Про главную тему в кино в 1999 году
Забавно, как в одном и том же году — в 1999 — вышло несколько культовых фильмов, которых объединяла общая тема.
Все они показывали, как текущая рутина сводит главных героев с ума и как они находят способы вырваться из неё.
Немного контекста
90-е годы были сложным периодом для США.
В 80-х произошёл перелом: эпоха бунтарства и хиппи были подавлены, но не танками, а офисной культурой, Уолл-стритом и образом успешного яппи. Однако, новая идеология не принесла ничего, кроме роста цинизма и напряжения в обществе.
И вот, общество вступило в новое десятилетие — с парой войн (Югославия, вторжение США в Кувейт), сильными внутренние противоречия (погромы в ЛА, резня в Уэйко, теракт в Оклахоме-сити).
Если сюда еще присыпать нервозность перед миллениумом (наступление нового тысячелетия) — то становится понятным, почему в обществе появился такой сильный запрос на стремление вырваться из этого мира, к свободе в широком смысле слова.
А символом текущего заточения однозначно стал офис-тюрьма.
Ну а теперь давайте вернемся к кино, к тому как на подобные настроения среагировали в Голливуде.
И, что интересно — среагировали в один и тот же год — в 1999.
Бойцовский клуб
Я хотел уничтожить что-то красивое...
«Бойцовский клуб» показывал как герой Нортона ехал по фазе от пластиковой пустоты и одноразового однообразия вокруг.
И путь к переменам показан только через деструкцию и само-деструкцию (как единственный способ почувствовать себя живым).
В финале главный герой взрывает небоскребы банков — как явный вызов банкам и тому самому офисному рабству.
Красота по-американски
Моя жена и дочь считают, что я гигантский неудачник. И в чем-то они правы. Но я не всегда был таким.
Вся жизнь для главного героя «Красоты по-американски» — это несвобода.
Даже на визуальном уровне, Лестера постоянно запирают в визуальной клетке обязательств и ограничений.
Ну а «сбежал» Лестер через отрицание текущего статуса-кво.
Из-за вспыхнувших эмоций к молодой девушке, Лестер по сути отринул те самые обязанности и ограничения. И, наплевав на мнение окружающих, герой Спейси смог вдохнуть полной грудью (хоть и на короткое время).
Матрица
Следуй за белым кроликом.
«Матрица» демонстрировала серость жизни буквально через серо-зеленый фильтр и подчеркивание того, что человек в мире Матрицы — лишь винтик (или, если быть точнее — батарейка).
Ну а бегство предполагалось, через выбор — пожалуй, самый известный в истории кино.
Cиняя таблетка — и комфортная скучная жизнь вернется.
Красная — и прыжок веры в новую реальность.
Нео (будучи офисным работником), разумеется, выбирает красную.
И жизнь его становится гораздо интереснее:
Про общий момент
Вспомним то, про что я говорил в начале — офис как символ несвободы.
Забавно, но во всех трех фильмах был почти буквально одинаковый разговор в кабинете начальника — где босс недоволен главным героем и ведет себя надменно (даже ракурсы похожи).
Даже в “Магнолии” (разумеется, тоже 1999 года) был такой кадр.
Офисное пространство
Визуально всю эту идею (бег из рутины) можно подытожить кайфушной сценой из «Офисного пространства».
Год выхода угадаете? (правильно, конечно же тоже 1999).
Если поразгонять, даже первый эпизод «Звездных войн» был на похожую тему, с избавлением Энакина от татуинского «офисного» рабства 🙂
После того всплеска, тема бегства из офисного рабства как-то остыла и на пару лет сменилась масштабными блокбастерными франшизами («Пираты Карибского моря», «Властелин Колец», «Гарри Поттер») или подростковыми комедиями.
Кстати, «Американский пирог» тоже вышел в 1999 году.
P.S. Ну и чтобы два раза не вставать, давайте закину момент из «Офисного пространства», с которого всегда трещу как в первый раз. Искренне считаю Лоуренса самым гениальным персонажем фильма.
P.P.S. Кстати, 1999 многими считается лучшим годом в истории кино.
Вот неполный список того, что релизнулось в этот год: «Бойцовский клуб», «Красота по-американски», «Офисное пространство», «Ведьма из Блэр», «Шестое чувство», «История игрушек 2», «Магнолия», «Мумия, «Все о моей матери», «Талантливый мистер Рипли», «Зеленая Миля», «Тарзан», «Американский пирог», «Розетта», «Стальной гигант», «Святые из трущоб», «Жестокие игры», «Догма», «С широко закрытыми глазами», «Беги Лола, беги», «Анализируй это», «Быть Джоном Малковичем», «Матрица» и тд.
Есть даже клевая книжка на эту тему — «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все», всем советую. Я думал это просто альманах рецензий будет, а это прям интересная работа, где автор словно проживает этот год заново, вспоминая хронологически все события и контекст.
А еще, «Зеленый слоник» тоже вышел в 1999 году....
Спасибо за прочтение!
Пост взят из моего телеграм-канала Одно Кино: @odno_kino
"90-е годы были сложным периодом для США."
90-е были золотым периодом США.
Выиграли холодную войну.
Экономика была в полном порядке. В то время квартиры и дома были гораздо доступнее для рядового американца, чем сейчас.
Культ потребления окончательно оформился в 90-е годы, это когда в моллы люди ходят за покупками не потому что у них кончились одежда и продукты, а просто потому что шоппинг - лучшее развлечение.
Наконец-то американцы в 90-е годы потихоньку начали справляться с бушующей уличной преступностью. И жизнь в больших городах стала достаточно безопасной.
И только в благополучной и сытой Америке 90-х годов могли появиться такие фильмы, как "Бойцовский клуб". Где офисный работник, работающий в тепле, заполнивший дорогими покупками всю квартиру, мучается бедненький от своего "рабства". При том, что никто его не держит, хочешь - езжай на ферму работать, на завод, в армию, куда угодно)))
Это очень круто и здорово смотрится со стороны. Особенно стороны более бедной и дефицитной. И пока человек занят выживанием и закрытием базовых потребностей, он не понимает всех этих экзистенциальных кризисов и всё это выглядит действительно как "с жиру бесятся".
Кстати, пересмотрите бойцовский клуб.
Прекрасные актеры там конечно снимаются, молодые Нортон, Питт, Хелена Бонем Картер...
Но вы пересмотрите, кого там эпатирует главный герой!
Он перепугал своего офисного начальника, когда сам себя бил в кабинете. А помните, как в клубе было задание - спровоцировать драку на улице с прохожим. И как тяжело было подраться с кем-то, потому что мужички в галстучках предпочитали убежать, а не драться.
А теперь представим, что главные герои не чистеньких пареньков из среднего класса пугают своими манерами, а нарываются на уличную банду, которые глаза выдавливают своим врагам... Или на толпу гопников. Или на деревенских ковбоев. И что? Избитая лепёшка от Тайлера останется. Весь бунтарский дух работает только на мамкиных пирожочков.
А это взаимосвязанные вещи, таки да
В скандинавских странах тоже уровень жизни в 90х достиг пика, и именно там появился блэк-метал (один из самых ебанутых и депрессивных музыкальных жанров, представители которого регулярно убивали друг друга и себя), и там же выросло количество самоубийств
верно, с жиру бесятся
а еще в конце офисного пространства герои уходят в пожарники, потому что там платят больше, чем программистам
ебаный параллельный мир
Лучший год в истории кино - 1994, количество хитов больше, чем в 99-м.