«Орган»: человек в коробке и плющ

Немного слов о малоизвестном японском боди-хорроре из 90-ых.

«Орган»: человек в коробке и плющ

«Я хотела описать агонию израненной души человека, разлагающегося изнутри»

Кей Фудзивара

Кто такая Кей Фудзивара? Японская актриса, режиссёр андеграундных лент, директор театра, сценарист и даже владелец приюта для бездомных кошек. А что самое примечательное — ко всем упомянутым титулам, за исключением кошек, добавляем слово «малоизвестная».

Пожалуй, самым заметным достижением в её карьере является роль девушки протагониста в фильме «Тетсуо» Синьи Цукамато, именитого японского режиссёра с необъяснимо дрожащими руками, с которым Фудзивара активно сотрудничала в начале его карьеры. Именно наша героиня ответственна за известную сцену со страпоно-пылесосом, въезжающим в мужские телеса. Собственно, их кооперация (Фудзивары и Цукамото, а не страпона и пылесоса) и есть та причина, по которой я обратил внимание на её режиссёрский дебют, а именно на «Орган» 1996 года — фильм ужасов с акцентом на особенностях человеческого организма при взаимодействии с сомнительными личностями (читай как кровь, кишки, говно). Думается мне, что работы Цукамото оказали некое влияние на режиссёрский стиль Фудзивары.

Постер японского релиза, ляпота.
Постер японского релиза, ляпота.

В завязке фильма круто сваренный полицейский и его зелёный напарник накрывают торговцев органами, которые уже начали свежевать ещё тепленького байкера. Но из-за высокоморальных принципов новоиспеченного служителя закона всё идёт не совсем по плану для обеих сторон, что приводит к суматохе и волшебному исчезновению последнего. После этих событий наш бравый, но слегка потрепанный высоким содержанием спирта в крови герой, а также брат-близнец пропавшего начинают свои поиски. Отдельно друг от друга, так как симпатии между ними не наблюдается. Небольшой спойлер: исчезнувший жив, но не совсем в «заводском» состоянии.

Параллельно нам показывают житие школьного научного сотрудника, затрагивая его прошлое, отношения с семьей и хобби. А, и ещё именно он разделывал бедняг в начале фильма. Плюсом идёт новая вводная - он фетишист-наркоман, гниющий заживо.

Одна из многих сцен, подчеркивающая странность фильма
Одна из многих сцен, подчеркивающая странность фильма

Перед просмотром нужно обозначить несколько вещей:

  • Мистики в фильме нет, не доверяйте скриншотам.
  • Здесь действуют два протагониста, поэтому советую как можно раньше научиться их различать (не совершайте моей ошибки).
  • Фильм плохо справляется с объяснением происходящего, поэтому тебе, дорогой зритель, придётся понимать это самому, сопоставляя увиденное ранее. При этом сюжетных линий в фильме несколько.
  • Наличие большого количества малоприятных сцен: начиная от актов некрофилии с девушками, заканчивая кастрацией. Выглядит оно хоть и не слишком жутко, но затрагиваемые в этих сценах темы явно не из приятных.
  • Запомните сцену из самого начала. В будущем она, естественно, обретёт смысл.
Почти весь боди-хоррор вплетен в сюжетную линию школы
Почти весь боди-хоррор вплетен в сюжетную линию школы

Одно из достоинств фильма — это его музыка. 70% атмосферы, не меньше. Отлично дополняет происходящее: от медленных лирических мотивов до тревожной психоделики. Я плохо сведущ в музыкальных тонкостях, поэтому лаконично отмечу «это просто круто».

Саундтрек я оценил ещё задолго до просмотра.

Ещё одно — это грим. При невысоком бюджете сцены разделывания и гниения исполнены очень неплохо. Они показаны не столько натуралистично, сколько намеренно гипертрофированно и со чувством вкуса. Поверх этого своеобразная работа со светом отлично дополняет демонстрацию жести. Учитесь, итальянские зомби-фильмы 80-ых!

Последнее, но не менее важное — некомфортная и давящая атмосфера и не менее давящий финал. Если по атмосфере всё и так ясно, то финал представляет то, к чему зрителя готовят с самого начала. Два эпилога — один для героя, другой — для злодея. Самое неприятное в этих сценах — это осознание того, что этим хочет сказать фильм.

Кей Фудзивара играет здесь небольшую, но важную роль
Кей Фудзивара играет здесь небольшую, но важную роль

В качестве заключения, могу ли я сказать, что фильм мне понравился? Скорее да, чем нет. В нём рваный сценарий и монтаж, местами актёры не слишком стараются играть, эпизоды с криминалом чувствуются недоработанными и несколько лишними. При этом фильм отлично справляется со своей задачей — на почти два часа погрузить зрителя в атмосферу азиатской дичи с налетом психологизма и демонстраций мистерий человеческого организма. Могу ли я порекомендовать «Орган»? Если хотите посмотреть что-то мрачное и давящее, но при этом малоизвестное — милости прошу.

И ещё кое-что, я смотрел фильм с английскими субтитрами (за неимением русских). Существует одноголосая озвучка, но за её качество ручаться не могу, так как не любитель. Учтите, что в версии с озвучкой вырезано 6 минут.

1313
2 комментария

Поставлю лайк, но дочитать физически не могу, боди-хорроры не моё. При этом люблю Видеодром и Нечто, но там это приёмы жанра фантастика, а всё, что приближено к реальности - гниение, продавцы органами - это для меня чересчур.

3