Про матч-кат и усы Брандо
Есть такой подраздел монтажного ремесла, называется интеллектуальный монтаж.
В нем смежные кадры должны в сумме рождать какую-то мысленную связь, абстрактную идею (а не просто передавать темпо-ритмику как в случае ритмического монтажа, или эмоциональный настрой, в случае тонального).
Пионером интеллектуального монтажа был, очевидно, Эйзентшейн. В целом, если вас кто-нибудь когда-нибудь спросит, кто был автором любого из монтажных приемов — смело говорите, что Эйзентшейн, не прогадаете. Как говорится, “был любимым режиссером наших любимых режиссеров”.
Считается, что он одним из первых применил такой тип монтажа в своем “Броненосце Потемкине” (скорее всего, не первым формально,
Когда после выстрела с корабля, каменные статуи львов буквально просыпаются от испуга.
Ну а формально, Эйзенштейн впервые описал термин "интеллектуальный монтаж" в журнале ЛЕФ в 1923 (за 2 года до "Броненосца"), в статье "Монтаж аттракционов".
Match-cut
Так вот, одним из самых частых приемов интеллектуального монтажа считается match-cut.
Ну это когда после склейки, какой-то из важных объектов кадров рифмуется с объектом из предыдущего (и по смыслу, и визуально).
В качестве самых каноничых примеров обычно приводят три эпизода.
Это “Лоуренс Аравийский”, где затушенная свеча превращается в восход Солнца:
Это “Космическая Одиссея 2001 года”, где первое оружие человека (кость) превращается в последнее (космический корабль)
Ну и “Психо”, где слив в ванне после убийства превращается в безжизненный глаз жертвы.
Но это все великие примеры, а есть гениальные — я до сих пор не знаю, задумывался или нет абсолютно фешенебельный переход усов Вито Корлеоне в крону деревьев в “Крестном отце”.
Надеюсь, что да.
P.S. Кстати, есть еще примеры звукового матч-ката (это когда при монтаже звука, звук из предыдущего кадра переходит в другой звук нового кадра).
Пара примеров такого из прошлогоднего "Три тысячи лет желаний" (я писал про это статью на DTF):
А в следующем примере, кстати, есть одновременно и визуальный матч-кат (колеса самолета превращаются в колеса тележки), так и звуковой (звук приземления переходит в звук езды тележки):
Спасибо за прочтение!
Взято из моего телеграм-канала Одно Кино.
В европейских фильмах такое не редкость
https://youtu.be/UENRVfdnGxs?t=168
Смотрел ребёнком ещё и только сейчас понял, пересмотрев этот фрагмент, что там даже диалоги описывают прелюдию персонажей..
А ведь недурно снимал Эйзенштейн, даже сейчас смотрится эффектно. Жаль ему не дали доснять Ивана Грозного
Шедевр!
Про усы Бандо просто охуенно
Спасибо за пост
Крестный отец конечно разъеб, нестареющая классика.