Индекс достоверности голливудских байопиков
В 2019 году писатель Дэвид Маккендлес и исследовательница Стефани Старлинг составили схемы достоверности известных биографических фильмов.
Выбрал из исследования самое интересное и делюсь с вами.
Сверяясь с различными источниками, Стефани проанализировала каждую сцену каждого фильма и разбила их на пять групп:
- TRUE (так всё и было)
- TRUE-ISH (несколько изменено, но суть правдива)
- FALSE-ISH (разумная вольность для драматизма)
- FALSE (не происходило или же возмутительная вольность повествования)
- UNKNOWN (мы не можем проверить)
Дэвид в свою очередь сделал из всего этого красивую инфографику.
Схема достоверности каждого байопика в итоге выглядит так:
Или так, если вам удобней ориентироваться по картинкам:
Самым правдивым из списка оказался фильм «Сельма» про Мартина Лютера Кинга и события марша 1965 года за гражданские права чернокожих в США (100% достоверных сцен), а самым вольным пересказом истории стала «Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Алана Тьюринга — всего 41,4% достоверности.
Чёрная комедия «Волк с Уолл-стрит» — 80% правды
Сразу стоит оговориться, большинство источников достоверности в этом исследовании — чье-то интервью или книга, написанная участником событий.
В случае «Волка...» источником для сверки фильма с реальностью послужили мемуары главного героя истории, бывшего трейдера Джордана Белфорта, опубликованные в 2007 году. Разумеется, Белфорт вполне мог напи*деть в своей книге и на самом деле что-то из им описанного происходило не так.
С учетом такого дисклеймера, в общем и целом фильм Скорсезе соответствует действительности, добавляя лишь некоторых красок в мелочах.
Например, в реальности не было неловкого поцелуя Белфорта с тетей Наоми, а Дэнни Поруш (прототип Донни Азоффа, персонажа Джона Хиллы) открещивается от тройничка (Белфорт + Азофф + молодая сотрудница), который нам показали в сцене безумной офисной вечеринки. При этом стриптизерши и проститутки на вечеринке присутствовали, а сотрудницам реально брили голову в обмен на $10000.
Самый мемасный момент фильма, когда герой Мэтью Макконахи начинает, напевая, бить себя в грудь и призывает Белфорта присоединиться — придумка самого актера. Макконахи делал так на съемочной площадке, а Скорсезе и Ди Каприо обратили на это внимание и решили использовать в самом фильме.
В «Богемской рапсодии» достоверности практически столько же — 79,9%
Из любопытных несоответствий — в фильме молодой Фредди Меркьюри подходит к Мэю и Тейлору после концерта, чтобы познакомиться и представляется их давним фаном, хотя в реальности он знал музыкантов несколько лет до того, как присоединился к коллективу.
Излишнего драматизма режиссер навалил и в линии реюниона группы для выступления на Live Aid: в реальности Queen брали лишь годичную паузу в 83-м, а между ее участниками не было полноценного разрыва отношений, за который Меркьюри просит в фильме прощения. Незадолго до Live Aid группа уже играла на фестивале Rock in Rio.
Финальная сцена знаменитого выступления на «Уэмбли» переснята практически покадрово. Если вдруг не видели сравнения реальность/кино, вот вам круто смонтированное видео на пока еще незаблокированном Ютубе:
Финчеровская «Социальная сеть» про то, как Цукерберг изобрел свою экстремистскую организацию, достоверна на 76,1%
Полностью выдумана завязка фильма про разрыв с героиней Руни Мары — в реальности никакой Эрики не существовало, на тот момент Цукерберг уже встречался со своей нынешней женой Присциллой Чан.
Кроме того, в фильме значительно додуманы отношения Цукерберга и Саверина, а также полностью выдумана эмоциональная сцена выяснения отношений между героями, после того как персонажа Гарфилда выдавили из компании.
Включая и эффектный замах Саверина кулаком в сторону Паркера (персонаж Джастина Тимберлейка) — в реальности такой дерзости Саверин себе не позволял.
UPD
В комментариях меня поправил Максат Кенжебаев:
Еще не дочитал, но Эрика Олбрайт существовала. У нее даже сайт был где она говорила что первая сцена в фильме правда (она давала показания в суде), но остальные страдания выдумка. Я хз бл*довал ли Цукерберг или they were on the break, но факт что Эрика отшила Марка это факт.
При этом в исследовании со ссылкой на заметку в The Guardian утверждается, что это все же была не Эрика.
Вот что пишут в заметке:
Выступая перед аудиторией в Стэнфордском университете в Калифорнии, Цукерберг презрительно высказал предположение, что его мотивировали главным образом возможности социального восхождения. В реальной жизни он был с нынешней девушкой Присциллой Чан еще до появления Facebook, а в фильме его отвергает выдуманный персонаж по имени Эрика Олбрайт, сказал он.
Возможно, выступление Эрики в суде было после этого заявления или выпуска самого исследования, да и Цукербергу никто не мешал солгать — и это лишь еще один штрих к его портрету.
UPD2
С предложенной Максатом версией не согласился в комментариях и Артур Ким:
И вы правы — не было никакой Эрики. Была лишь девушка, которую звали Джессика Алона. Цук написал в блоге, что она сука, а Соркин и другие уже из этого раздули историю. И ни в каком суде она не участвовала, откуда Максат взял эту инфу — хз.
Чья версия выглядит пока убедительней — решать каждому из вас. В любом случае, спасибо Максату и Артуру за включение в фактчекинг. Возвращаемся с исследованию.
Драма «Лев» с Девом Пателем правдива на 61,4%
Разумеется, если за 100% мы вновь принимаем изложенное в автобиографии Сару Брайерли «Долгая дорога домой».
Брайерли в возрасте пяти лет был разлучен со своей семьей, усыновлен парой из Австралии и 25 лет спустя сумел с помощью Google Earth и обрывков детских воспоминаний отыскать в Индии родную мать.
Единственный, но крайне забавный факт про фильм «Лев»: подружка главного героя по имени Люси полностью выдумана авторами фильма, такого персонажа не существовало в действительности. Совсем как в «Социальной сети» тремя абзацами выше.
И как и в «Социальной сети», выдуманную подружку главного героя играет... Руни Мара.
Мема про совпадение не будет, лучше вот вам сама красотка:
Ну и Руни тоже ничего, да.
Так что не только дтферы выдумывают себе тяночек.
«Далласский клуб покупателей», ставший вершиной «макконассанса», правдив на те же 61,4%
Сформирован такой процент, в основном, за счет того, что большинство персонажей фильма — вымышленные.
Рэйон (персонаж Джареда Лето), доктор Ив Сакс (Дженнифер Гарнер), офицер Такер (Стив Зан) — всех не существует на самом деле. Соответственно, все сцены с их участием отмечены на схеме красным цветом и комментарием «вымышленный персонаж».
По словам авторов фильма, Рэйон и Ив — собирательные образы, возникшие в результате общения со многими больными СПИДом и врачами, пытающимися болезнь побороть.
Помимо этого, у реального Рона Вудруфа были жена и дочь, о которых в фильме нет упоминаний.
Художественным вымыслом являются и финальные кадры, на которых Рон пытается удержаться на разъяренном быке под одобрительные крики толпы. В реальности Вудруф был на том родео, но не седлал быка. Это лишь красивая метафора авторов фильма о продолжающейся борьбе героя со смертью.
«Гонка» Рона Ховарда об одном из самых драматичных сезонов в истории Формулы-1. Достоверность 82,9%
События фильма разворачиваются в 1976 году и рассказывают о противостоянии австрийца Ники Лауды и британца Джеймса Ханта, которых в итоговом зачете после 16 этапов чемпионата мира разделил всего один балл.
В фильме для большего драматизма была изменена история знакомства главных героев — в реальности Лауда не был в 1970-м на гонке F3 в Лондоне.
Полностью выдумана и ещё одна эффектная сцена знакомства, в которой Марлен подвозит Ники на ж/д вокзал, не подозревая, кто он такой.
В этой сцене Ники начинает предупреждать девушку, что автомобиль не в порядке, но та не соглашается. В итоге машина ломается и парочку подбирают фанаты Лауды — так Марлен узнает, что спорила по поводу состояния машины со знаменитым автогонщиком.
В реальности Лауда был суперзвездой как в родной Австрии, так и в Италии, так что случайные люди на дороге вполне могли оказаться его фанатами, но сама сцена — выдумка.
Красивой выдумкой является и примирительная встреча заклятых соперников в ангаре около самолета в конце фильма. Хотя в реальной жизни Хант и Лауда действительно оставались друзьями.
«В центре внимания» — фильм о расследовании систематического сексуального насилия над детьми со стороны католических священников Бостона. 76% правды
Spotlight (так в оригинале называется картина) — это название команды журналистов крупнейшей газеты Бостона The Boston Globe. За расследование, которое легло в основу фильма, команда получила самую престижную номинацию Пулитцеровской премии — «За служение обществу».
Основной сюжет начинается с назначения Марти Бэрона (Лев Шрайбер) главредом The Boston Globe. Для драматизма режиссер привнес конфликт между новым начальником и старой командой, хотя в реальности никакого напряжения назначение Бэрона не вызвало.
Для упрощения повествования некоторые действующие лица были «схлопнуты» в одного персонажа: адвокат Джим Салливан — собирательный образ шести юристов, консультировавших команду Spotlight, а фиксер Питер Конли — собирательный образ всех людей, так или иначе пытавшихся замять дело со стороны католической церкви.
И еще один забавный пустяк: в одной из сцен Майкл Резендес (персонаж Марка Руффало) дает клерку 83 доллара, чтобы воспользоваться его рабочим местом и снять копии с важных документов. Реальный Резендес (на фото слева) в одном из интервью опроверг это, заявив, что в жизни бы не раскошелился больше чем на 80 баксов для того, чтобы воспользоваться копировальным аппаратом.
В «Снайпере» режиссера Клинта Иствуда с Брэдли Купером в главной роли 56,9% достоверности
В самом начале фильма главный герой сопровождает с крыши американский конвой и замечает, как некая женщина передает мальчику гранату и тот начинает бежать в сторону солдат. Герой вынужден застрелить ребенка, а затем и мать. В реальности Крис Кайл никогда не убивал детей. Первым его убийством действительно была женщина с гранатой, но ребенок в эту сцену был добавлен для пущего драматизма.
Кроме того, в картине значительно преувеличены душевные страдания героя. В фильме персонаж Купера сильно переживает из-за убийства ребенка и его матери. Биглз (персонаж Джейка Макдормана) успокаивает Кайла, проговаривая, что тот поступил правильно. В реальности Кайл заявлял, что не испытывал особых переживаний по поводу своих жертв, а та женщина с гранатой ничем не отличалась от любого другого врага в прицеле.
Линия с террористом по прозвищу Мясник тоже выдумана. Хотя сам боевик с таким прозвищем, скорее всего, существовал, Кайл никогда не сталкивался с ним в Ираке.
То же касается и противостояния с Мустафой — такой снайпер действительно орудовал в Ираке, но с Кайлом они в бою не пересекались.
Ещё в фильме завышена награда, которую иракцы предлагали за голову Криса Кайла — 180 тысяч долларов вместо 80. Видимо, шестизначная сумма лучше могла донести до зрителя всю крутость героя.
А вот печальная концовка «Снайпера», к сожалению, чистая правда.
Разумеется, этот пост не претендует на полноценный анализ фильмов — это просто разношерстный набор любопытных (как мне показалось) деталей из исследования. Надеюсь, он сподвигнет вас поделиться в комментариях своими наблюдениями из какого-то исторического кино. Или, может, игры или книги.
И надеюсь, всё не ограничится исключительно неправильным цветом кожи персонажа.
Вот ссылка на само исследование, там разобраны все сцены упомянутых фильмов плюс десяток других: «12 лет рабства», «Король говорит!» «Капитан Филлипс» или менее известные «Филомена» и «Скрытые фигуры».
Если будет желание — поковыряйтесь, вполне возможно, найдете что-то более любопытное, чем я.
А если вы всё еще сомневаетесь, ставить ли этому посту лайк, посмотрите на Стефани Старлинг, автора исследования.
Ну разве она не заслуживает вашего сердечка?
Спасибо, что прочитали.