Почему фильм «Человек, который убил Дон Кихота» снимали почти 30 лет
Ураган, травма спины, недостаточное финансирование и другие проблемы кино Терри Гиллиама.
27 сентября в российский прокат выходит новый фильм Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота». То, что зрители всё-таки смогут увидеть этот проект режиссёра, кажется чем-то нереальным. Кино по мотивам романа Сервантеса Гиллиам пытался снять начиная с 1990 года, но работа над проектом постоянно прерывалась на ранних этапах по разным обстоятельствам: режиссёру мешали собственная неорганизованность, продюсеры, природа и другие факторы.
В итоге за двадцать с лишним лет процесс создания «Человека, который убил Дон Кихота» сам превратился в эпичную историю.
Идея создать фильм о Дон Кихоте пришла к Гиллиаму ещё в 1990 году, когда у режиссёра, по его собственным словам, был ПМС, то есть «постмюнхаузенский синдром». Его последний на тот момент фильм «Приключения барона Мюнхаузена» провалился в прокате, собрав в пять раз меньше потраченного на производство бюджета. За помощью в реализации задуманного Гиллиам обратился к исполнительному продюсеру «Мюнхаузена» и, по совместительству, старому другу Джейку Эбертсу.
Я позвонил Джейку и сказал: «Есть два имени: Кихот и Гиллиам. Мне нужны 20 миллионов». На что он ответил: «Согласен!»
Забавный факт: о финансировании фильма Гиллиам договаривался, ни разу не прочитав роман Сервантеса, а впервые познакомиться с источником режиссёр решил только после одобрения со стороны Эбертса. Когда он всё-таки взялся за книгу, то понял, что с 20 миллионами снять фильм о Дон Кихоте не сможет, но в увеличении бюджета ему отказали.
Созданию фильма мешали не только проблемы с финансированием, но и творческие разногласия. Так, Гиллиам не мог сойтись со студией во мнении о том, кто должен играть Дон Кихота: продюсеры хотели видеть в этой роли Шона Коннери, а Гиллиам — Найджела Хоторна. В итоге, не сумев договориться со студией, Гиллиам решил оставить проект, и режиссёрское кресло фильма о Дон Кихоте занял Фред Скеписи («Прибежище дьявола»).
Было по-настоящему больно от того, что я отдал фильм, для которого я был бы идеальным режиссёром, другому.
У Скеписи работа над фильмом о рыцаре печального образа тоже не складывалась, и в 1997 году проект закрыли на стадии предпроизводства. Гиллиам, не долго думая, решил занять освободившуюся нишу и снова приступил к работе.
Вооружившись поддержкой британского продюсера Сары Рэндклифф, он отправился продавать свою идею французской киностудии «Pathé»: в Голливуде режиссёр работать не хотел из-за неудачного опыта с прокатом «Бразилии» и провала «Приключений барона Мюнхаузена». В этот раз на фильм Гиллиам просил уже не 20, а 35 миллионов. Дать такую сумму согласился немецкий продюсер Райнер Мокерт, и «Pathé» назначили старт съёмок на лето 1999 года. К этому времени в проекте согласились работать Джонни Депп, Ванесса Паради, Миранда Ричардсон и Жан Рошфор.
По сценарию, написанному Гиллиамом, главный герой фильма — исполнительный директор рекламного агентства Тоби Гросини, который при помощи машины времени переносится в XVII век. Там его по ошибке принимают за верного оруженосца Дон Кихота — Санчо Панса.
Начать съёмки в срок, однако, не удалось: в июле того же года выяснилось, что Райнер Мокерт не сможет предоставить обещанные 35 миллионов. Проект снова оказался под угрозой срыва.
Решить вопрос с финансированием Гиллиаму удалось только в январе 2000 года, правда в этот раз ему дали не 35 миллионов, а 32. Эта сумма устроила режиссёра, но поставила под угрозу участие в съёмках Джонни Деппа, который требовал больший гонорар.
Джонни был в восторге от идеи фильма, но когда ему огласили сумму, он просто с ума сошёл. Он сказал мне, что хочет в два раза больше.
Гиллиам, мечтавший снять фильм, решил пойти на уступки и отдал часть своей зарплаты актёру. Когда всё устаканилось, студия назначила новую дату старта съёмок — сентябрь 2000 года. Тогда начался самый безумный эпизод во всей истории создания «Человека, который убил Дон Кихота».
Всё пошло не так уже в первый съёмочный день. Сначала Гиллиама не устраивала работа массовки, потом, когда он решил переключиться на другую сцену, над площадкой начали летать самолёты: за локациями фильма находилась авиабаза НАТО.
Во второй день режиссёра ждало ещё большее разочарование: в Мадриде, в котором проходили съёмки, началась жуткая гроза и ливень. Работу пришлось свернуть.
На третий день снимать не получилось из-за того, что дождь превратил локацию в грязевое месиво. Четвёртый день прошёл более менее, а пятый — испортил всё: во время съёмок Жан Рошфор (Дон Кихот) повредил спину и лёг в больницу.
Вся съёмочная группа работала без него и, естественно, ждала возвращения, однако, чуда не случилось. Доктор Рошфора сообщил, что актёр вернуться на площадку не сможет. Проект был закрыт в ноябре 2000 года.
За 22 года работы в кинобизнесе я ни разу не видел настолько большой неудачи.
После такой крупной неудачи Гиллиам на некоторое время забыл о фильме про Дон Кихота и работал над другими кинолентами. К тому же права на проект принадлежали студии, а процесс по их возвращению сдвинулся с мёртвой точки только в 2006 году.
Тогда же начался новый этап работы над фильмом: у «Дон Кихота» появился новый продюсер — Джереми Томас (с Гиллиамом он уже работал над «Страной приливов»), а также новый вероятный Дон Кихот — Жерар Депардье. Роль Санчо Панса всё ещё сохранялась за Джонни Деппом.
В декабре 2009 года Гиллиам объявил в эфире одного из токшоу, что он наконец-то вернул права на «Человека, который убил Дон Кихота» и проект вступил в стадию предпроизводства. В роли Дон Кихота Гиллиам в тот момент видел уже не Депардье, а Роберта Дюваля. При этом Деппа из проекта пришлось отпустить: актёр не мог участвовать в проекте из-за плотного графика и съёмок в «Пиратах Карибского моря». Поэтому в мае 2010 года его место занял Юэн МакГрегор.
Съёмки фильма с новым актёрским составом начать так и не получилось: в сентябре 2010 года Гиллиам объявил о новых финансовых трудностях и возобновлении поиска спонсоров.
В декабре 2012 года Гиллиам, вероятно, был очень злым, потому что Disney заявили о своём желании создать современную адаптацию Дон Кихота. А на одну из главных ролей позвали не просто кого-нибудь, а Джонни Деппа.
В ноябре 2013 года режиссёр возобновил свою работу над фильмом, уже в седьмой раз.
Может, семь — это счастливый номер. Посмотрим, что получится. На самом деле я уже просто хочу закончить фильм и освободиться от него. Выкинуть его из своей жизни.
Вместе с этим поменялся и сценарий. Основной темой нового «Человека, который убил Дон Кихота» Гиллиам сделал влияние кинематографа на жизнь людей. Главный герой (Джек О'Коннелл) — режиссёр, который когда-то снимал экранизацию книги Сервантеса и испортил этим жизнь многим людям, участвовавшим в съёмках: кто-то из них сошёл с ума, кто-то спился, кто-то начал вести разгульный образ жизни.
Число семь удачу Гиллиаму не принесло, и съёмки фильма не удалось даже начать: в сентябре 2015 года у Джона Хёрта диагностировали рак поджелудочной железы. Работу пришлось отложить на неопределённый срок.
Кажется, Терри очень верит в то, что съёмки начнутся скоро. Оптимизм — хорошее качество.
В итоге Хёрт совсем отказался от съёмок, О'Коннелл также выбыл из проекта.
В мае 2016 года у фильма появился ещё один шанс: к работе над Дон Кихотом присоединился португальский продюсер Паулу Бранку, а также были найдены новые актёры: Адам Драйвер и Майкл Пэйлин.
Съёмки должны были начаться в октябре, но буквально за неделю до старта производства выяснилось, что денег для фильма Бранку не нашёл, более того, он разругался с режиссёром, потребовал полного творческого контроля над фильмом, сократил бюджет за счёт урезания зарплаты Майклу Пэйлину и даже угрожал Гиллиаму судом.
Большинство проектов Гиллиама завершаются повышением бюджета. Но я быстро понял, что он просто ненавидит продюсеров, и засомневался.
Гиллиама эти трудности не остановили, он уже мечтал закончить фильм любой ценой. В итоге съёмки стартовали в июне 2017 года, но вместо Пэйлина на роль Дон Кихота взяли Джонатана Прайса.
В апреле 2018 года у фильма появился трейлер, и одновременно с этим Бранку подал на Гиллиама в суд, пытаясь добиться того, чтобы «Человек, который убил Дон Кихота» не выпустили в прокат.
Премьера «Человек, который убил Дон Кихота» состоялась 19 мая 2018 года, спустя 28 лет после начала работы Гиллиама. Труд и упорство режиссёра удостоились стоячих оваций, которые длились целых семь минут.
Триумф Гиллиама, к несчастью, был недолгим, 18 июня Бранку выиграл суд и получил авторские права на фильм. Режиссёра также заставили выплатить компенсацию в размере 10 тысяч евро.
«Человек, который убил Дон Кихота» заставил Терри Гиллиама потерять немало нервных клеток, и в какой-то момент его постоянные попытки снять эту историю стали в киноиндустрии шуткой. Тем не менее, режиссёр смог довести дело до конца, хоть и с горьким послевкусием. И теперь итог почти 30 лет творческих исканий Гиллиама можно увидеть в кино.