"Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?".
Роман «Мастер и Маргарита», написанный М.И.Булгаковым, я прочитал ещё будучи учеником средних классов. Тогда мене его показала мама и я заинтересовался мистической его составляющей. В дальнейшем, перечитывая этот роман, я убеждался в народной молве, находя при каждом прочтении что-то новое. в институте интересовала любовная линия, после - социальная составляющая. Тем не менее, при каждом прочтении, я видел в книге писателя что-то новое, будь то потаённый смысл или же ускользавшие от меня ранее диалоги, ремарки, отсылки.
Я смотрел все экранизации, ходил на спектакли и в целом, «Мастера и Маргариту» очень люблю и уважаю. Особенно за то, что произведение окутано ореолом тайны и мистики. На всех попытках экранизаций или постановок происходили несчастные случаи разной степени тяжести. Такое не может не привлекать.
Новую экранизацию не отслеживал, но ждал. После релиза полетели отзывы, которых избегай - не избегай, а наслушаешься. Из них я словил то, что кино про автора романа, а не про прямые события книги. Некий безымянные писатель, находясь в некоей Москве, образца тридцатых годов, сталкивается с неприятием своего творчества, что толкает его на написание романа «Мастер и Маргарита».
Даже зная всю эту концепцию, мне было интересно. Да что уж там, мне всегда будет интересны экранизации романов Булгакова, особенно этого. Тем более, сыпался один восторг и актёрами, и кастом и самой историей. Не сдержавшись, я посмотрел это в кино, и вот что имею сказать…
В первую очередь, хотелось бы отметить визуал фильма. Атмосфера, декорации, костюмы и задники - всё на высоте. Очень глубокое погружение в атмосферу заявленного времени.
Сами актёры тоже великолепны. Диалоги, отыгрыш и сами характеры - просто супер. Конечно, читая книгу, некоторых товарищей я представлял по другому, но с кастом я согласен.
Музыка тоже на уровне. Она очень приятно подчеркивает события на экране, крайне выгодно и успешно меняя настроение при наступлении сверхъестественных событий. Весьма и весьма понравилось.
Отдельной строкой отмечу тройку актёров: Аугуст Диль, Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Три главные роли и три жемчужины этого произведения. Аугуст Диль, которого зрители могут помнить по роли в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки», крайне удачно воплотил в себе образ Воланда. Немец, акцент (с которым слегка пережали, но терпимо), демоническая улыбка и смех, и крайне пронзительное попадание в образ. Это принципиально другой Воланд, нежели получился у Басилашвили в экранизации 2005-го года. Сравнивать их бессмысленно, потому что они оба хороши, просто отличны друг от друга.
Мастер, в исполнении Цыганова - тоже бинго. Обречённый в литературной итерации и такой же потерянный в авторском дополнении к сюжету. Цыганову такие роли удаются и я в целом считаю его актёром одного образа. В этом кино - это именно его образ.
В Маргарите, Юлии Снегирь, я увидел русскую Еву Грин, в определённых сценах. Как по мне - идеальное попадание в образ. Это отчаявшаяся, влюбившаяся, красивая женщина, которая с головой бросается в отношения с Мастером и в его роман.
Прекрасная химия между персонажами, замечательное взаимодействие с окружением и сценарием. Тут вообще никаких претензий нет.
На границе, где начинаются претензии, хочется немного пройтись по свите Воланда. Коровьев и Колокольников - это просто десятка. Лучше него Фагота было не найти. Чрезмерно много кривляний, но персонажа они не испортили. Азазелло разочаровал. Да, мрачный, но не пугающий и совсем не выразительный. С Бегемотом даже история - коту отдали невнятно-мурчащие реплики, начисто лишив его выразительности и индивидуальности, которыми он в полной мере обладал в романе.
Теперь чуть сложнее. Сама структура фильма не подразумевает полное ознакомление с сюжетом романа Булгакова. Это не экранизация, а произведение по мотивам. У авторов хватило совести вставить этот титр в начало фильма, так что тут претензий минимум. Однако же, те, кто думал, что сможет ознакомиться с произведением, сходив в кино, останутся ни с чем. Для них это будет яркий, но непонятный набор сцен, полностью запутанный вставками режиссёра о жизни самого писателя. В этом случае, лучше посмотреть экранизацию 2005-го года. Там всё хорошо.
Немного оправдывая Михаила Локшина (режиссёра и сценариста фильма), могу сказать, что было интересно и приятно пофантазировать о «закулисье» романа Булгакова и посмотреть на прообразы известных персонажей в новой придуманной истории. Получился некий фан-сервис для тех, кто знаком с книгой, и это небольшой кусочек неизвестной истории, которая, на самом деле, не нужна, но коли есть, интересно посмотреть.
К выбору сцен, очень качественно перенесенных из книги, докапываться не буду. Тем более, что взяты самые знаковые, и воплощены на экран вплоть до дословных диалогов. Это приятно смотрится и вызывает уважение, хотя я бы и добавил несколько (сцена с Беллой в туалете, несколько диалогов Воланда и свиты и прочее). Сцена бала в книге очень сложная и перенести её на экран не менее сложно. Так что бал в фильме несколько купирован, но это можно понять. Что смогли снять хорошо сняли, в чём сомневались - даже не стали трогать. Лучше так, чем никак.
Теперь ещё сложнее. Художественная ценность фильма. Если идти по нисходящей, то это просто великолепная история любви, приверженности делу и страсти. Безымянный автор как бронепоезд прёт против системы, отстаивая свою профессиональную независимость, да ещё и любовь всей своей жизни встречает. Как итог - он в дурке (с последствиями), она - в депрессии (тоже с последствиями). Есть попытка перекрыть всю инфантильность писателя в реальном мире прослойками мистики, но получается не очень. Тут на лицо простая и ленивая борьба против системы, в которой безымянный писатель просто злится в стенку, лениво бухает и страстно трахает чью-то жену. Все эти пассажи разбавлены грамотными экранизациями отрывков из романа Булгакова, но складывается впечатление, что основная история это не сама «Мастер и Маргарита», а именно история неизвестного автора.
Причём, главный герой не просто ничего не сделал, кроме того, что лениво пришёл на несостоявшийся митинг, а даже усугублял своё положение, прийдя на вечеринку в квартире, произнося там всякое и ведя себя совершенно неразумно. И это моё самое большое разочарование в этом кино.
Я не против фанфиков и произведений «по мотивам», но прикрывать историю жуткой советской власти великим произведением - это такое себе. Да, у самого Булгакова были проблемы с властями, но в своём произведении он крайне тонко это всё приподнёс. В фильме же Лошкина, писатель с упорством локомотива, у которого погиб машинист, бездумно и тупо прёт на амбразуру, не хотя и не желая хоть что-то поменять. Это очень слабая история и она нереально смазывает всю атмосферу романа «Мастер и Маргарита». Да, тут можно усмотреть двойное дно и метаотсылки к жизни самого Булгакова, но их там нет, потому что всё что похоже на дуализм и аллегории - просто ширма для высказываний режиссёра через «Мастера и Маргариту». Давайте расскажем, какая интеллигенция вокруг тупая и трусливая, давайте покажем какие они лицемерные, давайте Верника в платьюшко нарядим (это особенно убило) и покажем, как сильные мира сего смотрят на мужика (народного артиста по фильму), пляшущего на сценке в квартире в серьгах и с накрашенными губами.
И даже тут всё складывается как нельзя удачнее - это ж альтернативное время. Форма, имена, одежда наши, а нет ни одной отсылки и ни одного реального названия. Кроме названия города «Москва», которую тоже можно на радость спалить дотла в финале.
И всё это под одобрение «Фонда Кино», который выделяет деньги на сам фильм и на кучу статистов, которые «выходят» из кинотеатров по всей России, обливаются слезами и соплями и рассказывают, что ничего прекрасней они не видели, и вообще, под это кино они хотели бы быть сами зачатыми и детей своих зачать.
Это некрасиво, даже если ты имеешь такой инструментарий и уверен, что под прикрытием иронии великого произведения, протолкнёшь свою собственную. Только вот Михаил Кошкин не Михаил Булгаков, и даже вкинув своего видения, замаскированного под идеологию писателя, он всё равно будет дорожной пылью на чистых натёртых ботинках.
Как итог имеем кино, которое рассказывает о нереально красивой истории любви, показывая нам вехи бессмертного произведения, в виде качественно снятых сценок из него, через призму антисоветского высказывания безымянного писателя, который ничего не хочет менять в своей жизни. Это не «Мастер и Маргарита», это кино по мотивам, которое способно лишь приоткрыть дверь в мир этого удивительного произведения, подсовывая вместо тонкой иронии очень грубую и глупую историю. Плохое ли это кино? Отнюдь нет. Оно способно вызвать эмоции и очень даже сильные. Стоит ли его смотреть? Определённо стоит. Хорошая ли это «Мастер и Маргарита» - совершенно точно нет. Это просто некоторые зарисовки из романа, пусть и прилично выглядящие.
Это зрелищное, красивое и совершенно предательское кино для всех поклонников романа Михаила Булгакова. Хотя, сама идея и концепция был очень даже хороши. Но, как известно, рукописи не горят, и возможно, мы ещё увидим достойную и честную экранизацию.