Рецензия на мюзикл «Billy Elliot the Musical» (Часть вторая)

Мюзикл по фильму «Билли Эллиот» начали разрабатывать практически сразу же после проката и успеха картины. Режиссером остался Долдри, сценарист Ли Холл работал над либретто (и смог сохранить практически все диалоги, чудесные, плюс внести ряд новых реплик и шуток), а на музыкальную часть привлекли человека, который и так являлся одним из крутейших музыкантов 20 века, плюс за последние десять лет показал новую грань своего таланта, став блестящим композитором музыкального театра — речь идёт о сэре Элтоне, разумеется.

В 2005 году мюзикл «Billy Elliot» дебютировал на Уэст-Энде, а ещё три года спустя перебрался на Бродвей. Всему этому сопутствовал совершенно заслуженный головокружительный успех. Я помню интервью Элтона Джона и ротацию клипа на сингл-разведчик с этого мюзикла в эфире музыкальных каналов лет 15 назад, — но я тогда даже о существовании фильма не знал еще (это случилось осенью 2016 года), поэтому мюзикл оставил меня равнодушным.

Прошло десять лет, я пересмотрел фильм и параллельно открыл в себе интерес к мюзиклам (громко сказано) как к жанру. Побывал на постановках Бродвея и Уэст-Энда, переслушал кучу cast recordings, ознакомился с официальными и пиратскими записями в сети. Прокачал свои скиллы, короче. И в году 2016 к своему сюрпризу узнал, что Billy Elliot the musical был записан, показан в кинотеатрах США и Британии, и выпущен на DVD. С некоторой опаской скачал и начал смотреть.

И поздравил себя после просмотра, утерев слезы с лица, с очередной нежданной радостью — мюзикл не подвел кино нисколько, оказавшись реальным шедевром.

Здесь есть всё, что сделало фильм большим событием, — изумительная драматургия, великолепная актёрская игра, то выверенное сочетание высокой шекспировской драмы с далекой от пошлой сентиментальности чувствительностью и разухабистой комедией, заставляющей смеяться от всей души. Плюс тут имеется музыка, хватающая за сердце, заставляющая чувствовать себя счастливым, свободным, растворяться в ней, ощущаемая как электричество — и здесь же точная, выверенная, головокружительная хореография, в какие-то моменты совершенно смыкающаяся с академическим балетом, — настоящий восторг!

В записанной для кинопоказа версии (сентябрь 2014) задействован фантастический прекрасный ансамбль исполнителей, звездами которого служат тогдашний актуальный «Билли» Эллиот Ханна, одновременно непохожий и Uncannily похожий на Джейми Белла, театральная легенда Энн Эмери в роли «Бабушки», которой не стало два года спустя, и театральная же звезда Рути Хеншэлл в роли Уилкинсон.

Мюзикл очень бережно следует за фильмов, оставляя все главные элементы на месте, — но наполняет их дополнительным смыслом, временем и деталями, включая новые сцены, музыкальные и танцевальные номера. Плюс в той версии, которая была выпущена в 2014 году, имеется шикарный оммаж десятилетней истории «Билли Эллиота» на театральных подмостках, когда начинается Encore и на сцене появляются чуть ли не дюжины исполнителей заглавной роли, выросшие со времен своих дней на сцене, — талантливые юные актеры-танцоры, год, полтора, два воплощавшие Билли на подмостках.

Фильм и мюзикл позволяют получить многомерное, по разному цепляющее впечатление от этой никогда не потеряющей актуальность истории, в которой говорится о вещах, с каждым годом все более важных, — и эти вещи включают в себя огромный спектр проблем, к самым животрепещущим из которых относятся вопросы настоящей мужественности и — странно это замечать в картине 20-летней давности, — перспективности в историческом разрезе творческих индустрий и старой доброй промышленности, ориентированной на вытаскивание из недр земли ее потрохов (здесь — каменного угля).

Сейчас мы, кажется, понимаем, что эпоха шахтеров окончательно прошла — а вот театр, балет, музыка и кино живее всех живых. Билли Эллиот, в котором несколько жителей маленькой шахтерской деревни сделали ставку на балет для своего маленького протагониста, оказался проницательнее многих современных пророков.

66
1 комментарий