«Халк» Энга Ли— лучшая экранизация комикса о зелёном гиганте?
Размышление об одной из самых недооцененных экранизаций комикса Marvel.
Статья является частичным пересказом спецвыпуска подкаста о кино «Эффект Эмметта Брауна» о позабытой супергероике 2000-х.
Синопсис: Доктор Брюс Бэннер (ученый, работающий над изобретением новой бомбы) подвергся воздействию гамма-лучей и превратился в Халка - существо невероятной физической силы, которое в состоянии ярости становится огромным зеленым монстром.
Его преследуют военные под предводительством генерала Росса, ему приходится бежать через всю страну. В конце концов, у него возникает любовная история с генеральской дочкой Бетти...
Комикс о зеленом гиганте в формате полного метра пытались экранизировать с начала 1990-х. Сценарий многократно переписывался и находился в подвешенном состоянии. В него пытались включить борьбу с террористами, противостояние с Лидером, генералом Россом, Брайаном Бэннером, людьми-жуками и т.д. На написание сценария было потрачено свыше 20 млн. долларов, а съемочный процесс так и не сдвинулся с мертвой точки.
Однако всё изменилось, когда за сценарий взялись Майкл Толкин и Дэвид Хайтер. Они оставили сюжет с жестоким отцом Брюса и противостояние с генералом Россом.
В 2001 году к проекту присоединились Энг Ли и Джеймс Шеймус. При работе над фильмом они вдохновлялись «Кинг-Конгом», «Франкенштейном», «Джекилом и Хайдом», «Красавицей и Чудовищем», «Фаустом», а также, что немаловажно, древнегреческой мифологией для интерпретации своей истории. Авторы расширили сюжет, связанный с Брайаном Бэннером, что позволило написать драму, затрагивающую тему отцов и детей.
Теперь хотелось бы поговорить о том, чем данная лента выгодно отличается от других супергеройских творений своего времени.
В первую очередь хочется отметить тон повествования. «Халк» Энга Ли отличается особой мрачностью и депрессивностью, которые не выглядят неуклюжей попыткой передать тон оригинальных комиксов (привет «Сорвиголове» с Беном Аффлеком).
В фильме Брюс и Бетти сильно травмированные с детства люди. Брюс с ранних лет столкнулся с отцовской жестокостью и нелюбовью, он, будучи ребенком, был свидетелем убийства родной матери. А повзрослев, Брюс попросту заблокировал все негативные воспоминания, вместе со злостью и обидой на своего отца. Он вырос нездоровым, эмоционально скованным, зажатым и закрытым человеком.
Бетти точно так же травмирована черствостью своего родителя, который предпочитал проводить большую часть времени на службе, игнорируя желания и потребности родной дочери.
Во-вторых, в фильме затрагивается упомянутая ранее тема отцов и детей. И Брюс, и Бетти вынуждены встретиться с теми, кто принес им немало боли— своими родителями. Встреча Брюса с Брайаном запускает цепочку необратимых событий: главный герой после облучения гамма-лучами встречает позабытого отца, что способствует высвобождению накопленного гнева, и, как следствие, Халка.
Бетти тоже тяжело даются встречи с безразличным отцом, который видит в её возлюбленном (еще до превращения в Халка) больного и озлобленного выродка.
Оба героя пытаются бежать от своего прошлого. Брюс пытается спастись от «гнилой» наследственности, от которой не так просто отделаться: герой невольно продолжил дело отца став ученым, занимающимся модификациями последовательностей ДНК.
В-третьих стоит отметить, что даже самые отталкивающие персонажи не кажутся картонными, все герои фильма обладают уникальными характерами и взглядами. Раскрывая героев, создатели обратились к фрейдистским идеям, зрителя регулярно погружают в воспоминания и сновидения персонажей.
По этой причине образ Халка не кажется просто квинтэссенцией гнева Брюса, это еще и накопленные годами обиды и боль. Внешне Халк здесь напоминает скорее большого, травмированного ребенка.
Есть еще одно направление в «Халке», предвосхитившее современную супергероику. Это элементы древнегреческой мифологии (привет Заку Снайдеру), которые становятся заметны в сюжете с Брайаном Бэннером. Жестокий отец буквально пытается пожрать своего сына, высосать всю его силу, поглотить его жизнь. Сцена, в которой Брайан переносит Брюса к озеру, напитана духом античной трагедии.
Стоит отметить и музыкальную составляющую фильма. Композитором изначально выступил Майкл Данна, однако его музыка была слишком нетипичной для супергеройского блокбастера, поскольку включала в себя явно этнические мотивы. На смену ему пришел небезызвестный Дэнни Эльфман. Однако расширив музыкальное сопровождение фильма, Эльфман не стал отказываться от композиций Данны, которые так же вошли в финальную версию ленты.
Сам Эльфман дополнил саундтрек фильма уникальными, помпезными и трагичными композициями, тем самым поспособствовав большему погружению зрителя в атмосферу происходящего на экране.
Фильм в чем-то предвосхитил и культовый комикс-ран Эла Юинга. В нем хватает по-настоящему неприятных боди-хоррорных сцен.
Стоит отметить и замечательную актерскую игру. Персонажи кажутся живыми, нет переигрываний или какой-то карикатурности, свойственной для супергероики 2000-х. Эрик Бана смог замечательно воплотить закомплексованного и зажатого Брюса Бэннера, Джэннифер Коннели хороша в роли меланхоличной Бетти Росс, а наблюдать за Сэмом Эллиоттом и Ником Нолти на экране— отдельное удовольствие для зрителя.
Говоря о недостатках фильма, в первую очередь хочется упомянуть CGI. К сожалению, графика хороша лишь в сценах с Халком, а вот задники, военная техника и взрывы вышли посредственными даже для 2003 года.
Еще одним недостатком картины можно посчитать некоторую затянутость. Здесь довольно мало экшна, первая сцена с Халком происходит спустя 40 минут от начала, что кажется не вполне удачным решением для супергеройского жанра.
Однако, несмотря на упомянутые выше минусы, хочется порекомендовать этот фильм к просмотру. Сейчас он кажется незаслуженно забытым. Это интересная и новаторская адаптация комиксов о зелёном гиганте и после просмотра которой остается ощущение, что в общем-то больше и нечего сказать о Халке.
Кто знает, может быть сегодня он покажется тем самым глотком свежего воздуха на фоне череды кассовых провалов и прохладных отзывов от критиков и зрителей на современные экранизации комиксов Marvel.
«Халк» Энга Ли провалился в прокате, собрав при бюджете в 137 млн. долларов 245 млн. долларов. Лента была сдержанно принята критиками, на Metacritic рейтинг фильма составляет 54%.
««Халк» Энга Ли действительно прекрасным примером кинематографического поп-арта, заслуживающим переоценки»
Об этом, и о многих других супергеройских фильмах 2000-х, вы сможете узнать из нового выпуска подкаста «Позабытая супергероика 2000-х: от «Сорвиголовы» до «Халка»».
А так же подписывайтесь на наш Телеграм-канал и на группу Вконтакте.
Если вам нравятся наши обзоры, рецензии и подкасты, то вы можете поддержать нас лайками, репостами, комментариями и донатами.