Обзор «Последней капли» — автобиографического фильма Софии Копполы об отношениях с отцом

Новая работа режиссёра «Трудностей перевода» получилась лёгкой и завораживающей и не претендует на что-то большее.

Обзор «Последней капли» — автобиографического фильма Софии Копполы об отношениях с отцом

София Коппола, кажется, вовсе не стремится превзойти успех «Трудностей перевода» — этот фильм так и остался вершиной её творчества. С тех пор она выпустила ещё много работ, но ни одна из них так и не приблизилась к популярности её ранней работы.

«Последняя капля» — тоже не исключение. Хоть критики и зрители уже с первых выпущенных кадров записали её в ряд потенциальных номинантов на «Оскар», на деле фильм никому ничего не доказывает. Если ожидали триумфального возвращения режиссёра к истокам, то останетесь разочарованными. Это всего лишь лёгкая комедия с щепоткой драмы и сатира на современное кино с отсылками для своих. Ничего более.

И это по-своему прекрасно.

Обзор «Последней капли» — автобиографического фильма Софии Копполы об отношениях с отцом

«Последняя капля» — история о Лауре, писательнице, потерявшей вдохновение, которой скоро исполнится сорок. В её жизни, кажется, нет изъянов: богатый и амбициозный муж, квартира в центре Нью-Йорка, две очаровательные дочурки и стабильный быт. Но такое размеренное существование плохо влияет на её работу — она не может приступить к новой книге. Вдобавок, кажется, муж ей изменяет.

И тут появляется отец — престарелый ловелас Феликс, который известен во всех богемных кругах Америки. Он подозревает мужа дочери в измене и предлагает ей вместе пошпионить за ним. И это не то повод провести с ней время, не то попытка доказать полигамную природу мужчин.

Если вы думаете, что за этим описанием есть что-то ещё, то ошибаетесь. За полтора часа София Коппола не углубляется ни в философию, ни в драму. Здесь нет какой-то традиционной сюжетной структуры или переосмысления жанра. В «Последней капле» лишь раскрывается жизнь самой Софии Копполы — и её отношений с отцом.

Обзор «Последней капли» — автобиографического фильма Софии Копполы об отношениях с отцом

В образе Лауры нетрудно узнать саму Софию, а в Феликсе безошибочно угадывается Фрэнсис Форд Коппола — Билл Мюррэй даже надевает шарф будто из гардероба режиссёра. Муж главной героини тоже списан с супруга Софии Копполы — музыканта Томаса Марса, с которым у неё две дочери.

Без этих деталей, возможно, будет трудно понять о чём фильм вообще рассказывает. Для истории о кризисе среднего возраста здесь чересчур мало страданий, для высказывания об отношениях мужчин и женщин не хватает деталей. В диалогах обо всём этом упоминается мимолётом, почти в шутку. Словно героев это по-настоящему не волнует.

На деле это посвящение Софии её отцу, любовное письмо их отношениям. Главная героиня здесь постоянно находится в тени Феликса, имя Рашиды Джонс в титрах даже числится лишь вторым после Билла Мюррэя. И неслучайно — пожилой отец с неуёмной энергией расшевеливает сюжет. С ним связаны лучшие сцены и лучшие моменты. Без героя Мюррэя фильм словно теряет сердце.

Обзор «Последней капли» — автобиографического фильма Софии Копполы об отношениях с отцом

Сама Лаура, к слову, чувствует себя так же без его присутствия. Метафора её духовного бессилия — потеря способности свистеть. Раньше она могла подпевать отцу, но к началу фильма лишь вычленяет какие-то звуки. С внезапным приходом отца она, сильная и независимая женщина, словно возвращается в детство, когда у неё была надёжная опора.

К слову, персонаж Мюррэя совсем не вписывается в современность — эпоху феминизма. Каждой женщине в фильме он делает комплименты, не прочь отпустить шовинистскую шутку или порассуждать о полигамной природе мужчин. Феликс остаётся верным себе даже после замечаний дочери и, кажется, даже не собирается меняться.

Два разных взгляда на мир и два поколения образуют на экране непередаваемую химию, которую можно ощущать в каждой сцене с их участием. Билл Мюррэй и Рашида Джонс удерживают внимание даже в те моменты, когда в кадре нет ни богатой композиции, ни работы со светом. Очень легко забыть, что в этом фильме вообще есть персонажи кроме них: Коппола с лёгкостью вытаскивает своих героев из их окружения и даже не даёт многим людям вокруг них имена.

Обзор «Последней капли» — автобиографического фильма Софии Копполы об отношениях с отцом

В этом, кажется, и заключается задумка режиссёра — наслаждайтесь совместными сценами Джонс и Мюррэя, расслабьтесь. На этом фоне почти незаметна даже техническая часть. Операторская работа хороша, но совсем не выделяется. Музыка подходит настроению, но не запоминается.

Неслучайно я рассматриваю только сюжет и актёрскую игру — фильм действительно уделяет внимание только этим аспектам. При этом не сказать, что история здесь чудо как хороша — без контекста она не выглядит какой-то особенной.

Но если вам по настроению такое путешествие без обязательств, то «Последняя капля» — идеальный вариант для вечера. Пусть это и не величие уровня других работ Софии Копполы, но действительно искренняя и по-хорошему жизнерадостная история.

8383
30 комментариев

Комментарий недоступен

41
Ответить

Тогда уж перекатился

3
Ответить

Кинематограф

Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

А мне её, бтв, на ДТФ уже несколько раза кидали как пример хорошей женщины-режиссёра.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Просто лёгкий прекрасный фильм. Вчера очень удачно скрасил им вечер.

3
Ответить