Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

О колористике, цветовых схемах и галстуках.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Помнится, когда я учился в старшей школе, то твёрдо для себя решил, что буду ходить на пары в рубашке и галстуке! Не помню, с чего так вообще случилось, но вот стал я ярым противником вольной одежды, предпочитая в любом удобном случае, если это позволяет погода, надевать брюки с туфлями.

Вскоре у меня появилась небольшая коллекция разноцветных галстуков: на некоторых, если присмотреться, вырисовывались разные вельветовые узоры, а некоторые ярко блестели на солнце своей шелковой элегантностью. Каждое утро случайный галстук подбирался к случайной рубашке, и я выходил из дома в наивной уверенности, что иду не столько на пары, сколько ослеплять мир своей блестящей неотразимостью.

Но однажды один из преподавателей сказал мне (не в упрёк, а чисто по-дружески), что мой галстук совершенно не подходит к рубашке. И я удивился, дескать, как же так? Рубашка выстирана, выглажена, галстук – красив, с узорами, сверкает красотой в обоих смыслах этого слова. «Ну, вы же знаете про сочетание цветов?», — спросил меня преподаватель и, сам того не осознавая, изменил мне восприятие вообще всего на свете. Оказалось, красивая рубашка и галстук вовсе не обязательно дают красивое сочетание.

Так я узнал о цветовых схемах и, как бы странно это ни звучало, стал смотреть кино совершенно по-другому. Передний план для меня навсегда превратился в «галстук», задний – в «рубашку», и я стал замечать интересное сочетание цветов чуть ли не в каждом кадре. Увиденное было не развидеть, и, возможно, такой же эффект будет и у вас. Сейчас ваш последний шанс не читать дальше.

Цветовые схемы

При рассмотрении цветовых схем будет использовано цветовое колесо — то самое, которое наверняка есть в углу вашего графического редактора.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

1. Комплементарная цветовая схема

Самая частая в использовании схема. Два цвета сочетаются тогда, когда они находятся друг напротив друга в цветовом колесе.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Дело в том, что две противоположности — тёплый и холодный цвет — воспринимаются зрителем как нечто гармоничное и дополняющее друг друга. В этой же цветовой схеме есть два «фаворита», которые используются значительно чаще других цветов — синий и оранжевый. Почему? Да потому что передний план — это, как чаще всего бывает в кадре, люди. Люди — они, если смотреть на цветовое колесо, в общем-то оранжевые. Значит, чтобы сделать кадр гармоничным, нужно сделать задний план синим. Небо, вода — идеальные варианты. Вместо человека можно сделать взрыв, он так-то тоже оранжевый. Понаблюдайте, на каком фоне будет взрыв, когда будете смотреть следующий блокбастер, вряд ли «бэкграунд» будет тёплых цветов.

«Игра в имитацию»
«Игра в имитацию»
«Бегущий по лезвию»
«Бегущий по лезвию»
«Амели»
«Амели»

На «Хабре» есть отдельная статья, посвящённая сине-оранжевой схеме. В ней говорится о блогере, который в 2013 году провёл исследование, чтобы выяснить, какие цвета чаще всего используются в трейлерах к фильмам того года. Синий и оранжевый лидируют с заметным отрывом.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

2. Аналогичная цветовая схема

Чуть ниже об этой цветовой схеме будет расписано чуть подробнее. Если вкратце, то использование только тёплых или только холодных цветов вызывает у зрителя конкретную эмоцию, которая и требуется в данном кадре.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
«Афёра по-американски»
«Афёра по-американски»
«Матрица»
«Матрица»
«Траффик»
«Траффик»

3. Троичная цветовая схема

Довольно редкая схема. В ней используются три равноудалённых (на цветовом колесе) друг от друга цвета. Один из этих цветов играет роль «доминирующего», другие же используются лишь для того, чтобы сильнее его подчеркнуть.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
«Супермен» (1978)
«Супермен» (1978)
«Безумный Пьеро»
«Безумный Пьеро»

4. Сплит-комплементарная цветовая схема

Такая же, как и комплементарная, с той лишь разницей, что одному цвету противопоставляются два соседних (или почти соседних). Так как два соседних цвета не слишком отличаются между собой, это сохраняет гармонию в кадре.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
«После прочтения сжечь»
«После прочтения сжечь»
«Дежа вю»
«Дежа вю»

5. Тетраидная цветовая схема

Такая же, как и троичная, но вместо трёх цветов — четыре. Один из них доминирует, другие — подчёркивают его в кадре.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
«Головоломка»
«Головоломка»
«Губка Боб»
«Губка Боб»

Монохроматическая схема

Я не зря выделил эту схему в отдельный подзаголовок. В некоторых источниках её вообще не существует, а её функцию приписывают аналогичной (пункт 2). Разница между ними и правда минимальна: в обоих схема кадр намеренно строят с одним или двумя соседними цветами, чтобы вызвать конкретную эмоцию.

Преимущественно красный

Красный — один из самых сильных цветов в кадре. Красный — это любовь, эротика, страсть. Роковую женщину вам скорее всего покажут в красном платье или с ярко-красной помадой. Красный — это тревога, опасность и насилие. Это цвет мигающих лампочек при разгерметизации космического корабля или освобождения монстра, цвет крови.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Преимущественно розовый

Розовый — цвет невинности и женственности, а так же, как показывает практика, цвет чего-то сладкого. Розовым подчеркивают женственность персонажей, их красоту и игривость.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Преимущественно оранжевый

Оранжевый — это цвет теплоты, радости и спокойствия (как вокруг, так и внутренней гармонии героя).

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Преимущественно желтый

Жёлтый — неоднозначный цвет, который может использоваться для изображения как тревоги, болезни или даже безумия, так и для теплоты и наивности.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Преимущественно зелёный

У зелёного в кино есть своё личное предназначение, это — кто бы мог подумать — цвет природы. В некоторых случаях это еще и цвет чего-то зловещего, магии, опасности, а иногда и тьмы.

(ну, кто первый вставит кадр из «Зеленого слоника»?)

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Преимущественно синий

Синий — цвет холодного спокойствия (обратите внимание — не такого, как в случае с оранжевым), одиночества и депрессии.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Преимущественно фиолетовый

Фиолетовый — это цвет чего-то неземного, инопланетного, иллюзорного или зловеще-мистического. Это цвет магических артефактов, инопланетных бластеров и космических созвездий. Иногда хорошо гармонирует с эротикой.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Цвет как ориентир в сюжете

Цвет может подсказать зрителю, в какой реальности происходит сцена. Например, в фильме Кристофера Нолана «Помни» цветные сцены показывают действия, идущие в обратном хронологическом порядке, а чёрно-белые — в обычном.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

В «Матрице» же реальный мир показан в синих оттенках, а мир Матрицы — в зелёных.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Иногда оттенок картинки становится мрачнее вместе с самим сюжетом.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Иногда фильм и вовсе лишают ярких цветов, за исключением лишь некоторых, которые притягивают внимание зрителя.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

А иногда цвет — это незаменимый атрибут конкретного персонажа.

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Завершение

На «Пикабу» есть подробный пост о цвете в кино. Не такой, как этот, а более технический. Суть его состоит в том, что изначально фильмы снимают вот так:

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

... и только потом занимаются колористикой, после чего и получается кадр, который мы видим на экране — вот этот:

Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра

Детали — в вышеуказанной ссылке, а пока — вот вам видео, где ламповая домашняя съёмка превращается в хоррор чудесами цветокоррекции.

«Дом на сосновой улице» (2015)

Другие статьи из цикла

Засим откланяюсь. Всем хорошего кино!

397397
77 комментариев

У человека в глазу всего три типа цветовых рецепторов : синий, красный и зелёный. И ещё черно белые. (Они же самые главные)
К тому же в каждом глазу у каждого человека - совершенно разное количество рецепторов , в результате чего даже левый и правый глаз видит мир чуть отлично.

В первую очередь люди воспринимают тон, а не цвет. К тому же восприятие у всех не абсолютное, а относительное, что позволяет быстро перестроится на восприятие даже искажённой информации. Поэтому всегда имеет значение именно отношение пятен, а не их точный состав.

Ps: эта статья выглядит пропагандой ношения костюмов.

26
Ответить

"пропаганда ношения костюмов"

58
Ответить

"Nothing suits me like a suit"

16
Ответить
2
Ответить

Могу ошибаться, но где-то давно читал, я-то фиолетовый в чистом его виде, почти не встречается в животном мире, потому так хорошо подходит под что-то инопланетное.

11
Ответить

Вы раскрыли заговор инопланетян, которые на нашей планете всеми считаются безобидными баклажанами!

33
Ответить

Когда человек видит "фиолетовый" то это лишь означает что в человеческом глазу активируются черно белые и синие рецепторы.
Когда же человек видит "синий" то активируются заодно и зелёные рецепторы.

Кстати в 80е люди которым меняли хрусталик глаза ставили искусственный хрусталик пропускающий ближний уф. И вот они его воспринимать тоже начинали , как новый восьмой , "серый " цвет, ибо мозг ловил майндфак когда понимал что поступали сигналы от черно белых рецепторов , но нет сигнала от цветных, хотя зрачек не расширен.

9
Ответить