодит его мучителями красавчик Андерс Алликмяэ (его роль сыграл актёр Лаури Педая). Неожиданно для всех — да и для самого себя — за вечную жертву вступается Каспар Кордес, которого сыграл актёр Валло Кирс. И то - после нелицеприятной сцены, когда ребята сняли с Йозепа одежду и попытались запереть его обнажённого в женской раздевалке после урока физкультуры. Даже одна из участниц травли, возлюбленная Каспара - Теа Тоодес (ее сыграла в фильме актриса Паула Солвак), мягко говоря, не одобрила и не поняла мерзкий поступок ее одноклассников и накричала на Каспара.
Современному зрителю мотивы персонажа, который раньше был участником травли, а затем внезапно переметнулся на сторону того, кого ещё вчера был готов сжить со свету, непонятны и нелогичны в принципе. Либо Каспар действительно проникся сочувствием и в нем пробудилась совесть, что среди хулиганов встречается КРАЙНЕ редко, либо он - двойной агент, преследующий какие-то и свои корыстные цели. По фильму мы наблюдаем скорее второе: Каспар вступился за Йозепа и выпустил его из раздевалки отнюдь не из жалости к однокласснику! Он сделал это ради того, чтобы выслужиться и понравиться Тее, которая всё же пошла на поводу у общественного мнения и, дабы самой не стать одной из "неприкасаемых и угнетённых" на дне социальной иерархии, отвергла Каспара...
Вступившись один раз за изгоя класса и боксёрскую грушу для битья, по незыблемым "законам улицы" и волчьей стаи, персонаж фильма - Каспар - прекрасно понимает, что поставил себя перед жестким выбором — либо он извиняется за бунт и продолжает признавать авторитет и силу Андерса, либо начинает самостоятельную, отдельную от класса жизнь. Каспар выбирает второе, и его ссора с Андерсом перерастает в серьезнейший конфликт, который лишь усугубляет положение уже обоих парней в школе. И это - несмотря на то, что Каспара давно хотят исключить из заведения за непристойное поведение, но все время тянут резину, давая парню шанс исправить ситуацию к лучшему, а родители Йозепа не хотят адекватно решить ситуацию с травлей.
Поскольку действие фильма "Класс" разворачивается в период с 19 по 26 октября 2006 года, длящегося ровно семь дней, то о дистанционном обучении Йозепа (кроме как по причине болезни ученика) не могло быть и речи в начале двухтысячных. Конечно, отец затравленного подростка - милитарист и заядлый охотник Маргус Рааг (которого сыграл актёр Маргус Прангель) - мог дать несколько затрещин главарю банды - Андерсу в тёмном переулке, но тогда бы и конфликт не был бы решён адекватно, и сам Йозеп значительно упал бы в глазах отца. Маргус постоянно твердил, чтобы его сын научился постоять за себя во время драки, что позволило бы парню стать "настоящим мужчиной", не осознавая, что такой приём работает только один на один, и то изредка, и явно не среди агрессивных подростков, а профессиональных боксёров. А вот против толпы в режим Халка в реальной жизни не войдёшь, как ни старайся! Единственным выходом был бы переезд семьи и смена учебного заведения, но и на этот исход никто из Раагов не соглашался. Йозеп решил кое-как дотянуть до выпускного и потерпеть разбушевавшуюся шпану до конца, в надежде, что после окончания школы с одноклассниками пересекаться не придётся.
Но все круто меняется, когда мама Йозепа - Лиина Рааг (её роль сыграла в фильме актриса Тиина Ребане), однажды замечает следы избиений - синяки - на теле своего сына и звонит школьной учительнице по имени Лайне (её роль сыграла в фильме актриса Лайне Мяги), дабы прояснить ситуацию с травлей и принять соответствующие меры, чем только портит и без того дошедшее до крайности положение дел Йозепа. Классная руководительница то ли по наивности, то ли из лучших побуждений, сообщает о звонке матери Йозепа всем ученикам, взывая тех к совести и требуя подключить к ситуации ещё и директора, и всё это оборачивается против самого несчастного парня.
Ребята понимают, что Йозеп нажаловался на них родителям, что делать парню в ситуации разборок крайне позорно, и решают отплатить ему за это более садистским и изощрённым способом. Сам Йозеп в спешке уходит домой и злится на родителей за столь не рациональное вмешательство в его проблемы. А кульминацией картины становится сцена на пляже, когда одноклассники подвергают Каспара и Йосепа сексуальному насилию, перед этим создав их поддельные аккаунты на порносайтах и обманом заманив парней в ловушку. Затем следует страшная развязка, подобная недавней истории в школе Брянска. Йозеп однажды ночью крадёт из сейфа спящего отца ружьё и патроны и врывается в школу для свершения страшного акта возмездия...
Сценарий о том, что на школьной войне победителей не бывает, Ильмар Рааг писал вместе с юными артистами. Многочисленные обсуждения и репетиции сопровождали весь съемочный период. Отсюда —предельная достоверность характеров. Историю, разыгранную эстонскими школьниками, горячо приняли в Рунете в то время. Вот что я прочитала в одном ЖЖ:
"Фильм практически про родной 11-й "В". Те, кто не так давно окончил школу, поймут, насколько все происходящее в фильме реально. Фильм настоящий, жизненный. Поднимает забытые эмоции. Сыграно отменно. Советую всем смотреть. А еще фильм послужит хорошим уроком для родителей и преподавателей". Интересно знать, каким? Что не стоит травлю доводить до крайности и провоцировать подобные события? Или же в большинстве случаев школьной стрельбы все неизменно сводится к положению изгоя-одиночки, "затравленного котопса" и груши для битья? Тогда почему зачастую попадает не обидчикам, а совершенно непричастным людям? На все эти вопросы режиссёр фильма не спешит отвечать, заметив в интервью, что он лишь обозначил существующую по сей день социальную проблему, которую НИКТО так и не сумел правильно решить:
"Я не ставил своей целью выносить приговор взрослым. Просто бывают ситуации, когда стороннее вмешательство действительно бессильно. Подростки не любят обращаться к учителям за помощью, боясь, что им припишут еще и стукачество. В современной школе необходимы квалифицированные психологи, способные отследить напряженные отношения внутри классов. Но даже наличие штатных психологов не дает стопроцентную гарантию, что не возникнет какой-нибудь лидер, самоутверждающийся через издевательство. И большинство класса пойдет именно за ним, не вступится за жертву. Такова особенность подросткового поведения".
Как и современный сериал "Слово пацана", эстонский фильм "Класс" 2007 года был действительно основан на реальных событиях. А прототипами Каспара и Йозепа стали печально известные подростки из американской школы "Колумбайн", которые 20 апреля 1999 года застрелили 13 человек, а затем покончили с собой. В фильме же застрелился только Йозеп после расправы над обидчиками, а струсил и остался в живых лишь Каспар, который логично угодил за решётку в рамках сериала «Класс: Жизнь после» (эст. Klass: Elu pärast), вышедшего в эфир в 2010 году и насчитывавшего семь эпизодов вместо ранее обозначенных режиссёром 12 серий. Но мы то с вами знаем, что в отличие от персонажей эстонского фильма и сериала, действие которого разворачивалось в муниципалитете Таллин, реальные прототипы - Эрик Харрис и Дилан Клиболд, жившие в американском штате Колорадо, по некоторым данным, вовсе не были изгоями в школе. Харрис был сам заносчивый сорвиголова и задирал да запугивал других, используя ведомого Клиболда в качестве инструмента для достижения своих целей и в качестве "мальчика на побегушках". Плюс у каждого из них были и хронические психические заболевания.
А мотивом для устройства бойни была не месть конкретным обидчикам, а лишь желание превзойти предыдущих школьных "стрелков" по числу жертв, чтоб и зрелище было ужасающее, и эффект - весьма разрушительным. Лишь по счастливой случайности бомбы, установленные в столовой, не подняли всё здание на воздух, иначе бы погибших было около 80 человек! Для США 90-х годов, которые уже привыкли к подобного рода инцидентам ещё со времен раннего Стивена Кинга и его нашумевшей "Ярости", которую писателю пришлось из-за эффекта подражания изъять с продажи, трагедия в Колумбайне стала бы гораздо внушительным и зловещим событием. Если бы не одно "но"....
Учитывая возраст нападавших, которые не состояли в террористических группировках и даже до поры до времени не умели профессионально владеть оружием, СМИ стали преподносить подростков не как подобных Шамилю Басаеву преступников, а как забитых и загнанных в угол серых мышек, за неимением иной альтернативы перегрызших обидчикам глотки. Это породило уже и череду бестселлеров, иллюстраций, бренд одежды Эрика Харриса вошёл в моду, даже по мотивам трагедии создали видеоигры... А теперь и Ильмар Рааг снял фильм "Класс", который, учитывая и эффект подражания подобным поступкам среди молодёжи, и то, что сам Колумбайн давно признали экстремизмом, на территории России придётся запретить.
Понятное дело, что расстрел обидчиков - не выход из ситуации травли, да и режиссёр явно не романтизировал трагичное событие, а руководствовался иными взглядами на него, подобный фильм в современную эпоху зрители смогут воспринимать как пропаганду насилия, а не предостережение от него! То, что могло сработать в 2007 году, в 2020-е уже не прокатит... Времена изменились, и мораль общества - тоже...