Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 9)

9. СОЗДАНИЕ ЗАСТАВКИ

Фрагмент раскадровки первого варианта заставки от Ларри Хьюстона (из личной коллекции автора)
Фрагмент раскадровки первого варианта заставки от Ларри Хьюстона (из личной коллекции автора)

МЫ НЕОХОТНО ПРОБУЕМ ВАРИАНТ С ЗАКАДРОВЫМ ТЕКСТОМ

От заставки «Людей Икс» зависело многое. Маргарет Леш не переставала напоминать, что 90% зрителей не знает, кто такие Люди Икс (сейчас это кажется нонсенсом). Нам нужно было показать сложный мир со множеством персонажей, и заставка должна была помочь представить всё это зрителям. Нельзя было нагружать серии длинными объяснениями и напоминаниями о том, что это за персонажи и какие у них способности. Понимая это, Уилл Минио и Ларри Хьюстон начали обсуждать с Сидни Айвантером, как правильно подать 75 секунд заставки. Сначала Стэн Ли, будучи консультантом, решил, что хочет выступить в роли закадрового рассказчика. Он убедил Маргарет попробовать. Что ж, мы попробовали. Стэн написал текст, который хотел зачитывать перед камерой, а я написал вариант текста для анимированной версии заставки, в которой Стэн говорил бы за Ксавьера. Текста должно было быть на 45 секунд (и я с ним переборщил). Не могу сказать, что было бы в заставке дальше - её длительность в итоге составит 75 секунд. Мы все вносили поправки в текст, стараясь правильно подать детали, несмотря на то, что за это нам не платили. Уверен, кто-то предлагал и другие варианты.

Стэн написал об «атомных испытаниях», «пугающих способностях», «новом виде людей», «фриках», «чудовищах», «нелюдях», упомянув Людей Икс и их цели только в последнем предложении. Его текст не вписывался в нашу идею мультсериала. Далее идёт мой неудачный вариант текста:

ПЕРВЫЙ ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ЗАКАДРОВОГО ТЕКСТА НА 45 СЕКУНД ДЛЯ ЗАСТАВКИ (25 МАЯ 1992)

(изменения и поправки приветствуются)

ПОСТЕПЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

ВИД НА ЗЕМЛЮ ИЗ КОСМОСА

Земля медленно вращается. Играет напряжённая музыка, предвещающая беду.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

В нашем мире происходят большие изменения.


ПОКАЗАТЬ экшен-кадры с демонстрацией сил Людей Икс и злодеев, как в бою, так и в повседневной обстановке.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

Из-за генетических мутаций появились новые люди, обладающие настолько потрясающими способностями, что это меняет само понимание того, что значит быть человеком.


Показать кадры с напуганными, озлобленными людьми.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

Среди обычных людей нарастает страх в отношении этих сверхсуществ…


ПОКАЗАТЬ, как мутанты пытаются жить среди обычных людей, но люди их отвергают. Их это расстраивает и злит.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

…И мутантам становится трудно найти для себя место в обществе.


Показать людей, нападающих на мутантов, закончив тем, что некоторые мутанты сопротивляются.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

Но страх порождает недоверие и ненависть. Мутантов преследуют. Некоторые из них оказывают сопротивление.


Показать Людей Икс, помогающих людям во время кризисных моментов.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

Нужно найти мирное решение вопроса. Только тогда люди и мутанты смогут выстроить доверие и понимание, без которого мир будет опасен для них обоих.


Показать Ксавьера, школу, конференц-зал, Церебро, Ксавьера, инструктирующего Людей Икс в комнате опасности и дающего показания в Конгрессе.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

Я профессор Чарльз Ксавьер. Я посвятил свою жизнь обучению мутантов, желая, чтобы они использовали свои силы во благо, чтобы мутанты и люди жили в мире.


Показать яркую демонстрацию сил Людьми Икс, закончить улыбкой довольного ими Ксавьера.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

Люди Икс, мужчины и женщины с экстраординарными способностями, мои ученики, мои дети – моя жизнь.


Завершение: героический кадр с командой, дальний план открытых просторов/заката, героический финальный кадр.


ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС)

Они борются за лучшее будущее для всех нас. Лучше них нет никого. Они – наша последняя надежда.

Оба варианта были не очень. Текст Стэна был слишком узконаправленным и старомодным, а мой был слишком перегруженным и многословным. Заставки с текстом или песней с описанием сериала к 1992-му уже несколько вышли из моды, но всё же имели место быть. Некоторые из таких заставок навсегда стали частью истории телевидения (“Spider-Man, Spider-Man, does whatever a spider can...”; “Космос: последний рубеж…”). При должном умении хватит и нескольких строк, чтобы показать, что будет происходить в сериале (“Just sit right back and you’ll hear a tale, a tale of a fateful trip...”). Нам такого эффекта достичь не удалось.

Заставка "Человека-Паука" 60-х. Если бы не упорство некоторых людей, то "Люди Икс" получились бы таким же трэшем (прим. пер.)
Заставка "Звёздного пути"
Заставка 1-го сезона сериала "Остров Гиллигана". Кстати говоря, музыку для этого сериала в 1964 и 1965 годах писал ныне легендарный Джон Уильямс (прим. пер.)

ЛАРРИ И УИЛЛ ДЕЛАЮТ ЗАСТАВКУ БЕЗ ЗАКАДРОВОГО ТЕКСТА

Ларри, Уилл и Сидни с самого начала были против песни или закадровых комментариев в заставке. Они понимали, что заставкой надо задать нужное настроение, что она должна быть напористой и энергичной. Чтобы успокоить Маргарет, опасавшуюся, что зрители «не поймут мультсериал», и остальных, кто без конца волновался по поводу «излишне закрученных» сценариев, они решили показать яркие экшен-кадры с главными персонажами, которые помогли бы юным зрителям запомнить их. Глядя на наши неудачные попытки написать закадровый текст, Уилл, Ларри и Сидни убедили Маргарет, что нужно попробовать вариант только с музыкой и видеорядом, без закадра. Они нарисовали первый вариант раскадровки, который нам всем понравился, но Маргарет обоснованно забеспокоилась, что в ней мало внимания уделяется основным персонажам. В первом варианте был слишком сильный упор на то, что Людей Икс преследуют (плакат о розыске, прожекторы вертолётов), а это не вписывалось в концепцию наших сюжетов (в начале главы есть первый кадр начального варианта заставки).

Вот что об этом говорят Уилл и Ларри:

УИЛЛ МИНИО: Ларри сделал первый пробный вариант, который, как я помню, мне понравился, но в Fox забеспокоились, что в заставке слишком много времени уделяется персонажам, которых не будет в первом сезоне. Они беспокоились, что у нас и без того слишком много персонажей. Отсматривая пробник, я подумал, что экшен-кадры во второй половине могут пойти в ход с минимальными изменениями, затем накидал наброски до кадров с Росомахой, чтобы показать свою идею, как надо представить основную команду. Затем Ларри подхватил эту идею и сделал отличную заставку. Одна из самых больших проблем была в том, что Marvel не хотели предоставлять нам логотипы персонажей, так что их дизайном пришлось заниматься Ларри. А с компьютерами и принтерами 1992 года на изготовление одного логотипа уходило больше часа!

ЛАРРИ ХЬЮСТОН: Всё так и было. У нас получилось во многом благодаря тому, что Уилл, новатор, решавший все проблемы с Fox и Marvel, понимал, в каком направлении двигаться, и не только в вопросах заставки, а я активно всё это рисовал. Я нарисовал раскадровку первой заставки, и у Маргарет возникли вопросы из-за некоторых моих рисунков, так что Уилл переделал первые кадры до сцены с Циклопом, а остальное закончил уже я. Мы продумали визуал так, чтобы он не был в отрыве от музыки. Музыка, как по мне, в ней такая же классная, как в заставке «Джонни Квеста», которого я смотрел в детстве. Музыка в ней очень вдохновляла, задавала зрителю настроение. Не нужно было произносить «Джонни Квест», музыка затягивала и без этого.

ЭРИК ЛИВОЛД: Я их раньше не сопоставлял, но это идеальное сравнение, ведь заставка «Джонни Квеста» тоже эффектно представляет мультсериал, и в ней есть экшен-кадры из первого сезона, как и у нас.

ЛХ: Копирование идеи заставки было идеальным вариантом для «Людей Икс». Цепляющая музыка, всё остальное. Не знаю, можно ли сравнить нашу заставку с заставкой «Джонни Квеста», но она отличная. Когда я захожу в Facebook, то вижу, что она нравится всем детям. Когда люди слышат первые три аккорда, они сразу понимают, что сейчас будет. Она отпечаталась в головах целого поколения.

Заставка "Джонни Квеста" 60-х

Пока мы заканчивали с музыкой, Уилл и Ларри подготовили второй вариант заставки, сосредоточенный на основных персонажах, и у них получилось то, что нам было нужно.

ПРАВИЛЬНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ЗАСТАВКИ

Мы все любим музыку из заставки («Да-да-да-да-дааа-да-да…»). Она никак не уходит из головы. (Понятия не имею, почему её изменили в пятом сезоне, причём в худшую сторону. Из-за денег? Кому-то некуда было силы и время девать, наверное.). За неё надо поблагодарить настойчивых Уилла и Сидни и талантливого, но не всегда указываемого в титрах композитора Рона Вассермана. Композиторы Saban привыкли писать бросовую музыку для бросовых шоу. Они написали нечто детское, и Уилл и Сидни сказали: «Нет, нужно другое». Они написали ещё 10 вариантов – нет, нужно другое. Начались рассерженные телефонные звонки. Почему мы не принимаем совершенно адекватную музыку? Потому что она не подходит. Нужно другое. В Saban никогда не занимались таким амбициозным мультсериалом, у них никогда не было настолько придирчивых клиентов. Я поговорил об этом с Уиллом и композитором Роном Вассерманом.

ЭРИК ЛИВОЛД: Поговорим о музыке. Я знаю, вы оказали большое влияние на её звучание. Ларри рассказал мне, что вам написали 20 разных версий музыки для заставки.

УИЛЛ МИНИО: Это как минимум. Сидни и я думали примерно одинаково - нам нужно было что-то необычное. У всех на уме был «Бэтмен», который был в производстве уже примерно полтора года, и пусть он вышел в эфир за 3 месяца до «Людей Икс», у его создателей было больше времени, чтобы всё продумать, в отличие от нас. У него была тема в духе Дэнни Эльфмана, был уклон в симфоническую музыку. В Fox требовали, чтобы у нас музыка была «как в «Бэтмене», но персонажам Marvel это совсем не шло. Я обсуждал с Сидни свою теорию о том, что нам надо быть «анти-Бэтменом», поскольку у нас бюджет был в 2 или 3 раза меньше, – зависит от того, кому верить насчёт слов о бюджете. Я решил, что даже в плане музыки мы будем другими: у нас будет современно звучащий саундтрек, цепляющая музыкальная тема, которая с первых же нот заставит зрителей думать о Людях Икс. К счастью, Сидни со мной согласился. Мы тучу времени потратили с музыкальным подразделением Saban, потому что композиторы писали для нас стандартнейшую синтезаторную музыку, присущую сериалам того времени типа «Синдбада» или «Геракла», в которой не было ядра, мелодии, которая ассоциировалась бы у зрителя с персонажами.

Мы не переставали требовать от них нужного результата, и мы прослушали как минимум 20 мелодий, пока не получили то, что нам подошло. В какой-то момент меня и Сидни в Saban просто возненавидели, так как мы постоянно требовали от них такую музыку, чтобы зритель сразу понимал: «Это «Люди Икс». И не зря требовали! Уверен, что в Saban оказались рады тому, какую прибыль они получили благодаря этой мелодии. Но тогда там не понимали, что была нужна более свежая, более модная, более динамичная музыка.

ЭЛ: Помнится, Сидни сказал так: «Бэтмен» - это джаз-бенд, а «Люди Икс» - это гаражная группа».

В итоге незабываемую музыкальную тему написал Рон Вассерман. Рон не сразу был вовлечён в процесс написания музыки для «Людей Икс», но, когда это случилось, он прислушался к требованиям Уилла и Сидни и сочинил живую и энергичную мелодию.

РОН ВАССЕРМАН: У Рона Кэннона, отвечавшего за роялти, была идея одной басовой партии. Он сказал: «Попробуй её» - эта партия была в одной из песен его группы, которую он написал. Я начал с неё, и дальше я помню только бесконечные ноты. «Добавь ещё барабанов, добавь гонг, ещё вот это и вот это». Тогда всё записывалось на плёнку, и мы наслаивали, наслаивали, наслаивали треки друг на друга. Я ещё помню, как мне говорили: «Этого мало, она должна быть больше, должна быть масштабнее!». Наверное, получилось где-то 120 треков. Я слышать её не мог, когда закончил с ней.

КАК ВСЁ СЛОЖИЛОСЬ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ: АНАЛИЗ КАДРОВ

Уилл и Ларри подготовили нужный визуал, а вместе с Сидни и Роном – и подходящую музыку (мне тут похвастаться нечем, я работал над сценариями). Когда мы увидели готовую заставку, мы сразу поняли, что она зацепит зрителей.

Как появляются отличные заставки? Иногда благодаря таланту и настойчивости. Иногда благодаря удаче и волшебству. Я подумал, будет занятно покопаться в нашей 75-секундной заставке, обговорить детали, из которых она состоит. Первые 44 секунды представляют собой демонстрацию команды. Потом идут 20 секунд экшена, взятых из материала для первого варианта заставки, который нам нарисовали в Корее. После этого идут 11 завершающих секунд. Заставку нужно было сделать быстро, она должна была быть готова к премьере. К счастью, её структура была проработана так хорошо, что она в первый же день привлекла к себе внимание. Вот её разбор:

Первая часть: демонстрация команды (44 секунды)

ПЕРВЫЙ КАДР: ЛОГОТИП ЛЮДЕЙ ИКС В КОСМОСЕ (7 сек.) – Заставка начинается с внушительного логотипа Людей Икс в космосе, рядом с которым летают Шельма и Шторм, после чего появляется самолёт «Чёрная птица». Земля и другие планеты формируют фон. Одним непрерывным движением камера направляется в кабину самолёта, наводится на Росомаху, Джубили и Гамбита, затем перемещается к Скотту и Джин. Кадр заканчивается быстрым приближением к визору Скотта, и после ВСПЫШКИ идёт следующий кадр. (Заметка: профессора Ксавьера и Зверя в самолёте нет).

ВТОРОЙ КАДР: БОЛЬШЕ ЭКШЕНА С ЛОГОТИПОМ В КОСМОСЕ (6 сек.) – Продолжаем эффектный пролёт логотипа, Шельма, Шторм и самолёт отлетают от него, и камера смещается к стыку в букве «X». Переход к следующему кадру.

ТРЕТИЙ КАДР: ВЗРЫВАЮЩАЯСЯ “X” (3 сек.) – Буква «Х» устремляется вдаль, падает в залитый звёздным светом океан, после чего происходит взрыв огромной силы. Вспышка от взрыва – переход к следующему кадру:

ЧЕТВЁРТЫЙ КАДР: ЦИКЛОП (3 сек.) – Начинаем с глаза Скотта. Камера быстро отдаляется от Скотта, он теряет свои очки и падает на колени, сжав кулаки, а из его глаз бьют лучи энергии. Он стоит на плоскогорье, и над ним появляется написанное блестящими буквами прозвище «ЦИКЛОП».

ПЯТЫЙ КАДР: ЛЕС (2 сек.) – Птицы… Птицы? Да, пять птиц, пролетающих через лес, и сквозь деревья пробиваются тонкие лучи света. Камера двигается вниз, вместе с падающими лучами, и показывает лицо дикаря, Росомахи. Этот необычный кадр намекает на звериную сторону Логана и помогает плавно перейти от космического размаха сцен в первых четырёх кадрах к более «приземлённым» моментам.

ШЕСТОЙ КАДР: РОСОМАХА (4 сек.) – Логан выпускает свои когти, оскаливается, далее появляется его имя, написанное яркими красными буквами, и он прыгает на камеру и наносит режущий удар. Мы понимаем, что он за персонаж.

СЕДЬМОЙ КАДР: ШЕЛЬМА (3 сек.) – Шельма крупным планом, пролетает рядом со своим прозвищем, демонстрируя свою самую эффектную способность.

ВОСЬМОЙ КАДР: ШТОРМ (4 сек.) – Шторм призывает стихии, закрывая небо грозовыми тучами. Она бьёт молнией в тучу, после чего молния бьёт из тучи в землю. Затем она летит на камеру, и происходит переход со вспышкой в форме значка «X» у неё на груди в следующий кадр:

ДЕВЯТЫЙ КАДР: ЗВЕРЬ (4 сек.) – Интеллигентный Зверь, крупным планом, в очках, с книгой в руках и с улыбкой на лице. Отдаляемся от него, чтобы показать над ним мрачный логотип в стиле хорроров категории «Б» на фоне ночной синевы. От Зверя исходит длинная тень. Затем Зверь агрессивно прыгает прямо на камеру, и мы переходим к:

ДЕСЯТЫЙ КАДР: ГАМБИТ (2 сек.) – Карты Гамбита (все тузы, разумеется). Быстро отдаляемся от них, чтобы показать имя Гамбита и его фирменный приём с заряжанием и броском взрывающихся карт в камеру, затем переходим к следующему кадру:

ОДИННАДЦАТЫЙ КАДР: ДЖУБИЛИ (3 сек.) – Искры энергии, которые исходят из рук Джубили, получающей большое удовольствие от своих способностей. Над ней нависает её имя, написанное блестящими буквами.

ДВЕНАДЦАТЫЙ КАДР: ДЖИН ГРЕЙ (3 сек.) – Начинаем с крупного плана Джин, затем она с невозмутимым видом поворачивается к нам лицом, и вокруг неё формируется силовое поле. На фоне написано её имя.

ТРИНАДЦАТЫЙ КАДР: ПРОФЕССОР КСАВЬЕР (3 сек.) – Впервые показываем Профессора Икс, лидера команды, сидящего в своём фирменном кресле. При демонстрации его имени от него исходят волны энерии. Вспышка в форме буквы «Х», и идёт переход ко второй части.

Вторая часть: экшен-сцены из первых серий и переходный кадр (20 секунд)

Эти кадры взяты из экшен-сцен, которые мы планировали показать в первых сериях: Зверь под прицелом вертолётов, Шельму хватают кабели Стражей, Джубили преследует толпа, и она натыкается на забор, который переходит в когти Росомахи. Потом идёт переходный кадр с бегущей командой, и её название снова проскакивает на экране (к тому моменту в команду уже была добавлена Джин, но Зверя в ней ещё не было). После этого идут экшен-кадры с Циклопом, Шторм и Гамбитом, ведущие к завершению.

Третья часть: завершение (11 секунд)

Эта часть показывает, как сильно Ларри и Уилл любят старые комиксы. Мы видим злодея (Магнито), выступающего против героя (Ксавьера), затем их команды бегут друг на друга, и при их столкновении происходит мощный взрыв, который превращается в логотип мультсериала! Мотив противостоящих команд, которые готовятся к битве, есть во многих классических обложках комиксов. В нашей заставке группы бегут друг на друга, сталкиваются и взрываются (и музыка достигает апогея). В моей раскадровке написано, что Уилл изменил начальную концовку - в варианте Ларри было больше открытого космоса и спиралей ДНК.

Выскажу некоторые мысли. Во-первых, в заставке есть отсылка, больше относящаяся к комиксам, которые читали Уилл и Ларри, нежели к событиям мультсериала. Когда группы мутантов, хороших и плохих, бегут друг на друга, между ними показаны напуганные граждане, обычные люди. В комиксах больше внимания уделялось конфликтам только между мутантами, мы же сделали людей более весомой стороной конфликта. Скажу ещё о Гром-птице. Когда мы работали над заставкой, он должен был быть одним из Людей Икс, не злодеем. Ларри признался, что поставил его на «тёмную сторону» для баланса. Но главной странностью заставки для зрителей был головастый лысый коротышка в зелёном костюме. Кто он такой? Фан-сайты терялись в догадках.

Я думал, я просто не так хорошо знаю комиксы. Но Ларри недавно мне объяснил (после вопроса фаната), что лысый парень получился из-за ошибки анимационной студии АКОМ, которую не стали исправлять. Он никто! Уже давно забылось, что это должен был быть за персонаж. Он лишь очередная ошибка, вызванная сжатыми сроками и небольшим бюджетом, но, похоже, фанаты нас за неё простили.

Вот так. 75 секунд анимации – может показаться, что это не так много. Но создание правильных 75 секунд анимации было самым настоящим испытанием.

66
11 комментариев

Надо упомянуть звук колокола в конце. Вообще в тему, такого не встречал. Очень технично у них получилось, как и сам сериал.

1

Мне звук колокола тоже всегда нравился.

1

Я только потом вспомнил, что звук колокола есть и в заглавной теме GTA: San Andreas. Тональность другая, но тоже звучит очень в тему. С 1:04.
https://www.youtube.com/watch?v=6VewzN781wQ

1

приятно видеть описание как создавался воистину великий вступительный ролик)

они конечно не зря отвергали столько вариантов музыки - по своему опыту знаю, что написать что-то действительно стоящее в самом деле довольно трудно, и приходится перебирать кучу вариантов - в этом смысле "проходной" подход который практиковали в Saban для меня выглядит в некоторой степени варварством...)

1

Ого, вы музыку пишете?)

А насчёт подхода Saban... Это ещё не самое варварское, что там вытворяли в плане музыки.
В туче мультсериалов 90-х композиторами в титрах указаны Хаим Сабан и его товарищ Шуки Леви. Но оказалось, что в немалой доле случаев авторами музыки они являются только на бумаге. Музыку писали другие люди - тот же Рон Вассерман, например, но их в титрах прописывали как инженеров и прочий вспомогательный состав.
И вроде по бумагам всё законно, но настоящие композиторы оказались вот в таком неприятном положении, когда основная прибыль уходит двум хитрым евреям, а им достаются крохи. По ссылке есть подробности:
https://groups.google.com/g/rec.music.movies/c/CJQAF1yCTXg/m/btv_mhg3fvUJ

Вот более полный вариант раскадровки для первого варианта заставки, если кому интересно.
Она из второй книги о мультсериале, которую выпустили в 2020 году.

1

Так странно сделано все