Никому не нужные фильмы: дети, лошади и призраки
Небольшая свалка инди-фильмов, интересных и не очень.
Каждый день на различные онлайн-кинотеатры и VOD-площадки вываливается много плохих фильмов, но среди них запросто может затеряться настоящий бриллиант, обделённый популярностью, кинотеатральным прокатом и вниманием СМИ.
Попробуем отыскать что-нибудь такое в сегодняшней подборке картин, где есть любопытные дети, неправильные призраки, трогательные лошади, сильные женщины и один Итан Хоук.
«Очень тёмные времена» (Super Dark Times), 2017
Двое лучших друзей — Зак и Джош, становятся участниками ужасного события, про которое они никому не рассказывают. Попытки всё забыть ни к чему хорошему не приводят, а жизнь мальчиков постепенно превращается в ад.
Разворачивающийся осенью, этот холодный и тягучий триллер явно черпал вдохновение из сериала «Очень странные дела», задавшего моду на загадочные истории про детей. Но если проект Netflix предназначен всё-таки для семейного просмотра, то полнометражные фильмы на эту тему принимают гораздо более мрачный вид.
Вот и здесь четверо подростков на велосипедах развлекаются в скучном городке, обсуждают интимные дела своих одноклассников, много раз с удовольствием произносят слово «fuck», пока однажды не происходит непоправимое.
Обходясь без фантастики и мистики, «Очень тёмные времена» умело погружают в жизнь подростков, скрывающих жуткую тайну, не дающую спать по ночам. Главного героя начинают преследовать пугающие галлюцинации и паранойя, а события принимают неожиданный оборот.
Небанально рассказанная и сыгранная, эта история о детях и том, что они сделали, по многим параметрам даже выигрывает у дорогого стримингового шоу. Ведь тут вместо кучи отсылок и Милли Бобби Браун — трагедия, слёзы, кровь, эмоции и друзья, столкнувшиеся с настоящей жизнью.
«Лето 84-го» (Summer of 84), 2018
Летом 1984 года четверо самых лучших друзей, забавы ради, решают выследить маньяка, орудующего в местных краях. Все следы указывают на добропорядочного полицейского.
Ещё один проект, вдохновленный настроением 80-х, но теперь уже в жанре детектива и слэшера. Герои не меняются — уверенный в своей правоте лидер, толстый парень, умник и мачо. Они проводят вместе летние дни, читая порножурналы в домике на дереве, играя в прятки с фонариками ночью и катаясь на велосипедах, которые будто украли со съёмочной площадки одного известного сериала.
Необычная деталь, замеченная в доме копа не дает компании мальчишек покоя — они организовывают за ним настоящую слежку, а между тем, похищения детей продолжаются.
Электронная музыка, неплохая игра с саспенсом и идея, что твой сосед может оказаться серийным убийцей не позволяют заскучать, несмотря на всю явную вторичность картины. И только под финал она полностью расцветает — начинается настоящий хоррор, атмосфера сгущается, а детский поначалу фильм превращается в жестокую бойню.
«Лето 84-го» продолжает ностальгический интерес концу XX века. И пусть здесь нет ничего свежего и оригинального — ещё одна история про зловещую тайну американского пригорода вполне себе имеет право на жизнь, особенно с таким чудесным концом.
«Пусть трупы загорают» (Laissez bronzer les cadavres), 2017
Группа бандитов крадет 250 килограмм золота и прячется в брошенном замке. Полицейские выходят на их след, после чего начинается долгая и кровавая перестрелка.
Дуэт бельгийских режиссёров — Элен Катте и Бруно Форцани — ещё в дебютном фильме «Горечь» (2009) сформировали свой уникальный стиль, сочетающий микросъёмку, блистательный монтаж, эстетику итальянских триллеров и вычурный символизм.
И вот их третья работа, которая описанием отдаёт немного «Free Fire» Бена Уитли, действительно предлагает зрителю затяжную перестрелку между грабителями и стражами порядка. Правда, так перестрелки в кино ещё никто не снимал — перед зрителем разворачивается абсолютно безумное, визионерское и местами галлюциногенное зрелище, с обилием крупных планов и сцен, которые будет не так-то просто забыть. Латексные костюмы, палящее солнце, старомодное оружие, блестящее золото, яркая кровь, а также постоянно используемый авторами сексуальный подтекст, формируют ни на что не похожий и не имеющий сегодня аналогов мир.
Опираясь на стилистику жанра джалло 70-х, режиссёры одновременно признаются ему в любви, а также, заимствуя самые выдающиеся его элементы, умело встраивают их в свои картины.
Запутанный сюжет никто объяснять не станет — тут вместо слов лучше покажут карусель цветов, образов и взглядов, которые лучше монотонных разговоров скажут о героях и их чувствах. Всепоглощающая алчность под палящим солнцем превращает обычную криминальную историю в гротескный эпос, а грабители и копы — всего лишь пешки в большой игре на столе безумного монтажёра.
Несмотря на свою медлительность, своеобразие и беспощадность к зрителю, «Пусть трупы загорают» дарит уникальный опыт, который стал таким редким в современном кино.
«Страна призраков» (Ghostland), 2018
В старый дом, куда переезжает женщина с двумя дочками, вторгаются безумные психопаты. Героиням удается выжить, а спустя много лет одна из сестёр — Бет, ставшая успешной писательницей — возвращается назад, где ей предстоит узнать ужасающую правду.
Паскаль Ложье, снявший десять лет назад радикальных «Мучениц», вновь вернулся с хоррором, уже не настолько жестоким, но от этого не менее интересным. Кажущийся поначалу банальным home invasion, фильм меняется на ходу, запутывая зрителя, явно оказывающегося не готовым к таким резким сюжетным поворотам.
Две сестры, тёмный подвал и маньяк, обожающий кукол — обходясь без множества скримеров, Ложье конструирует историю, которая запросто может произойти на самом деле, и от этого действительно становится страшно. Безысходность и чувство отчаяния были свойственны «Мученицам» и здесь режиссёр не изменяет себе, погружая героинь в непрекращающийся кошмар на границе реальностей.
Не слэшер, не мистический триллер и не заумный пост-хоррор — заявленная в названии страна призраков действительно будет, вот только не совсем так, как показывают в банальных ужастиках, и оказаться в ней не пожелаешь никому.
«Истории призраков» (Ghost Stories), 2017
Профессор Гудман разоблачает шарлатанов и мошенников, выдающих себя за медиумов. Однажды ему приходит послание от давно пропавшего известного психолога Кэмерона, профессионала в исследовании паранормальных явлений. Встретившись с ним, Гудман получает три дела, которые невозможно объяснить с помощью науки, и принимается за собственное расследование.
Этот британский триллер с самого начала начинает казаться странным, а чем дальше, тем только загадочнее и непонятнее всё будет. Представляющий собой антологию из трёх новелл, связанных героем Гудмана, пытающемся доказать, что это всё выдумки, «Истории призраков» умело прыгает из детектива в хоррор про призраков, затем в лесную страшилку, а под конец вообще начнется какой-то Линч.
Заявленный на постерах Мартин Фриман заглянет только в одну из историй в качестве жертвы. Также промелькнёт Алекс Лоутер – молодой восходящий актёр, известный по роли подростка-маньяка из «Конца грёбаного мира», который тут тоже будет психовать и биться в истерике, что у него вроде хорошо получается.
Сами новеллы не оригинальны и достаточно просты, что, впрочем, не мешает их смотреть с интересом, постоянно чувствуя, что здесь что-то не так. И правда, «Истории призраков» — необычный эксперимент с жанром, не сколько ужастик, столько разговор о вере в сверхъестественное, нашем разуме и желании видеть только то, что хочешь сам, а не то, что происходит на самом деле.
«Выжившая» (Revenge), 2017
Дженнифер вместе со своим бойфрендом Ричардом отправляется на отдых в уединённый коттедж посреди пустыни. Внезапно объявляются друзья Ричарда, которые приезжают раньше положенного срока и один из них, положив глаз на Дженнифер, насилует её. Мужчины решаются избавиться от девушки, но она выживает и решает жестоко отомстить.
Французский триллер, вышедший в очень удачное время, отхватил солидные 80 баллов на Metacritic, хотя за что — абсолютно непонятно. Истории про месть обиженной женщины не новы — можно вспомнить по крайней мере франшизу «Я плюю на ваши могилы» или «Убить Билла».
«Выжившая» не вносит в избитый сюжет ничего нового и грамотно пользуется богатым наследием экстремальных французских фильмов только под конец. До этого — блуждания по пустыне, попытка спастись и несколько убийств, не впечатляющих своей зрелищностью. И только финал выручает картину — там выливается на экраны такое количество крови, что становится даже смешно.
При однозначно удачном стилистическом решении и неплохой операторской работе, фильм проигрывает во всём остальном. Пустой героине не слишком переживаешь, ведь создатели не удосужились раскрыть хоть сколько-нибудь её характер, а просто заставили страдать, будто это автоматически делает персонажа живым.
Атмосфера накаляется только под конец, а сама месть выглядит как просто повод устроить подобную возню. Тем особенно обидно, что кино делалось явно с оглядкой на своих жестоких предшественников, которые были гораздо человечнее и эмоциональнее, чем эта блеклая поделка.
«Наездник» (The Rider), 2017
Молодой ковбой Брэди получает серьезную травму головы во время родео и теперь не может полноценно работать с лошадьми. Но он не теряет надежды однажды снова вернуться в седло.
«Наездник» — независимый современный вестерн, рассказывающий о непростой жизни людей, которые в XXI веке всё ещё носят старые шляпы и искусно бросают лассо. Искалеченный Брэди возвращается домой и встречает здесь своего пьющего отца, младшую сестру и друзей, способных спокойно держаться в седле. Не способный больше ни на какую другую работу, Брэди пытается понять, что ему делать дальше, ведь вся его жизнь была связана с дрессировкой лошадей и родео.
Рассказывая о попытке найти себя, Хлоя Джао открывает удивительный мир индейской резервации Пайн-Ридж, где кажется, что время остановилось. Опустошающая бедность и безработица соседствует с людьми, посвятившими себя профессии, которая будто осталась лишь в старых фильмах. На лошадях здесь завязано всё — ими торгуют, на них зарабатывают, объезжают, выступают на родео, с ними дружат и убивают. Животные и человек оказываются связаны вместе посреди бескрайней пустыни, будто созданной для того, чтобы мчатся по ней верхом, обгоняя ветер.
Молодые люди оторваны от внешнего мира — они обсуждают своих знакомых, родео, работу и погибших товарищей. А гибнут здесь часто — скакать верхом на дикой лошади не самое безопасное занятие. Высокая смертность никого не отпугивает, ведь Брэди и его друзья вместе с местным воздухом впитали в себя бесстрашие и отвагу, граничащую с безумием, которая живет в этих землях с незапамятных времен.
Не скатываясь в социальную критику и морализаторство, «Наездник» просто рассказывает о том, как живется людям в самом центре Америки — месте, где жестокая реальность смешалась с подлинным человеческим духом. И всё показанное на экране не выглядит выдумкой, ведь главного героя играет парень, который точно также получил травму, пытаясь доказать, что ковбой — это не забытое слово из устаревшего жанра.
«Положитесь на Пита» (Lean on Pete), 2017
После трагичных событий одинокий подросток Чарли вместе с лошадью отправляются в путешествие по всей стране.
Прошедший мимо всей фестивальной шумихи и быстро забытый, «Положитесь на Пита» — отличный представитель тихого независимого кинематографа, умудряющегося простую историю рассказать так, что сердце сжимается.
Познакомившись со стариком, зарабатывающем на скачках, Чарли начинает помогать ему и заводит дружбу с Питом — спокойной и дружелюбной лошадью. Перед мальчиком открывается мир, где азарт и скорость правят людьми, а отличного скакуна за один проигрыш могут запросто продать в Мексику.
Примерно с середины картина поменяет сюжет и из истории про взросление превратится в грустный роуд-муви, где посреди американских пейзажей будут брести Чарли с Питом в поисках своего дома, встречая на своем пути совершенно разных людей. Найти место под солнцем, где на кухне сидят счастливые люди, а по утрам разносится запах горячих блинчиков, на самом деле, не самое простое занятие. Мрак под конец сгущается настолько сильно, что, кажется, будто спокойная работа в конюшне была где-то в другой жизни.
Неторопливый, с выверенными кадрами и неузнаваемым Стивом Бушеми, «Положитесь на Пита» — образцовый пример ещё одной драмы об одноэтажной Америке, существующей вдали о шумных городов, где царит суета и глянец. Как и «Наездник» — это фильм не о лошадях, а о тех, кто живет в самой могущественной стране мира и не может понять, что ему здесь делать и как быть.
«Кровавый фестиваль» (Blood Fest), 2018
Дакс с детства обожает фильмы ужасов, поэтому он с друзьями не может пропустить грандиозное событие — «Кровавый фестиваль», где будут воссозданы наиболее известные хоррор-картины вместе с их героями. Но прибыв на место молодые люди обнаруживают, что исчадия зла и маньяки — настоящие, а посетители фестиваля оказались жертвами зловещего плана.
Низкобюджетный «Кровавый фестиваль» поначалу напоминает «Хижину в лесу» в которую добавили тонну юмора и забрали все спецэффекты. Огромная территория, предназначенная для празднования превращается в кровавую баню, а выжить здесь можно, только если знаешь все сюжетные ходы и штампы любимого жанра.
Ведущий фестиваля со сцены заявляет — ужасы мертвы и стали привычным делом, а знаменитые злодеи превратились в любимцев толпы. Поэтому нужно устроить всё по-настоящему, без фальши и лоска, чтобы вернуть былое величие страшного кино.
Дагс с друзьями, попав в хоррор, но только наяву, вспомнят о мотивации киногероев, помянут Джеймса Вана, воззовут к Джону Ромеро, встретятся с режиссёром забытых трэш-фильмов, познакомятся с Закари Ливаем, видимо, сбежавшем сюда прямо со съёмочной площадки «Шазама!», сыграют в знаменитую Игру, доказывая, кто тут самый настоящий фанат. Помня о главных правилах — не разделятся, не говорить на латыни, не раздеваться, не оставаться с куклой наедине, ребята почти доберутся до финала, узнав для чего вообще всё это было нужно.
При всей своей трэшовости, «Кровавый фестиваль» умудряется говорить о природе насилия, издевается над знаменитыми франшизами и прямо с экрана взывает о том, что смешивать жанры — это круто. И хоть концовка смазана и не дотягивает до уровня, заданного в начале, эта нахальная и дерзкая лента доказывает — смотреть фильмы про смерть, кишки и злобных убийц в масках может быть очень даже полезно.
«Поддержите девушек» (Support the Girls), 2018
Лиза Конрой работает менеджером в придорожной забегаловке с полуголыми официантками и пытается разобраться со своими проблемами и проблемами своих сотрудниц.
В спортбаре многое может случиться — неудачный вор застрянет в вентиляции, пытаясь добраться к сейфу, байкер грубо нахамит и раскидает еду, а начальнику наплевать на своих работниц. Но сплочённый коллектив девушек всегда справится с любой проблемой, пока однажды их менеджера не решают уволить.
Эндрю Буджальски, один из основателей мамблкора, режиссёр, делавший фильмы за копейки с друзьями, где все много болтали и ничего не делали, добрался Реджины Холл и решил высказаться на тему борьбы женщин с вездесущим патриархатом. Заполучившая отличные оценки критиков, его новая работа больше похожа на агрессивное высказывание, а не на полноценное кино, хотя идея рассказать о жизни простых официанток звучит очень неплохо.
Но комедией тут и не пахнет — вместо тонких диалогов всё скатывается в банальность, единственным нормальным мужиком оказывается азиат, протест перерастает в настоящий бунт, ведь девушки всегда готовы помочь друг другу. Проблема только в том, что есть истории о женской дружбе и получше этой, а многочисленные упрёки в сторону мужской власти может и оправданы, но выглядят как яркая агитка.
И хотя героиня Реджины, в итоге остающаяся неудачницей, выглядит явно поживее каменных чудо-женщин и подруг Оушена, кино не становится сразу хорошим, если в нём громко кричат: «Девчонки – крутые!», ведь помимо этого, нужно еще чтобы всё остальное было тоже крутым.
«Пять пальцев для Марселя» (Five Fingers for Marseilles), 2017
В городке Марсель в республике ЮАР пятеро детей катаются на велосипедах и клянутся защищать свою землю. Спустя много лет один из них, совершивший преступление в прошлом, возвращается в родной город и не узнаёт его — бывшие друзья советуют ему убираться подальше, полиция беспредельничает, а территорию вокруг терроризирует жестокая банда.
Этот необычный нео-вестерн, целиком снятый в Африке, привлекает в первую очередь красивейшей картинкой, наполненной невероятными пейзажами, фактурными лицами и одеждой, не соответствующей своему времени.
Маленький городок Марсель будто находится на стыке реальностей — здесь повсюду царит разруха и бедность, банды передвигаются на мотоциклах и автомобилях, а герои носят зачем-то старомодные шляпы, оборачиваются в пончо и стреляют из револьверов.
Черпая вдохновение из спагетти-вестернов, «Пять пальцев для Марселя» переносит традиционные мотивы на африканскую почву, которую легко спутать с западными прериями, а брошенные городки вполне походят на первые постройки переселенцев. И хотя история здесь вполне обычная, а действие сильно затянуто, смотреть на то, как голливудский жанр обживается в жарких пустынях очень любопытно.
К тому же, «Пять пальцев для Марселя» говорит об Африке гораздо больше, чем вымученная «Чёрная пантера», ведь здесь темнокожее население не представлено ходячими стереотипами. Дети катаются на велосипедах, также, как и их американские ровесники, прячутся в хижине на отшибе, мечтают и дают клятвы. А взрослые люди без всякого пафоса пытаются завладеть самым ценным, что тут есть — землёй. Пускай сценарий вторичен, перестрелок совсем мало, а финал легко предугадать — далёкий континент давно не представал на экране в таком привлекательном свете.
«Близнецы» (Gemini), 2017
Джил работает ассистенткой у восходящей молодой актрисы Хизер, помогая ей с графиком и решая проблемы на работе. Одной ночью Хизер чудовищно убивают и Джил предстоит как можно скорее узнать, кто это сделал, ведь её саму подозревают в совершении преступления.
Чудесный жанр нео-нуара в последнее время всё реже стал радовать своим появлением на экране, поэтому этот скромный фильм явно придется по вкусу тем, кто соскучился по ночному Лос-Анджелесу, убийству, нарастающей паранойи и атмосфере всеобщего заговора.
Истину выясняет не продажный коп, частный сыщик или просто неудачник с улицы, а молодая девушка, что сильно осовременивает историю, привнося новизну в классические детективные интриги среди комнат отелей и спрятанных в лесу коттеджей.
Тут будут и ночные улицы, и кислотный неон, и постоянное присутствие тайны, ощущение обмана, пистолет, который конечно же выстрелит, а также обязательная для города ангелов история успеха и его последствий. В стильно снятой картинке постоянно прячется тревога и вот-вот кажется, что сейчас — и фильм встанет на один уровень с каким-нибудь «Гостем».
При этом финал может разочаровать, но это тот случай, когда всё, что было до него — сплошное удовольствие, и путешествие вместе с героиней в поисках правды вполне может напомнить местами что-нибудь из «Китайского квартала» или дюжины других культовых фильмов.
«Траншея 11» (Trench 11), 2017
В 1918 году отряд из британских и американских солдат отправляется на разведку в брошенный немцами подземный бункер, где по слухам велись различные эксперименты. В темноте туннелей солдаты столкнутся с абсолютно другим врагом.
Тематика зомби-нацистов давно не даёт покоя режиссёрам: об этом свидетельствует трилогия «Адский бункер», «Операция «Мёртвый снег» и выходящий осенью «Оверлорд».
Малобюджетная канадская «Траншея 11» в этом плане совсем не оригинальна, но зато вполне неплохо рассказывает с серьёзным лицом о солдатах, оказавшихся в ловушке на глубине в несколько метров под землей. Не особо скатываясь в трэш, фильм неплохо нагнетает атмосферу замкнутого пространства, где за любым поворотом может прятаться кровожадный зомби.
Против собственных созданий в конце концов пойдут даже сами немцы — это тот случай, когда бывшие враги на поверхности объединяются вместе, чтобы бороться со злом, которое куда страшнее, чем обычный мужчина с оружием в руках.
В диалогах о бессмысленности войны можно уловить мысль, что заражение — это не только физический процесс, но и душевный, ведь не щадящие ни кого военные командиры мало чем отличаются от кучки безумных чудовищ. А сумасшедший нацистский доктор хочет выпустить свои создания на волю, просто потому, что люди давно уже заслужили всё это.
Простенькая и дешёвая, «Траншея 11» поможет скоротать время до продюсерской мясорубки Джей Джей Абрамса, которая, конечно же будет гораздо зрелищнее и эффектнее. Но зато здесь есть сцена, где канадский проходчик и немецкий солдат просто сидят вместе и пьют пиво за мир, который в конце Первой мировой войны будет ещё только сниться.
«Дневник пастыря» (First Reformed), 2017
Пастырь Толлер служит в первой реформаторской церкви, которая больше является музеем, чем религиозным учреждением. Он ведёт свой дневник, где в подробностях записывает свои мысли, спасаясь таким образом от одиночества. Однажды к нему за помощью обращается прихожанка Мэри, чтобы пастырь поговорил с её мужем — экологическим активистом. С этого момента жизнь священника резко поменяется.
Пол Шредер, сценарист «Таксиста», в последние годы делал боевики с Николасом Кейджем, пока наконец не решил взять себя в руки и опять написал историю про борьбу человека и тьмы. Совершенно потрясающий Итан Хоук пытается смиренно помогать людям, одновременно сопротивляясь подступающему отчаянию.
Отлично снятый, «Дневник пастыря» создает мрачную атмосферу полной безысходности, приближающегося апокалипсиса, который наступает не только на всей Земле, но и в душе одного человека. Упор на экологию добавляет фильму актуальности, но не превращает в манифест «зелёных» — активисты тут не выглядят спасителями мира, а больше похожи на несчастных фанатиков, сражающихся против ветряных мельниц.
Совмещая в себе тяжелую драму и политический триллер, картина Шредера балансирует на грани, оставаясь самобытной и создавая странный мир, который, кажется, вот-вот погибнет.
Закадровые монологи Толлера, его исписанные страницы в дневнике, день за днём констатирующие суровую реальность, замкнутые помещения церкви, а также ощущение абсолютного бессилия, не только против могущественной корпорации, но и против самой жизни, доводят священника до грани, откуда уже вернуться невозможно. И необычный финал, который, кажется, здесь совсем не к месту, резюмирует все размышления пастора, открыто заявляя: даже в самой страшной тьме есть место хрупкой надежде.