Анализ композиции финального кадра фильма "Рома"

<p>Рис. 1. Кадр из фильма.</p>

Рис. 1. Кадр из фильма.

В хорошем фильме большого режиссёра нет случайностей или совпадений. Вся информация, и которая прямым текстом проговаривается героями, и которая кроется в визуале, подтексте, контексте и т. д., не случайна. В выдающихся фильмах объём такой инфорамции может зашкаливать даже в одном кадре, немом и почти статичном. Главное - хотеть (подчёркиваю, хотеть, а не уметь) видеть в кино как можно больше.

Сегодня постараюсь это продемонстрировать на примере кадра из фильма

«РОМА»

(Roma, 2018, режиссёр и оператор Альфонсо Куарон)

Помимо прочих наград, фильм Альфонсо Куарона «Рома» был награждён «Оскаром» за лучшую операторскую работу. Оператором картины выступил сам режиссёр, долгие годы до этого работавший с самым титулованным оператором современности Эмануэлем Любецки.

Фильм рассказывает историю, в которой содержится очень много личного и интимного для самого режиссёра. Ставший звёздным режиссёром кассового кино в США, родился и рос он в Мексике того же времени, что и события, происходящие в фильме. И в фильме отражаются во многом его воспоминания о духе и настроении страны его детства, его родины.

Основой драматургии фильма стала история Клео, девушки родом из небольшого народа индейцев Миштеков. Работая служанкой в доме представителей городского среднего класса, она фактически является членом семьи. Основным драматургическим конфликтом является её нежелательная беременность, отречение от ребёнка отца и рождение мёртвого младенца.

Все эти сюжетные перипетии необходимы для осознания значимости продолжительного кадра в финале картины (Рис. 1).

Во время поездки на пляж чуть не тонут двое детей из семьи, в которой работает Клео. Спасая их от сильных волн, вымотанная девушка падает на колени на берегу моря. Рядом с ней падают и чуть не утонувшие дети. Остальные члены семьи, отправившиеся на пляж, обнимают Клео и спасшихся детей.

<p>Рис. 2. Круг объятий.</p>

Рис. 2. Круг объятий.

Обнимая друг друга, персонажи создают некое подобие купола, закрывающего их от внешнего мира (Рис 2). При этом эх тела обращены к зрителю, то есть купол создан не замкнутый, а включающий в себя и зрителя, который может стать частью этой семьи, отделившись вместе с ними от остального мира. Такое право зритель заслуживает, поскольку на протяжении предыдущих двух часов фильма переживает вместе с героями самые тяжёлые моменты из их жизни за последние несколько месяцев.

Рис. 3. Сикстинская мадонна, Рафаэль
Рис. 3. Сикстинская мадонна, Рафаэль

Подобный подход к построению кадра и демонстрации с его помощью отношений героев роднит изобразительное решение с каноническим методом демонстрации родственных и близких чувств в иконографической традиции (Рис 3).

<p>Рис. 4. Правило третей по вертикали.</p>

Рис. 4. Правило третей по вертикали.

Строя этот кадр, Куарон следует правилу третей в деление композиции по вертикали (Рис. 4), располагая персонажей в средней трети, а крайние трети оставляя фону. В деление по горизонтали он прибегает к разделению фона посередине, а центральную композицию персонажей опять строит исходя из правила третей, отводя им центральную треть (Рис. 5).

<p> Рис. 5. Трети центра кадра.</p>

Рис. 5. Трети центра кадра.

Персонажей Куарон располагает так, что они практически полностью перекрывают фон, находящийся за ними внутри их круга. Схожее построение мизансцены можно видеть в картине Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына», где обнимающий сына отец изображён так, чтобы целиком закрывать фон обоих фигур, отделяя их от остального полотна (Рис. 6). Таким образом, эти герои на полотне становятся одним целым.

<p> Рис. 6. Возвращение <span>блудного сына, Рембрандт.</span></p>

Рис. 6. Возвращение блудного сына, Рембрандт.

С Рембрандтом же роднит тут Куарона и отношение к свету, как, впрочем, и со многими другими нидерландскими художниками. Только тут использован скорее метод, обратный их методу. Сделав его картины чёрно-белыми и сильно повысив контрастность изображения (Рис. 7), мы увидим, что центральные персонажи у него всегда являются самым ярким пятном картины.

Анализ композиции финального кадра фильма "Рома"
<p>Рис. 7. «Даная» и «Ночной дозор» Рембрандта с повышенной контрастностью.</p>

Рис. 7. «Даная» и «Ночной дозор» Рембрандта с повышенной контрастностью.

Повышением контрастности в кадре Куарона (Рис. 8) мы добьёмся обратного эффекта, персонажи станут самым тёмным, что есть на картине. Таким образом Куарон не только делает на них акцент, но и заставляет нас обратить внимание на кажущуюся солнечность и безмятежность того мира, в котором они живут.

<p>Рис. 8. Кадр из фильма с повышенной контрастностью.</p>

Рис. 8. Кадр из фильма с повышенной контрастностью.

Каждый герой в соответствии со своим характером в конце склоняется к другим. Упрямый и своевольный мальчик застенчиво отворачивается, слабая и беззащитная девочка безвольно лежит в объятии матери, которая успокаивает, пытается заглянуть в глаза, понять, заговорить.

Особого внимания заслуживает лучик солнца (отблеск от мокрого песка), не случайно оказывающийся в самом центре этого кадра, будто в руках у героини.

<p>Рис. 9. Лучик в руках у героини.</p>

Рис. 9. Лучик в руках у героини.

Потерявшая при родах первенца, она винит в этом себя, потому что, будучи беременной, она считала ребёнка обузой и не желала его рождения. Члены семьи, в которой она работает, переживают уход отца, и Клео, и до того бывшая им практически родной, после спасения детей становится полноправным членом семьи, даря, таким образом семье покой и смирение. Нерождённый ребёнок, таким образом, также становится частью семьи, а спасением детей Клео искупает свой грех. Вариантом трактовки кадра можно считать присутствие в примирении и идиллии семьи души умершего младенца в виде лучика, одновременно символизирующего надежду на светлое будущее.

P.S.:

Я вижу, что на сайте постоянно выходят абсолютно рандомные статьи про кино. То кто-то обозревает какой-то популярный фильм, вышедший полгода назад, который уже все, кто хотел, посмотрели. То кто-то составляет рандомный топ по рандомным критериям, которых сам не придерживается.

И люди всё это читают, лайкают. Я подумал, что, раз людям интересны вообще почти любые тексты про кино, у меня что-нибудь найдётся.

Если кто-то дочитал до этого момента, сообщаю вам, что вы читали мою контрольную работу, которую я написал во ВГИКе в 2018 году. Не помню, по какому предмету. Помню, работу надо было сдавать уже завтра, а я только посмотрел "Рому" и сел писать этот текст перед сном. Ну меня похвалили за самую подробную работу на курсе, "пятёрку" поставили. Вдруг и вам понравится.

На вопросы о притянутости за уши и высосанности из пальца сразу скажу - те, кто кино смотрит регулярно, всё это в нём легко находят, это довольно поверхностный анализ, не глубокий. Те, кто кино снимает, само собой, тоже это всё видят и снимают осознанно.

Если было интересно - хорошо. Если не было - тоже неплохо.

2525
5 комментариев

Вот тебе делать нефиг

2
Ответить

Убедительно! Только интерпретация третей кадра мне в любых анализах кажется слишком простой.

1
Ответить

С третями всё просто на самом деле.
"Вот это тут, потому что это очень важно, а вот это тут, потому что это фон, но это тоже важно, потому что контекст"
И так всегда)

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А занавески-то что символизируют?

Ответить