Тридцать лет на проект мечты: история создания «Манка» Дэвида Финчера
Как режиссёр отошёл от психологических триллеров и получил финансирование на съёмки черно-белого фильма о сценаристе «Гражданина Кейна».
«Манк», новый фильм Дэвида Финчера, выйдет 4 декабря на стриминговом сервисе Netflix. Сюжет ленты рассказывает о жизни Хермана Манкевича — сценариста, получившего «Оскар» за «Гражданина Кейна». «Манк» получил высокие оценки от прессы, а об историческом контексте фильма мы рассказывали в отдельном материале.
В честь ограниченного проката «Манка» в США издание Variety взяло интервью у Дэвида Финчера и других причастных к созданию фильма. Мы выбрали главное из материала.
Идея создания и первоначальная задумка «Манка»
Сценарий к «Манку» в 90-е годы написал отец Дэвида — Джек Финчер. В молодости он работал начальником отдела в издании Life Magazine, где занимался журналистской деятельностью. А после ухода на пенсию Джек решил заняться написанием сценариев к фильмам — кино было его главной страстью. Отец с ранних лет прививал сыну любовь к кинематографу, и потому Дэвид ещё будучи ребёнком решил, что обязательно станет режиссёром.
Финчер рассказал, что в детстве смотрел много классических фильмов вместе с отцом. В их числе, например, «2001: Космическая одиссея» и «Окно во двор». С ним, к тому же, он впервые посмотрел и «Гражданина Кейна».
К восьми годам я уже решил, что посвящу свою жизнь режиссуре, так что мой отец выступал в качестве источника информации. Он мне говорил: «Посмотри вот этот или тот фильм».
Мечта Дэвида исполнилась — в 1992 году он снял свой первый полнометражный фильм. «Чужой 3», конечно, получился не таким, каким его видел Финчер изначально, но с него началась его карьера в Голливуде. Параллельно его отец писал сценарии, среди которых был и фильм о Говарде Хьюзе — про него в 2004 году вышел «Авиатор» Мартина Скорсезе.
Из этих работ Дэвид заинтересовался лишь одним черновиком. В «Манке» он увидел большой потенциал, но сценарий ему не понравился из-за неправильно расставленных акцентов. Джек Финчер сконцентрировался на конфликте между Херманом Манкевичем и Орсоном Уэллсом за авторство «Гражданина Кейна», но в его версии почти не было истории создания фильма.
Отец показал мне сценарий, напоминавший скорее судебное дело. Я сказал ему, что история похожа на кучу тухлых помидоров, и мне не было никакого дела, кто же на самом деле написал сценарий для «Гражданина Кейна». Сюжет мне не понравился.
Джек послушался сына и серьёзно изменил сценарий после его критики. В новых версиях он сконцентрировался на личной трагедии Манкевича и его предыстории. Кроме того, сценарист уделил больше внимания конфликту главного героя с магнатом Уильямом Хёрстом, с которого и был списан образ Кейна для фильма.
С готовым сценарием Дэвид после съёмок «Игры» отправился на питчинги в разные студии. «Манк» заинтересовал компанию Polygram, которая была готова дать фильму зелёный свет. На роль Манкевича претендовал Кевин Спейси, а роль актрисы Мэрион Дэвис предложили Джоди Фостер.
Но производству «Манка» помешали творческие разногласия между режиссёром и студией. Продюсеры настаивали на том, чтобы фильм был цветным, в то время как Финчер хотел сделать его чёрно-белым. К согласию они так и не пришли, и постановщику пришлось отложить «Манка» в долгий ящик.
Как созданию «Манка» помогла отмена «Охотника за разумом»
После этого режиссёр не сидел без дела — с момента выхода «Игры» он снял ещё семь полнометражных фильмов. Со временем он стал одним из главных режиссёров Голливуда, с которым работали лучшие актёры и сценаристы.
Но его отец не добился того же успеха на сценарном поприще — Джек так и не увидел свои работы на большом экране. Он скончался в 2003 году из-за осложнений с раком, за семнадцать лет до выхода «Манка».
С тех пор идея создания фильма не покидала Дэвида. Он знал, что рано или поздно должен осуществить задумку отца в изначальном виде. Финчер понимал, что «Манк» выглядел слишком нишевым на фоне других голливудских фильмов, и потому решил дождаться правильного момента.
После выхода «Исчезнувшей» в 2014 году режиссёр с головой погрузился в продюсерскую деятельность — вместе с Netflix он курировал создание «Карточного домика» и антологии «Любовь, смерть и роботы». Но по-настоящему его увлекло производство сериала «Охотник за разумом» об агентах ФБР, расследующих дела о серийных убийцах.
Финчер снял семь эпизодов для «Охотника за разумом» и контролировал все аспекты сериала. Шоу получило высокие оценки от критиков и зрителей, но его производство стало слишком проблемным для режиссёра. Он вынужден был присутствовать на съёмках второго сезона в Питтсбурге, что сильно мешало ему заниматься другими проектами.
Более того, усилия по созданию сериала себя не оправдывали: «Охотник за разумом» не получил большой популярности на Netflix.
Мне нужно было отдохнуть от сериала. Это было очень дорогое шоу. У него были преданные поклонники, но рейтинги не оправдывали большие затраты.
Тогда Финчер решил пойти к руководству Netflix, чтобы заявить об уходе из проекта. На встрече он заявил, что не хочет тратить ещё два года на создание третьего сезона «Охотника за разумом».
В ответ на это генеральный директор компании Тед Сарандос предложил режиссёру рассмотреть другие варианты сотрудничества — он заверил, что Netflix поддержит любые его идеи.
И в этот же день Финчер получил одобрение Netflix на создание «Манка». Компания не только выделила режиссёру большой бюджет на производство, но и согласилась сделать фильм чёрно-белым. Отмена «Охотника за разумом», таким образом, развязала Финчеру руки — он получил возможность заняться проектом мечты.
У нас не было ни капли беспокойства по поводу «Манка», потому что его снимает Дэвид Финчер. Он один из лучших режиссёров, и мы знали, как долго он продумывал фильм, и насколько личный этот проект для него. И мы были в предвкушении.
Съёмки фильма и сотрудничество с Netflix
Главный принцип Финчера при съёмках «Манка» — иллюзия аутентичности. Картину снимали на цифровые камеры, но режиссёр хотел, чтобы визуал «Манка» соответствовал фильмам 40-х годов. И съёмочная команда приложила все усилия для этого.
Дэвид хотел, чтобы «Манк» выглядел так, словно вышел сразу после «Гражданина Кейна». И он не хотел, чтобы зрители понимали, когда фильм был снят на самом деле.
Внимание Финчера к деталям касалось и реквизита. Он следил за тем, чтобы все предметы на съёмочной площадке были исторически достоверными — от одежды на героях до печатных машинок. Режиссёру было важно не допустить досадных ляпов — потому почти весь реквизит собирали из предметов 40-х годов.
Но Финчер решил не заморачиваться с достоверностью, когда взял Гэри Олдмана на главную роль. Внешне 62-летний актёр почти не похож на настоящего Манкевича, а в период создания «Гражданина Кейна» сценаристу было чуть больше сорока. Но, по словам режиссёра, это не было проблемой для фильма.
Мне нужен был кто-то, кто вошёл бы в комнату, и все сказали насчет него: «Да, он тот, кто нам нужен». В этом деле был нужен актёрище. Если вы берёте на роли актёров исходя из таких параметров, как их рост и длина волос, то теряете суть.
В интервью Variety Финчер заявил, что стриминговые сервисы, вроде Netflix, уже вытесняют традиционные кинотеатры. Сам он считает, что эти перемены к лучшему — режиссёры, выпускающие фильмы в обход кинотеатров, не зависят от кассовых сборов.
Я никогда не был так счастлив как сейчас, когда работаю с Netflix. В своём сервисе они строят целое кинохранилище. Очень хорошо, что есть такое место, где фильмам необязательно выходить в определённый сезон, вроде душного лета или тоскливой зимы. Netflix — платформа для фильмов всех видов. Вы можете выпустить там мрачную немецкую картину или израильский шпионский сериал. В Netflix принимают всех.
Сейчас Netflix активно занимается продвижением «Манка» — фильм претендует на главные кинонаграды сезона. А сам Финчер хочет отдохнуть от картины, которой занимался три десятилетия.
Я просто хочу уснуть на шесть месяцев. Жена на днях сказала мне: «Ты слишком долго думал об этом фильме».