Солтберн — нескромное обаяние буржуазии

Деконструкция британского снобизма и аристократизма в провокационном фильме с отличным актерским составом и необычными визуальными идеями

Без спойлеров

Оксфордский университет. Основная часть учащихся здесь — золотая молодежь. У них есть деньги родителей, есть безупречное классическое воспитание, а также богатый социальный капитал: все здесь хорошо знакомы между собой и стараются проводить время вместе. Однако главный герой фильма Оливер Квик (Барри Кеоган) относится к другой немногочисленной прослойке изгоев-ботанов, которые смогли пробиться в университет своим умом и прилежностью.

Два мира сталкиваются благодаря стечению обстоятельств: Оливер выручает велосипедом своего сокурсника Феликса Кэттона (Джейкоб Элорди), в результате чего между ними со временем устанавливаются тесные дружеские отношения. Впоследствии Феликс начинает активно интегрировать Оливера в свое окружение, проникаясь его рассказами о неблагополучном положении в семье, а когда у того умирает отец, решается пригласить погостить у себя в родовом имении — Солтберн.

Богатое и древнее имение для выходца из глуши становится своего рода историческим Диснейлендом, где как бы невзначай можно непосредственно соприкоснуться с уникальным антиквариатом. Ко всему этому прилагаются и классические атрибуты аристократизма: дворецкий, слуги, строго установленный распорядок дня.

Тем не менее, довольно скоро вся эта клишированная картинка начинает распадаться. Да, с одной стороны, перед нами действительно казалось бы классическая аристократия: где-то высокомерная, где-то изнеженная, где-то вообще не понимающая чаяния простых смертных. Но, в то же время, ничто человеческое им не чуждо, ведь у них по сути те же простые жизненные переживания, они также любят собираться за каким-нибудь глупым фильмом перед телевизором или подурачиться в караоке. И постепенно робкий Оливер начинает всем этим проникаться, шаг за шагом осваиваясь в новом окружении, пытаясь стать "своим".

Обычно если все приходит само, то не особо ценится. И речь здесь не только банально про деньги — пробивающихся с низов с рождения не знакомят с "правильными" людьми, эти связи им приходится устанавливать самостоятельно. Так и рождается прослойка манипуляторов, которые ради своих целей не постесняются использовать никакие средства: обман, лицемерие, похоть, а то и чего похуже.

Раскрыть основные в фильме позволяет отлично подобранный актерский состав. Барри Кеоган продолжает отыгрывать уже почти фирменный образ чудака со скелетами в шкафу, что выглядит очень контрастно за счет партнеров, отлично исполняющих роли легкомысленной и развращенной золотой молодежи. Особо значима здесь и фигура хозяйки Солтберна в исполнении Розамунд Пайк, которая великолепно олицетворяет всю суть буржуазного восприятия с его сильным акцентом на сохранение стабильности своего уютного мирка при тотальном непонимании многих аспектов реальной жизни.

Не менее важную роль здесь играет и визуальная составляющая. В фильме прекрасно показаны все детали обеспеченной и беззаботной жизни: величественные интерьеры, роскошные костюмы, живописное окружение. При этом все это нередко доводится до крайности и эксцентричности, кульминацией чего становится размашистая костюмированная вечеринка. Отдельно можно упомянуть и ряд очень провокационных сцен, призванных еще сильнее пошатнуть стандартное восприятие чопорной аристократической жизни и создать ощущение чего-то дикого и разрушительного.

Со спойлерами

Фильм с первых минут не скрывает, что какая-то драма за всем этим должна стоять, но ее конкретные очертания начинают вырисовываться лишь во второй половине фильма. Оливер избавляется от конкурентов-манипуляторов и оплетает своими сетями практически всех обитателей Солтберна, получая над ними своего рода контроль.

А рушится все совсем казалось бы случайно: в честь дня рождения Оливера Феликс в качестве сюрприза решает отвести того домой и заодно познакомиться с его мамой, что вскрывает краеугольную ложь в их отношениях — все истории про неблагополучную семью были просто выдуманы. И для удержания контроля приходится прибегать к крайним средствам.

В итоге фильм, который большую часть историю пытается казаться какой-то гей-драмой, оказывается фильмом про власть. И тут даже нет противоречия, ведь плотские отношения оказываются одним из инструментов в борьбе за эту самую власть, но именно она первична, а все чувства и сантименты лишь побочный продукт, хотя и игнорировать его влияние порой может быть достаточно сложно.

Довольно показательной с точки зрения осмысления сути аристократического снобизма является реакция обитателей Солтберна на трагедию. Завтрак по расписанию и обсуждение прошедшей вечеринки хозяева дома не отменяют даже в момент, когда вывозят их мертвого сына. Становится ясно, что вся эта сухость и формалистика это не только способ поддержания своего статуса, но и отработанное средство защиты, которое позволяет справиться с горем и болью — ведь как раз механическая рутина спасает в такие моменты.

Особое место занимает и эффектный финал с танцем обнаженного Оливера. Весь фильм ему твердили, что ему не место в Солтберне, что он не такой и не заслуживает всего этого. И этот момент непосредственно перекликается со сценой его прибытия в имение: тогда Феликс проводил скромному Оливеру своего рода экскурсию, и все казалось чем-то нереальным, из другого мира. Своим же танцем он таким образом как бы проводит экскурсию уже для зрителя и в статусе полновластного хозяина.

3131
25 комментариев

Другие мои статьи про фильмы можно найти здесь: https://dtf.ru/u/455288-dracubik/2183146-putevoditel-po-blogu

1
Ответить

Фильм неплохой. Сюжет не нов, интрига небольшая, но смотреть было интересно. Скандальные сцены в ванной и на кладбище вписаны органично, атмосфера скуки и жизни в коконе передана хорошо, сравнение с мистером Рипли фильм не умаляет, получилась совсем другая история.

5
Ответить

Фильм как будто под Кеогана снимали, хорошо у него получилась роль такого аутиста психопата манипулятора. Ещё очень круто сыграл Мадекве, просто видно, какая внутренняя страсть в актёре, в отличии от бревна Элорди.

4
Ответить

Гифка с голым мужиком нюхающим стиральный порошок. 🤨

3
Ответить

Со стиральным порошком звучит даже логичнее. Вещи, стало быть, в стирке, ну и вот

3
Ответить

Совсем непонятно, зачем снимать такой фильм и что автор хотел сказать, это перечеркивает все визуальные плюсы
Был классный фильм на похожую тему, "жестокие игры"

3
Ответить

Шикарный фильм, но есть но, хотя это но в конце объясняется.

2
Ответить