"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Об этом кино узнал случайно, скорее всего, захватив волну большого внимания различных медиа к этому произведению. Кино ругали, кино хвалили, к кино не было однозначного отношения. На просмотр меня сподвигдло два факта: первый – режиссёр картины Алексей Герман младший, второе – произведение ругали за антисоветчину.

Что касаемо первого пункта, то отец младшего – Алексей Герман, некогда сильно поиздевался над киноадаптацией произведения Стругацких «Трудно быть богом», чем заслужил моё искреннее неуважение. Кино получилось на удивление отвратительным, так что очень интересно было посмотреть, насколько яблоко далеко упало от яблоньки. Второй пункт всегда интересен, потому как «Воздух» получил масштабную рекламную компанию от федеральных источников, и мне стало интересно, что именно пропустили на экраны и насколько всё критично.

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Кино рассказывает о молодых лётчицах, которые сражаются в небе во времена блокады фашистами Ленинграда, защищая «дорогу жизни».

Тема благородная, о таком знать и помнить нужно. И если рассматривать «Воздух» Германа младшего просто как напоминалку о таком событии, то всё было бы даже неплохо. Однако же, это творение, нам преподносят как блокбастер.

Большой упор в рекламной компании делался на инновационном оборудовании, которое использовалось во время съёмок – большой и сложный стенд, имитирующий кабину пилота самолёта, который мог двигаться и вращаться во всех направлениях, давая возможность максимально реалистично снять сцены воздушного боя. По некоторым данным, которые можно найти в сети, бюджет этого опуса составляет 450 млн. рублей. Есть ли они на экране?

Как по мне, этих денег в картине я не увидел. Да, картинка приятная, да Безруков, да, пресловутый стенд. Но дороговизна оборудования должна работать на зрителя, показывая ему всё и даже больше. Здесь это не так. Стенд использовался максимально бездарно. Бои выглядят однотипно, показывая зрителю как самолёт противника берётся в перекрестие прицела и открывается огонь. Снова и снова. И снова.

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Так же, учитывая, что стенд позволяет имитировать такую фигуру пилотажа как «бочка», нас этим кормят тоже изрядно. При этом, на полном ходу самолёта, у человека в «кабине» при вращении «самолёта» какие-то висюльки неизменно оказываются над головой (которая в этот момент вроде как находится перпендикулярно земле), как бы показывая, что «пилот» действительно вертит самолёт. Сильно сомневаюсь, что на полном ходу самолёта такое возможно.

Отдельно съёмочная команда «порадовала» моментом, когда в воздухе загорается «самолёт» и этот огонь мы видим из «кабины» пилота. Всё бы ничего, только вот огонь горит ровно и прямо. Никаких тебе намёков на то, что это как бы самолёт, который несётся с огромной скоростью, а за бортом бушует ветер. Что помешало сделать это более реально при тратах на такую техническую составляющую фильма, для меня загадка.

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Ну да ладно, это ж просто техническая часть. Что по самому кино? Ну… Оно есть. Мэтр Безруков призван сделать из фильма нечто нереальное. После роли Христа, наверное, сложно вот так вот, в простого командира отделения. Но Сергей справился, наделив персонажа невероятно невнятной речью. Трубка в зубах – это для образа, понятно, но она ещё больше убивает персонажа, в которого не веришь даже на фоне всех его любовных драм или же беспокойств за личный состав. Видимо, лошадь в личный состав не входит, потому как в одной сцене наш бравый командир заставляет свою подопечную, которая просто не может открыть огонь по немцу, эту самую лошадь пристрелить, так сказать, в учебно-показательных целях. Девушке это помогает, а вот лошадку уже не вернуть. Я конечно могу чего-то не понимать, но мне кажется, что убивать ценное на фронте животное, которое, скорее всего, приписано к отделению, просто так – это нечто странное.

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Хотя, на фоне того, что молодые девушки приходя на фронт тут же начинают дерзить и огрызаться с боевыми товарищами (в том числе с теми, кто старше по званию), учить боевых механиков как перебирать движки у самолётов и вообще вести себя так, будто они никогда не слышали о таком понятии как «субординация», убитая просто так лошадь - это мелочь.

Так же, фильму очень нужны были красивые кадры, в угоду которых весь лётный парк отделения был припаркован на какой-то косе(!), с обеих сторон окружённой водой. Чтобы кадр был ещё красивее, настоящую маскировочную сеть заменили какой-то рыбацкой сетью с примотанными к ней тряпочками, в количестве нескольких штук. Вопрос: а как же это всё маскирует самолёты с БЕЛЫМ фюзеляжем, а также, каким образом отделение их выводит (по песку) на взлётно-посадочную (тем более в экстренном случае) преследовал меня весь фильм. Может помогла бы лошадка, но увы…

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Так, но не всё же так плохо? Нет, если не касаться диалогов. Режиссёр очень пытался в художественной манере показать, как молодым девочкам страшно, и они несут какую-то совершенно лютую ахинею, но это не работает. Ты слушаешь диалоги в кино и думаешь, что их написала нейросеть или же очень бюджетные сценаристы, на каждого из которых было всего по несколько строчек текста, которые потом некто соединил в одно полотно. Возможно даже жеребьёвкой.

Да, кино же про ужасы войны, с которых мы должны покрываться мурашками и холодным потом. Блокбастер же, как-никак. В силу наследственности, у нас тут много грязи, нелепых сцен (например, отделение, которое в прямой атаке теряет несколько бойцов на камеру, а потом сзади выезжает танк, который мог бы их всех прикрыть), или же младенец, которого доверяют молодой лётчице в самолёт, чтобы спасти, а она устраивает воздушный бой с невероятными перегрузками, подставляя борт огню фашиста, в результате чего ребёнок не выживает. Или же, например, подконвойный фашист, которого ведут двое солдат, один из которых внезапно бьёт пленного в спину, после чего оба его месят ногами, а рядом весьма художественно плачет ребенок на руках у матери. Зачем это всё?

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Впрочем, если не идти по кадру, то из диалогов можно узнать, например, то, что отца одной из героинь расстреляла кровавая власть. А дело всё в том, что он был инженер-конструктор и во время войны отчаянно пытался доказать всем, что агрегаты самолётов несовершенны, и это можно исправить. Ценного кадра, который видимо был не так уж и ценен, просто расстреляли, лишив родину грамотного конструктора.

И вот такого в кино действительно много. Историчностью там и не пахнет, а множество решений Алексея Германа младшего, в угоду кадру, драме или же художественности происходящего, обмазав в грязи, топчут историчность и аутентичность происходящего. Как и отец, сын показывает всё гипертрофированно, забывая о том, как это может видится зрителем в разрезе самого фильма.

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Что действительно понимал режиссёр, так это то, что кино нужно заканчивать хорошо и красиво. Финал очень трогательный. Однако же, груз всего отсмотренного просто не позволяет им насладиться в полной мере. У меня, с момента просмотра сцены, где полумёртвые от голода и лишений, жители Ленинграда, смотрят театральное представление, в котором со сцены им вещают блистающие, румяные, бодрые и полные сил артисты, не выходил из головы вопрос – а как так? А не были ли актёры театра каннибалами или же знал ли вообще режиссёр о том ужасе, что происходил в те годы в Ленинграде?

Я многого не понимаю ни в истории, ни в войне, ни в реконструкторских моментах, однако же, при просмотре фильма «Воздух», я много раз спотыкался о приёмы режиссёра, что просто не позволяло мне погрузиться в эту историю с полной отдачей. Отвечая на два пункта, которые меня сподвигли на просмотр сего шедевра, могу смело сказать, что Алексей Герман младший чётко идёт по стопам почившего родителя, разве что не замахиваясь на литературную классику. И да, антисоветчина в кино сквозит из всех щелей.

"Воздух", или как по стопам отца забить всё грязью.

Если немного покопать историю, что сразу станет понятно, что почти всё в этом фильме плод фантазии авторов. Даты, люди, факты, события имеют лишь касательное отношение к происходящему на экране, тем более, что значительная часть отснятого и показанного переходит в натуральный фарс, который обижает как память боевых героев, так и доверие такого зрителя как я, например.

Как итог, если захочется посмотреть это кино, то лучше это делать без детей, без интереса понять, что происходило в тот момент недалеко от Ленинграда, без стремления понять историю Великой Отечественной Войны в некоторых тонкостях и без надежды посмотреть хорошее и правдивое кино. Это, конечно, не пустая трата времени, но и совершенно необязательная к просмотру работа.

77
14 комментариев

Очередная залупа про любовь и чуть-чуть про войну с бюджетом в бутылку пива?
Посмотрел недавно "1941. Крылья над Берлином" такая залупа лютая, а потом сразу после него "На Западном фронте без перемен" охуел конечно еще больше какое Крылья говно

3
Ответить

В общем если смотреть кино про ВОВ, то от тех людей кто эту войну испытал. То есть советское кино. Вот и всё.

2
Ответить

большой и сложный стенд, имитирующий кабину пилота самолёта, который мог двигаться и вращаться во всех направлениях, давая возможность максимально реалистично снять сцены воздушного боя.

Лицо Тома Круза, посадившего себя и остальных актёров в реальные истребители, к осмотру. Можно ж было на стенде всё снять, ну!

1
Ответить

Так он в современные истребители сажал, а тут музейные экспонаты не на ходу

2
Ответить

Тоже себе представил.))

Ответить

Только что дочитал Блокадную книгу Адамовича и Гранина. И из неё сложилось мнение, что возле блокадного Ленинграда никогда и никогда не застрелил бы лошадь просто так.

Про театр там тоже сказано, кстати. Что, конечно же, актёры выступали такими же полуживыми, как и зрители.

1
Ответить

Вроде логично, не правда ли? Но...

Ответить