Как объектив меняет восприятие

Кино — визуальное искусство. Режиссер говорит со зрителем, в первую очередь, изображением, а потом уже диалогом и сценарием. Камера — язык, объектив — речь. Снять кадр и выстроить картинку можно на любой объектив. В зависимости от его особенностей меняется перспектива — важнейший элемент композиции.

Термин "перспектива" перекочевал в операторскую работу из живописи. Перспектива — то, как мы видим объемные тела на расстоянии внутри картинки. Как воспринимаем объем, вес и дистанцию до объекта. Три вида перспективы: линейная, тональная и воздушная.

Линейная — объект уменьшается пропорционально расстоянию от переднего плана. Горизонтальные линии картинки переходят в воображаемые.

Тональная — приглушение контраста предметов на расстоянии. Объекты заднего плана выглядят светлее объектов переднего.

<i> тональная перспектива</i>
тональная перспектива

Воздушная — удаленные предметы теряют четкость контура и цветовую насыщенность. Чем дальше объект от переднего плана, тем сильнее он размыт.

<i>воздушная перспетива</i>
воздушная перспетива

Камера с разными объективами снимет непохожие кадры. Отличаются они как перспективой, так и эмоциональным окрасом. Как это работает в кино? Замена объектива — замена посыла диалога. Широкоугольный, чтобы показать дистанцию в диалоге. Это подчеркнет расстояние между собеседниками, пустоту в центре. Портретный объектив, напротив, сближает участников беседы. Без слов покажет, что они знакомы. Оператор комбинирует фокусные расстояния и влияет на диалог, развитие персонажей, сюжетный подтекст.

Основная классификация объективов: короткофокусный (широкоугольник), нормальный и длиннофокусный. Нормальный объектив также называют штатником. Штатник делает перспективу ясной, приближенной к зрению. Он снимает строгую, неискаженную картинку. Нормальный объектив — не копия человеческого глаза. Охват нашего зрения шире. Штатник подходит в сценах повседневности. Средний кадр, погрудный портрет, наплыв или следование. Элементы, привычные глазу.

Портретник — грубо говоря, смесь элементов нормального и длиннофокусного объектива. Он размывает фон для съемки крупного плана, с акцентом на эмоции. Таким кадром можно выделить объект из окружающего мира, погрузить персонажа вглубь себя.

Длиннофокусный, он же телеобъектив. Частично сохраняет те же свойства, что и портретник. Он дает размытие расстоянием между передним и задним планами. Телевик можно узнать за счет размытого и вытянутого заднего плана. Угол зрения длиннофокусного объектива уже, поэтому камеру ставят далеко от объекта и избегают резких движений. Длиннофокусный вырезает сцену из внешнего мира. Объектив концентрируется на объекте и размывает периферию. Такой прием не ограничивает картинку, наоборот, делает ее громоздкой и необъятной. Телевик также используется при движении объекта: будь это погоня, поход войск или просто одинокая фигура. При съемке на фронтальный ракурс телевика объект перемещается медленнее, чем на коротком фокусе. Приемом отражается тяжесть пути, целеустремление героя. Преодоление расстояния на коротком и длинном фокусе требует разной затраты сил.

Как объектив меняет восприятие

Фокусное расстояние нормального объектива близко к широкоугольнику. Заметно это по линиям из центра. Они становятся округленной формы. На широкоугольном задний план приобретает четкость. Линии перспективы сходятся в одной точке. Широкоугольник применяется в репортажном стиле съемки, когда в кадре много жизни и событий.

Как объектив меняет восприятие

В кинематографе используется анаморфотный объектив. Он меняет масштаб и деформирует геометрическую форму изображения. Картинка на анаморфотном объективе вытянута. При монтаже кадр сужают, отчего появляются горизонтальные черные линии.

Перечисленные выше объективы — краткое описание и малейшая часть операторских инструментов. От объектива, монтажа и любого операторского решения зависит зрительское восприятие кадра. Сможет ли картинка передать посыл, задуманный режиссером. Увидит зритель подтекст, скрытый в диалоге, беге или взгляде? Камера — всего лишь инструмент. Задача творца — с помощью инструмента донести идею до зрителя. Облегчить восприятие.

107107
10 комментариев

Комментарий недоступен

44
Ответить

Наверное, автору такое не очень приятно читать, но с вами более чем согласен. Отличная конструктивная критика.
Я, как лишь любитель, а потому статья и заинтересовала, мысленно начал спорить с каждой приведённой мыслью.
Хотя, про перспективу было бы очень интересно почитать - ни раз замечал, как люди вообще не понимают что это и как работает, и при этом умудряются настаивать на своём.

3
Ответить

А я только чаёк заварил

14
Ответить

Хорошо было бы примеры

6
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Было интересно почитать, спасибо. Мое понимание кино теперь будет чуточку лучше).
Но у статьи есть одна маленькая проблема: нет ощущения, что ты ее дочитываешь. Она идет в гору, в гору, а потом резкий обрыв в виде "у меня всё")) Это жестоко))

Надеюсь на продолжение в том или ином роде)

1
Ответить

Отличная работа, дружище, продолжай. Там тебя критикуют выше, но я в целом понял всё, что ты хотел сказать.

1
Ответить