Сочувствие госпоже месть — сериал Голубоглазый самурай

Динамичный экшн и отличный экскурс в историю и культуру Японии

Сюжет «Голубоглазого самурая» строится от идеи японского изоляционизма, которая возобладала в обществе в середине 17 века. В результате чего после почти столетнего взаимодействия с европейцами все иностранцы были изгнаны из страны.

Почти все. Четверо влиятельных европейцев, прибравших к рукам многие так скажем теневые отрасли экономики, сумели скрыться и продолжить вести свои морально неблаговидные дела.

Как раз их и разыскивает главный герой произведения — загадочный самурай с уже сформировавшейся в народе неоднозначной репутацией.

Далее следует небольшой исторический экскурс в историю Японии для лучшего понимания контекста. Если вам это неинтересно, жмите сюда.

Считается, что первый документированный контакт японцев с европейцами произошел в 1542 году. Это были португальцы, которые в духе Великих географических открытий осваивали тихоокеанский регион, формируя торговые связи с азиатскими державами того времени. В первую очередь речь идет про Китай и как раз Японию. Впоследствии в Японии европейцы, так как они приплыли с юга, получили прозвище "южные варвары".

Португальская каррака в порте Нагасаки
Португальская каррака в порте Нагасаки

В 1543 году португальцы высадились на японском острове Танэгасима, где впервые познакомили японцев с европейским огнестрельным оружием. В дальнейшем именно оружие станет основным предметом торгового интереса для Японии, а по острову будет названа и японская разновидность аркебуз — танегасима.

Танегасимы
Танегасимы

Основное направление торговли шло с Малакки и проходило через ряд специально организованных пунктов: для Китая это Макао, а для Японии —Нагасаки. У китайцев европейские купцы обычно выменивали шелк, а у японцев серебро и другие драгоценности.

При этом с помощью посредничества иностранных кораблей в это время шла торговля и между Китаем и Японией. Дело в том, что в определенный момент Китай ввел запрет на ведение дел с японцами в ответ на набеги японских пиратов — вако.

Маршрут португальской торговли в регионе
Маршрут португальской торговли в регионе

Таким образом, торговля и деловые связи увеличивали авторитет и влияние иноземцев в Японии. Подкреплялось это и культурным аспектом: практически сразу после установления первых контактов в стране появились католические миссионеры.

И помимо непосредственно культурно-идеологической составляющей это подразумевало и прагматический расчет. В бизнесе важно доверие к партнерам, а в условиях отсутствия развитого правового регулирования ничего лучше чем "клясться одним богом" не придумали. Распространение православия на Руси, например, стимулировалось связями с Византией.

Так или иначе, начали появляться знатные японцы-христиане, а число приверженцев этой веры по отдельным оценкам к концу 16 века составляло около 200 тыс. человек. В конце концов, распространение иноземной религии стало противоречить государственной политике того времени, так как именно на 16 век пришелся здесь процесс формирования единого централизованного государства.

Несмотря на гордый статус древней империи, в Японии довольно явно проявлялись черты феодализма, такие как междоусобная война кланов и более мелких землевладельцев в рамках борьбы за власть. Ключевым моментом стал 1192 год, когда сформировался режим сёгуната, при котором фактическое управление было на сёгуне и клане, который он представляет, а роль императора стала сугубо символической. Однако при наличии могущественных конкурирующих кланов такой системе не доставало стабильности, что и было решено силами троицы в составе Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, итогом деятельности которых стало появление сёгуната Токугава, просуществовавшего впоследствии два с половиной века.

После победы над внутренними врагами и консолидации общества взгляд правителей Японии устремился на врагов внешних. Так была начата Имдинская война (1592-1598) против Кореи, в которой даже с помощью европейских оружейных технологий японцам не удалось сломить корейское сопротивление при поддержке Китая. Наконец, очередь дошла и до косвенной борьбы против европейцев через противодействие распространению христианства.

Японская пехота (асигару) с ружьями танегасима
Японская пехота (асигару) с ружьями танегасима

До поры до времени японские власти закрывали глаза на активное распространение христианства как побочный продукт выгодных отношений с европейцами, хотя и тут не обходилось без казней и мучеников. Однако же с точки зрения централизованного государства идеологическое единство представляется важным для стабильного развития. Поэтому еще в 1587 году состоялся формальный запрет христианства в Японии и началось изгнание европейских миссионеров. Крайней точкой процесса стало Симабарское восстание (1637-1638) христиан, в результате которого было обезглавлено 37 тысяч восставших. С этого момента отсчитывается начало окончательной самоизоляции Японии, и примерно в это время развиваются события сериала «Голубоглазый самурай»

Сам по себе сериал сложно строго назвать историческим. Здесь переданы основные черты и идеи эпохи, однако, как это часто бывает, акценты здесь служат драматическим целям, а не объективной истине.

В Японии действительно всегда существовало предубеждение по отношению к иноземцам, а слово гайдзин ("человек извне") до сих пор сохраняет определенную негативную коннотацию. Тем не менее, в «Голубоглазом самурае» европейцы представлены совсем уж чем-то демоническим, противоестественным и, как следствие, заслуживающим только уничижительного отношения.

От этого строится и одна из основных коллизий: голубые глаза это самый явный признак "неправильного" происхождения главного героя, который является полукровкой — его отцом является один из четверых европейцев, а мать-японка представляет "древнейшую профессию". Отсюда следует и визуальный образ: широкая шляпа и очки призваны скрыть личность и секреты героя.

Сочувствие госпоже месть — сериал Голубоглазый самурай

И скрывать есть что помимо происхождения. Довольно скоро выясняется, что наш самурай на самом деле женщина хотя, в отличие от голубых глаз, утаивать это удается чуть удачнее. Несмотря на то, что в духе времени этому факту в сериале как будто придается некоторое особое внимание, по факту женщина-воительница для Японии не является чем-то диковинным или уж тем более запрещенным.

Да, бусидо, поединки на мечах и само слово "самурай" относятся в основном к мужчинам, но обучение владением оружием, вроде нагинаты, и даже участие в сражениях для женщин являлось вполне допустимым. Хотя эта их роль к началу действия сериала и начала терять значение.

Так или иначе, в совокупности положение нашей героини по имени Мизу в обществе оказывается незавидным, в результате чего она и становится на путь обучения искусству самурая, дабы отомстить каждому предполагаемому отцу за тяжелую судьбу. История же становления Мизу раскрывается во многочисленных флэшбеках, охватывающих как детские годы, так и относительно недавние события, окончательно определившие решения героини.

Визуальная составляющая «Голубоглазого самурая» производит слегка неоднозначное впечатление. Временами картинка смотрится немного упрощенной и скудной на детали, что создает определенный диссонанс при просмотре. Чаще всего это касается персонажей. Однако в целом впечатляющих и положительных моментов здесь субъективно гораздо больше.

В первую очередь, особое внимание привлекают боевые сцены. Их довольно много, они динамичные, разнообразные и действительно производят впечатление. При этом также и достаточно жестокие: здесь можно увидеть отрубленную конечность или даже разрубленного на части человека. Да и в целом сериал получился "взрослым", это отнюдь не мультик для детей из-за обилия наготы и откровенных сцен, да и мотиву продажных женщин отведено достаточно много внимания.

В то же время окружение и антураж мира с точки зрения проработки смотрятся очень здорово, аутентично, а иногда даже можно сказать живописно.

Очень импонирует то, как создатели в сериале смогли органично сплавить сюжет, историю и культуру. Большую роль здесь играет мастерство производства легендарных японских мечей, что очевидным образом продолжает и дополняет тематику боевых искусств. Слепой кузнец становится первым и самым главным учителем Мизу, что позволяет спустя годы создать по-настоящему неземное оружие — меч из космической руды.

Однако, что свойственно азиатской культуре, за всем этим стоит и глубокая философия. Меч как душа самурая и линия между жизнью и смертью. Появляется и аналогия между чистой материала меча и человеком: меч без примесей может развалится, поэтому не стоит стремиться к абстрактной шовинистической чистоте и людям, отвергая то, что делает нас особенными.

Чем чище сталь, тем она жестче. Но слишком чистая сталь хрупка. Нужно оставить немного того, что заложил господь.

Мастер Эйджи, учитель Мизу

В целом же практически каждый основной элемент японской культуры получает определенное внимание, погружая зрителя в мир Японии 17 века и донося до него мировосприятие японцев того времени: чайные церемонии, каллиграфия, поэзия и гейши как сосредоточие всей этой культуры. Наиболее характерен в этом отношении один из эпизодов, в котором сюжет параллельно транслируется в стиле классического японского кукольного театра бунраку.

При этом, опять же, не сказать, что «Голубоглазый самурай» слишком сильно акцентирован на аутентичность. Здесь все доступно и для понимания неподготовленного зрителя, многое упрощено и, конечно, не обошлось от ряда отсылок постмодернистского толка. То тут, то там можно почувствовать знакомые мотивы и сюжетные тропы, иногда достаточно явные: «Убить Билла», «Мулан», классика Куросавы.

Да, так можно было

Что касается непосредственно сюжета, то на фоне достоинств сериала его можно скорее отнести к недостаткам. Нет, нельзя сказать, что он прямо плохой. Тут сохраняется внутренняя логика и последовательность повествования, постепенно и своевременно раскрывается история и характер персонажей.

Однако какой-то чуть более сложной проработки ему, пожалуй, все-таки не достает. Сценарные перипетии достаточно классические и предсказуемые и вряд ли удивят даже среднестатистического зрителя. В то же время персонажам не хватает глубины и оттенков. У большинства героев довольно узнаваемые архетипы, от которых они не особо отступают.

Но критичнее всего, что это проявляется и для Мизу. По сути главную героиню можно отнести к известному типажу "Мэри Сью", поведение которого в данном случае всецело посвящено одной цели — мести. Конечно, у нее есть определенный путь становления и прогрессия характера, однако все еще крайне странным смотрится то, каких успехов в поединках достигает героиня, которую никто толком и не учил ничему. Условности условностями, но все-таки этот момент очень остро ощущается в сериале, где такое внимание уделено поединкам.

«Голубоглазый самурай» это как большая и красивая энциклопедия с кучей красочных иллюстраций. Сериал способен открыть для многих очарование эстетики японской культуры и заинтересовать иcторией страны. В то же время найдется здесь и несколько страниц с откровенным содержанием, так что энциклопедия однозначно не для детей, тем более что и определенная смысловая составляющая «Голубоглазого самурая» требует от зрителя некоторой зрелости восприятия, давая повод поразмыслить.

4747
85 комментариев

отличный экскурс в историю и культуру Японии

Э... Нет. Это взгляд на культуру Японии с точки зрения американца.

10
Ответить

А в чем проблема взгляда со стороны? Взгляд японцев на самих себя не является концептуально чем-то по умолчанию лучшим. Уж тем более в рамках художественного произведения.

Ответить

Вчера досмотрел. Концовка конечно полностью нелогичная и драки под конец слишком скучные стали. Так же бесила способность главной героини полность забывать про свои раны через 5 минут. Ногу проткнули насквозь? Немного похромаем и дальше воевать. Воткнули под ребро когти с 3-мя лезвиями? Похуй, выживу и еще 20 человек переубиваю.
В остальном - отличный мультфильм, один из лучших за последние пару лет.

6
Ответить

А что с концовкой? Мне кажется, достаточно стандартная и предсказуемая.
Героиня да, слишком мэрисьюшная, и тут даже оправдать особо нечем. Главный антагонист тоже получился довольно гротескным. И это он умеет, и то.

1
Ответить

Постановка битвы, кнеш, то ещё дерьмо

3
Ответить

Оператор пытается создать экшен своей камерой. Мда

1
Ответить