Музыка «Легенды о Зеленом рыцаре» (2021)
*Этот пост является сборником переведенных интервью и статей, так или иначе затрагивающих музыку фильма «Легенда о Зеленом рыцаре» 2021 года.
Выбор подхода к сочинению музыки
Главным принципом, изначально избранным режиссером фильма Дэвидом Лоури стало не ставить его постоянного композитора Дэниэла Харта в какие-либо рамки при создании музыки, которая оживит собой мир «Легенды о Зеленом рыцаре». Конкретно это касалось соответствия музыки картины музыке эпохи, в которой происходит действие картины, и была написана оригинальная поэма «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь».
В нашем первом разговоре с Дэвидом мы обсуждали, собираемся ли использовать для записи музыки исключительно инструменты выбранного исторического периода, и тут я подумал: а какого именно периода? Поэма была написана в XV веке, но прообраз Короля Артура, скорее всего, жил где-то в X в. Дэвид сказал мне не беспокоиться об этом, и, насколько мне помнится, некоторые сцены он уже представлял с синтезаторами и современными инструментами.
Поэтому Харт решил произвести синтез между музыкальными темами и инструментами средневековья и возможностями современной работы со звуком. При всем при этом композитор поставил себе целью посредством музыки добиться аутентичного отображения духа времени, сделав ее естественной частью мира и истории.
Использование языков средневековья
Одним из средств придания фильму нужной средневековой аутентичности стал, в первую очередь, выбор языков для песен и хора:
Я сам писал все тексты песен, поскольку они были на средневековом английском, а в некоторых случаях и на других языках. Моментами присутствует немного lingua ignota (с лат. «неизвестный язык»), первый в мире вымышленный язык, созданный немецкой монахиней Хильдегардой Бингенской в XII веке. Есть немного латыни, французского языка.
Немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская, о которой говорит Харт, в своё время занималась сочинением церковной музыку, и влияние ее религиозных композиций на некоторые вокальные части музыки «Зеленого рыцаря» вполне заметны, если послушать один из сочиненных ею гимнов:
Немного отходя от темы: в фильме присутствует визуальная отсылка к одному из изображений, находящемуся в книге Хильдегарды Бингенской «Путеведение, или Познание путей Господних» 1152 года:
Изображение показывает снисхождение на святую божественного вдохновения в виде пламени, которое уже в свою очередь отсылает к пылающему кусту, в виде которого Бог явился Моисею.
В начале фильма мы видим нашего главного героя Сэра Гавейна (Дэв Патель) сидящего на троне с символами власти (скипетр и держава) на которого сверху снижается корона Короля Артура и после того как она касается его то голова воспламеняется:
Средневековый инструмент в музыке фильма
Харт использовал никельхарпу — традиционный струнный инструмент народов Скандинавии, представляющий собой гибрид между скрипкой, арфой и клавишными.
Никельхарпа имеет звук, схожий со скрипкой, но более резонансный. Её для Харта по специальному заказу изготовил лютнист из штата Висконсин, который также научил Харта на ней играть.
До «Легенды о Зелёном рыцаре» никельхарпа уже была использована композитором Марком Корвеном для написания тревожащей музыки мистического триллера «Ведьма» (2015), режиссера Роберта Эггерса, и именно эта картина послужила для Харта вдохновением использовать никельхарпу в «Зелёном рыцаре».
Большинство грубоватых и резонирующих звуков в музыке фильма идут именно от никельхарпы. Инструмент придает картине необходимого ощущения старины, родства со скандинавскими легендами и мифами.
Никельхарпа показалась мне идеальной для мира фильма. Она очень красиво звучит.
Инструмент, который даст вам ночные кошмары
Как уже говорилось, музыка «Ведьмы» (2015) стала для Харта огромным источником вдохновения при работе над «Легендой о Зеленом рыцаре». Именно после просмотра этого фильма Харт понял, что отчаянно нуждается в двух главных инструментах, которые использовал композитор «Ведьмы» Марк Корвен.
Первым была никельхарпа, а вторым необычный инструмент под названием «apprehension engine» (двигатель восприятия или двигатель мрачных опасений) — единственный в своём роде инструмент, построенный для Корвена канадским лютнистом Тони Дуган-Смитом из Торонто.
Я связался с ребятами, которые его сделали, и спросил, готовы ли они создать для меня такой же. В то же время еще парочка людей, таких же, как и я, после просмотра «Ведьмы» желали заказать себе этот двигатель. Так что создатели смастерили еще одну ограниченную партию из 10 штук, из которой один экземпляр получил я.
Двигатель восприятия имеет струны, металлические линейки разной длины, которые можно гнуть или щипать, и издаваемые таким образом звуки усиливаются; есть колесо от харди-гарди (другой средневековый инструмент).
Двигатель создаёт страшные, пугающие и тревожащие звуки и идеально подходит для создания звукового сопровождения хоррора, или в случае «Легенды о Зеленом рыцаре» напряженного мистического фильма.
Что интересного Харт делал с синтезаторами?
Синтезаторы, по мнению композитора, удачно вписались фэнтезийный в антураж картины и хорошо отражают многие визуальные решения картины, как, например, использование ярких цветов:
Я приобрел себе новый синтезатор Prophet REV2 под предлогом создания фильма, который, в сущности, является улучшенной версией Prophet 6, но его стандартный набор синтезированных звуков показался мне ограниченным в плане того, что работает вместе с никельхарпой, рекордерами, струнами и арфой.
Харт стал экспериментировать, прослушивая и пробуя множество пресетов Prophet REV2, в попытке найти основу для дальнейшего поиска необходимого звучания фильма.
Казалось, что все имеющиеся в нем звуки звучат в фильме неестественно. В конце концов я остановился где-то на 2-3 звуках перкуссии и 2-3 патчах звуков путем модификации имеющихся пресетов Prophet REV2. В дальнейшем я использовал именно их, поскольку они лучше всего отражали создаваемый нами мир.
Песни фильма
Для сцены, в которой Гавейн (Дэв Патель) встречает гигантов, пересекающих пустыню прямо перед ним, Харт написал музыку с полным оркестром, поскольку хотел, чтобы момент ощущался значимым и величественным. Но такой подход не оправдал себя. Режиссер Дэвид Лоури после просмотра сцены с саундтреком понял, что подобное решение тут не сработает, и Харт стал думать дальше над тем, какая музыка ощущалась бы более подходящей.
Для Харта это стало непростым испытанием, поскольку то, что он ожидал, сработает, вошло в противоречие с тем, чем на самом деле явилась история фильма.
Пока Харт искал нужное решение, Лоури подал ему идею написать для встречи с гигантами песню. Харт вспоминает, что сам бы до этого никогда не додумался, поскольку такой элегантный выход из ситуации казалась слишком незначительным для исправления возникшей проблемы.
Именно в этот момент, я думаю, Дэвид начал понимать, каким именно должно быть музыкальное сопровождение и в какое направление его следует двигать. В дальнейшем, если у меня возникли трудности с написанием музыки для сцены, Дэвид всегда предлагал написать для неё песню.
Композитор согласился с идеей режиссера и попытался написать песню, которой в итоге стала «Aiganz o Kulzphazur», спетая певицей Эммой Тринг и вошедшая в фильм и звучащая в сцене с гигантами.
Хор
Харт почти сразу же почувствовал единение с музыкой, которую ему следовало написать для фильма не в последнюю очередь благодаря своему детству.
Родители Харта были епископалианцами (Епископальная церковь — американская протестантская церковь, входящая в состав Англиканской церкви) и музыкантами. Отец руководил церковным хором, в котором пел сам Харт, а мать обычно аккомпанировала им во время репетиций на пианино или органе. Так что с вокальной частью музыки, которую Харт пишет для фильм проблем у композитора никогда не возникало.
Чувство было, как будто я вернулся в детство, исключая то, что, когда я был ребенком, мы не играли музыку, написанную мной. Было немного странно! Но все прошло так хорошо, что мне захотелось сделать нечто подобное еще раз, и я держал это у себя в голове с того времени.
В итоге Харт развил свои отношения с хором на «Зеленом рыцаре», организовав группу из трех сопрано и четырех альтов.
Я не знал, как будут звучать их голоса, и был немного взволнован насчет того, сработает ли это, поскольку в «Легенде о Зеленом рыцаре» очень много хоральной музыки. Когда же они начали петь, то это было за пределами моих самых смелых фантазий. Они волшебно звучали вместе. Это один из тех моментов, когда подпрыгиваешь от радости, а внутри себя хочется кричать.
«Blome Swete Lillie Flour»
«Blome Swete Lillie Flour» (с англ. «Цвети прекрасный цветок лилии») — композиция в стиле средневековой колыбельной, звучащая под конец фильма, когда Гавейн мысленно возвращается домой. Харт изначально желал, как и для сцены с гигантами, написать мелодию с участием большого оркестра, но, как и в прошлый раз, осознал, что такой подход не работает со спокойным и умиротворенным визуальным повествованием сцены.
И снова Лоури предложил Харту написать вместо этого полноценную песню, что пришлось на позднюю стадию работы над музыкой картины.
Харт написал и спел песню сам, что изначально не планировалось, поскольку Харт хотел нанять другого певца, но команде и режиссеру так понравилось исполнение композитора, что запись решили оставить в первоначальном виде.
«O Nyghtegale» и «Be Merry, Swete Lord»
В сцене, в которой любовница Гавейна Эссель рожает сына главному герою, одна из служанок матери главного героя, Морганы Ле Фей (Сарита Чоудхури), поёт ей для успокоения колыбельную под названием «O Nyghtegale» (с англ. «О, соловей»), которая является частью музыки фильма.
Харт обучался музыке путем игры на скрипке в оркестре, а в юности увлекался игрой фолка и был одержим джазом, когда ему было 20 лет.
В этих жанрах я чувствовал себя как рыба в воде. Но средневековое фэнтези и музыка — это для меня совершенно другой язык из другого времени. Так что мне пришлось провести немало исследований, прежде чем я смог приступить к работе.
Этот фильм основан на эпической средневековой поэме со множеством религиозных подтекстов. И какие-то из этих подтекстов появляются и в фильме. Музыка, которая играется в епископальных церквях, также уходит своими корнями в средневековую британскую музыку, и те песни, которые я пел ребенком в хоре моих родителей в церкви, навсегда засели в моей голове.
«O Nyghtegale» спета певицей Афиной Фриззел, остальные песни фильма, включая и «Be Merry, Swete Lord», были спеты датской певицей Катинкой Винделев.
«One Year Hence»
Композиция «One Year Hence» (рус. «Один год спустя») сопровождает течение года, которое Гавэйн проводит в ожидании дня встречи с Зеленым рыцарем. Она примечательна большим количеством крайне необычных звуков, присутствующих на протяжении всей композиции.
В «One Year Hence» происходят несколько вещей, которые Харт отнес к категории «странных звуков». В начале присутствуют гудение и клекот, издаваемые с помощью басового рекордера. Некоторые из них Харт сыграл сам, другие же сыграны квартетом музыкантов BLOCK4, но основаны на игре Харта и на его экспериментах с тем, какие звуки можно извлечь из басового рекордера.
Ансамбль рекордеров был самым интересным. Мы использовали такие рекордеры, которые я раньше никогда не видел. Они называются «Паетзолд». По размеру они сопоставимы со взрослым человеком и очень низко и тихо звучат. Несмотря на то, что они настолько огромны, чтобы добиться приятного звучания, дуть в них нужно очень мягко и нежно. У каждого музыканта было с собой по 2–3 рекордера, и они постоянно меняли их, пытаясь найти подходящее звучание.
Он (рекордер) звучит невероятно. Но затем во второй части трека начинает играть синтезатор, и также присутствуют «странности». К примеру, когда играет такой «вуб-вуб-вуб» звук пару раз. Его придумал Бобак Лотфипур, один из моих постоянных партнеров по работе. Когда он просмотрел черновой вариант монтажа картины, я попросил его создать мне небольшую библиотеку звуков ударных инструментов, которые при этом не будут звучать как ударные.
Чтобы создать такой звук, Лотфипур проводил своим мокрым пальцем по поверхности конга (разновидность барабана) и затем понижал его частоту, дорабатывая в дальнейшем.
Так я и представлял себе Зеленого рыцаря – как человеческую перкуссию.
Довольно сложно записывать какой-либо инструмент, не имея о нём представления до момента записи. В таких случаях я расспрашиваю самих музыкантов, учусь у них, а затем предлагаю свои идеи касательно того, как сделать сыгранное более кинематографичным, и миксую с нужным количеством реверба.
После этого играет синтезатор, который снова и снова издает звук «вруууу». Его создание начиналось с одного из пресетов на Prophet REV 2, который Харт довел до удовлетворительного состояния, после чего стал экспериментировать с разными функциями.
Харт выкручивал на кольцевую модуляцию (вид синтеза, регулирующий амплитуду звука) на полную и понемногу сбавлял, тем самым создавая другой тембр внутри патча синтезатора. В последующем Харт сохранил то, что получилось, но в последующие разы так и не смог воспроизвести звук в том же виде. Это был единственный раз, когда у Харта получилось создать его в таком виде, и это то, что слышно в фильме.
Харт посчитал такое явление своеобразным воплощением «духом машины».
Чем особенны «O Greatest of Kings» и «Remember It Is Only A Game»?
В сцене рождественского пира друг за другом последовательно идут две композиции: «O Greatest of Kings» и «Remember It Is Only a Game».
В этой сцене король Артур (Шон Харрис) подзывает к себе Гавэйна и с беспокойством говорит о том, что жалеет об упущенной возможности заняться его воспитанием. Он «узнаёт его, но его не знает». Смотря на рыцарей Круглого стола, на всех тех, с кем он вместе проходил через многие битвы, на тех, кто проливал с ним и за него кровь, он видит песни и легенды, сложенные об их славных подвигах, о доблести, отваге и храбрости.
Но что же Гавэйн? Ему нечего рассказать королю, когда тот просит сделать ему таким образом подарок на Рождество. У него нет истории.
Затем королева Гвиневра (Кейт Дики) говорит, что ему незачем рассиживаться понапрасну среди рыцарей, уже добившихся славы, и нежиться в лучах рассказываемых ими историй о своих подвигах. У него ПОКА нет своей истории, но всё ещё юн и молод, ему самому следует делать свершения.
Но грехи Гавэйна — трусость, праздность и нерешительность. В самом начале фильма, отвечая одной из куртизанок в борделе на вопрос, рыцарь ли он, Гавэйн говорит, что «я ещё всегда успею» и «я ещё не готов». Он наивно полагает, что времени у него хоть отбавляй и он всегда, когда захочет, сможет сделать себе имя, всегда будет момент, когда ему подвернётся случай совершить то, за что его будут помнить.
И в это время мать Гавэйна — колдунья Моргана Ле Фей — проводит ритуал по призыву Зелёного рыцаря, рассчитывая на то, что её сын примет вызов этого мистического существа и тем самым Моргана подтолкнёт на путь обретения славы, доблести и чести, но в первую очередь — самостоятельности.
Это ключевой сюжетный момент, который создает фундамент для всего дальнейшего повествования, а музыка сочетает в себе элементы средневековых мелодий и инструментов, хорового пения, давая тем самым по-настоящему завораживающее чувство.
Я хотел, чтобы музыка вселяла страх, ужасала, давала почувствовать присутствие монстра, Зеленого рыцаря, угрожающего рыцарям Круглого стола в момент, когда они все обнажают мечи, предполагая, что сейчас их атакуют и придется сражаться.
Харт желал, чтобы музыка отражала величие легендарных монархов, и поэтому выбрал подход «меньше — лучше», написав минималистичный саундтрек для сцены, в которой королева Гвиневра читает письмо, данное королю Артуру Зеленым рыцарем.
Харт был настолько впечатлён и вдохновлён игрой актрисы Кейт Дики, исполняющей королеву Гвиневру, что не хотел «заглушать» её перфоманс музыкой.
Так что мне нужно было что-то низкое, что не соперничало бы с ее голосовым регистром. Поэтому я взял низкий, пульсирующий звук, дающий что-то вроде толчка, когда мы все ближе и ближе подступаем к испытанию, в котором Гавэйн обезглавливает Зеленого рыцаря.
Затем играет «Remember It Is Only a Game», под аккомпанемент которого впервые появляется легендарный меч Экскалибур. Харт хотел добавить этому моменту величия, но, так как Экскалибур появляется только на короткое мгновение, то Харт посчитал, что, учитывая всё другое происходящее в сцене, грандиозная музыка будет ощущаться не к месту.
В итоге сопровождение Экскалибуру решили сделать менее величавым, но при этом добавив оружию более тонкого ощущения мистической и божественной силы, исходящей от легендарного клинка.
В заключении...
Харт сочинил великолепный саундтрек, сочетающий элементы неоклассического оркестра, традиционной фольклорной музыки средневековья, мощных электронных синтезаторов и христианских гимнов, погружая зрителя как в романтизм легенд о короле Артуре, так и заставляя поерзать на кресле от мистических и напряженных мелодий.
И напоследок цитата Харта об одном из принципов его рабочего процесса:
Что-то, что работает для этого фильма, не сработает для другого, так что я не отказываюсь от идей полностью. Я даже сделал себе небольшой список звуков и идей, которые я хотел бы в дальнейшем использовать для других проектов. Я думаю, что в большинстве своем это определяется моими ощущениями. Если в дальнейшем я вижу, что выбранный мной звук не соответствует визуалу, то я могу пересмотреть решение.